Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
картотека по развитию речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работу.

Пояснительная записка.

Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития, т.е. полиморфная деятельность.

Осуществляется речь с помощью системы условных символов, имеющих определённый смысл, называемых языком. Любой язык содержит следующие компоненты:

- фонетика;

- лексика;

- грамматика.

Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.

Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Известны следующие виды работ с картиной:

- рассматривание;

- описание;

- рассказывание.

Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.

Для работы с детьми можно использовать следующие методические пособия:

• Т.А.Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом»

(для развития мышления и связной речи у дошкольников)

Программные задачи: пополнять запас знаний, учить анализировать и рассуждать, фантазировать, сочинять; составлять рассказ по опорным словам, пересказывать.

В данном пособии сюжеты картин «проблемные» по нескольким причинам: проблема – это сложный вопрос, в данном случае, под сложностью сюжета подразумевается, что для всестороннего восприятия и осмысления требуются:

- пояснения и помощь взрослого;

- включение активной мыслительной деятельности ребёнка;

- активизация воображения, фантазии взрослого, и малыша.

В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений использованы вопросы.

• Т.А.Ткаченко «Логопедическая тетрадь»

(практическое пособие для формирования и развития связной речи)

В этом пособии даны образцы рассказов и этот практический материал расположен в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и свёртыванием плана высказывания. В пособии предлагается следующий порядок работы:

- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- составление рассказа по следам демонстрируемого действия (образца рассказа нет);

- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (предметные картинки);

- пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

• Т.А.Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

tinkoff.ru

Кредит под залог недвижимости в Тинькофф Банке

Перейти

Схемы даны по лексическим темам:

«Игрушки» «Посуда» «Овощи-фрукты» «Одежда» «Времена года» «Профессии»

«Животные» «Птицы»

• Т.В.Большева «Учимся по сказке»

(для развития мышления и связной речи дошкольников с помощью мнемотехники)

В комплект издания входят:

- 1-я книга – методическое пособие;

- 2-я книга – цветное приложение увеличенного формата с пронумерованными изображениями коллажей к сказкам.

С помощью этого пособия можно через сказку знакомить детей с окружающим миром, обучать правильному звукопроизношению, выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Конспекты игровых занятий представлены последовательно, для использования их в течении года – с сентября по май. В помощь даны мнемотаблицы.

Научиться пересказывать, это просто? Да, если использовать

• Учебное пособие Л.Е.Белоусовой,

В котором изложена эффективная методика запоминания текста. Книга состоит из трёх разделов:

В 1-й – включены рассказы с картинками-подсказками, рассказ предваряется рисунком и загадкой, которые знакомят детей с главным героем.

Во 2-ом – к каждой истории, помимо картинок-подсказок, дана сюжетная картинка.

3-й – раздел составляют рассказы по серии картинок.

• «Что сначала, что потом?»

Дидактический материал для развития логического мышления, речи детей дошкольного возраста. Выполняя задания, дети научатся обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь. По каждой картинке дети составляют предложения из 2, 3, 4-х слов, затем составляют рассказ по серии картинок, предварительно правильно разложив последовательность сюжета.

• «Как медвежонок узнал новые слова»

(пособие для обучения пересказыванию)

В нём даны разные истории о медвежонке и вопросы по тексту к каждому рассказу, по которым ребёнок запоминает содержание текста, сопровождается рассказ иллюстрацией, таким образом ребёнку легче воспроизвести рассказ.

• «Дикие животные» - серия сюжетных картин

(пособие из серии «Развитие речи и культуры общения» - Воробышек)

Программные задачи: учить детей отвечать на вопросы, анализировать, рассуждать; развивать чувство ритма при заучивании стихов, загадок, пополнять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.

В нём работа по развитию связной речи представлена в последовательности от простого к сложному:

- сначала отгадывают загадки о животных;

- затем прослушивают стихотворение;

- затем отвечают на вопросы о животных, их образе жизни;

- выполняют пальчиковую гимнастику; составляют рассказ по иллюстрации.

• «Золотая осень» - пособие картина – плакат.

Программные задачи: развивать внимательность, наблюдательность, упражнять в грамматических категориях, составлении предложений, рассказов; знакомить с сезонными изменениями в природе или закреплять знания о них.

На плакате изображён деревенский пейзаж осенью. В пособии даны беседы по плакату, которые предполагают широкие возможности для разговора с детьми на различные темы:

- можно беседовать о смене времён года, о их признаках;

- об овощах, фруктах;

- о домашних и диких животных;

- сезонной одежде;

- труде людей в огороде и в поле;

- о том как растут в поле булка или рубашка;

- вспоминать и пересказывать содержание знакомых сказок;

- загадывать загадки, рассказывать стихи о животных.

Здесь важна фантазия, активность и заинтересованность педагога.

В индивидуальной или фронтальной работе с детьми можно выкладывать карточки-пазлы, которые являются фрагментами картины-иллюстрации, но уже с изменённым изображением, где ребёнок, составляя фразу должен об этом сказать.

Представляю вашему вниманию дидактические игры, которые направлены на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников; на формирование грамматически и структурно правильное построение предложений, т.к. это является теми самыми кирпичиками, из которых строится связная речь и без них невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

• Д/и «В каком доме я живу?»

Цель: употребление сложных словообразований.

• Д/и «Найди отличия»

Цель: учить детей сравнивать и составлять предложения с противительным союзом «а».

• Д/и «Кому, что нужно для работы?»

Цель: знание инструментов, которые необходимы в какой-либо профессии, составлять фразу.

• Д/и «Назови какой?»

Цель: закрепление названия птиц, пополнение словаря, подбор определений, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, описание внешнего вида птиц.

• Д/и «С какого дерева плод?»

Цель: закрепить названия деревьев и их плодов, составлять грамматически правильную фразу.

• Д/и «С какого дерева лист?»

Цель: закрепление названий деревьев и их листьев.

• Д/и «Кто, что делает?»

Цель: знание профессий.

• Д/и «Назови части одежды»

Цель: закрепление названий одежды и её деталей.

• Д/и «Чего не хватает?» или Д/и «Без чего?»

Цель: изменение, употребление существительных в род.пад.

• Д/и «Кто у кого?»

Цель: закрепление знаний детёнышей животных, построение фразы.

• Д/и «Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, памяти, знание предметов мебели, употребление существительных в род. пад.

• Д/и «Придумай предложение»

Цель: формирование умения составлять предложение из 2-3-4-5 слов, использование определений.

• Д/и «Составь рассказ»

Цель: учить составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок.

• Д/и «Цветные паровозики»

Цель: развивать у детей цветовосприятие, логическое мышление, внимание, расширять словарный запас и кругозор, закрепление цифр от 1 до 5 и порядковый счёт от 1 до 5, знаний обобщающих слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по развитию речи рекомендую воспитателям, работающим со старшими дошкольниками....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособлен...

«Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Паспорт проектаТема проектаПрименение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиВид проекта РазвивающийПо времени...