Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
    картотека по развитию речи (старшая группа) по теме

    Истигечева Елена Николаевна

    Дидактические игры по развитию речи рекомендую воспитателям, работающим со старшими дошкольниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_didakticheskih_igr.doc.docx26.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

                                           

      «ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

    Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

     Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

             Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

            Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

            Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

            Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

            Шляпа (какая?) – черная, большая…

            Туфли (какие?) – осенние, красивые…

            Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

            Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

            Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

           

       ПОСЧИТАЙ

    Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

    Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

    Один мяч, два мяча, пять мячей.

    Одна кукла, две куклы, пять кукол.

    Одно облако, два облака, пять облаков.

         КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?

    Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

    Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

    Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

    Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

    Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

    Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

       СКАЖИ НАОБОРОТ

    Цель: учить подбирать антонимы к словам.

    Взлет – посадка

    Взлетать – приземляться

    Приезжать - …

    Приплывать - … .

     «Что из чего сделано?»

    Стакан из стекла — стеклянный,

    сковорода из чугуна — чугунная,

    ложка из дерева — деревянная,

    нож из металла — металлический,

    ведро из железа — железное,

    ваза из хрусталя — хрустальная,

    чашка из фарфора — фарфоровая,

    платье из шелка — шелковое,

    коробка из картона — картонная,

    шарф из шерсти — шерстяной,

    булка из пшеницы — пшеничная,

    хлеб из ржи — ржаной

    Сравните предметы и закончить предложения.

    Апельсин большой, а арбуз еще больше.

    Клубника маленькая, а смородина еще ...

    Дыня сладкая, а арбуз еще ...

    Персик мягкий, а вишня еще ...

    Яблоко твердое, а айва еще ...

    Груша вкусная, а ананас еще ...

    Дерево высокое, а башня еще ...

     Куст низкий, а трава еще ...

    Клен толстый, а дуб еще ...

    Рябина тонкая, а камыш еще ...

    Шар легкий, а пушинка еще ...

    Сумка тяжелая, а чемодан еще ...

    Диван мягкий, а подушка еще ...

    Дерево твердое, а железо еще ...

    Лед прозрачный, а стекло еще ...

    Лента узкая, а нитка еще ...

    Шнурок длинный, а нитка еще ...

    Линейка короткая, а карандаш еще ...

    Волк большой, а медведь еще ...

    Олень высокий, а жираф еще ...

    Медведь тяжелый, а слон еще ...

    Ответить на вопрос «Как?»

    Утром светло, а днем (как?) еще светлее.

    Вечером темно, а ночью еще ...

    Осенью холодно, а зимой еще ...

    В пальто тепло, а в шубе еще ...

    Весной солнце светит ярко, а летом еще ...

    Весной птицы поют звона, а летом еще ...

    Поезд едет быстро, а самолет летит еще ...

    Черепаха ползет медленно, а улитка еще ...

    Объясните, почему так называется.

    Рыболов (рыбу ловит),

    листопад (листья падают),

    пчеловод (пчел разводит),

    ледоход (лед ходит, идет),

    землекоп (землю копает),

    самокат (сам катается),

    пешеход (ходит пешком),

    вездеход (везде ходит),

    ледокол (колет лед),

    самосвал (сам сваливает),

    лесоруб (рубит лес),

    паровоз (возит с помощью пара),

    трубочист (трубы чистит),

    пароход (ходит, едет с помощью пара)

     «Кому что дадим?» 

    Цель: закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»

    На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.).     '

    На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

    В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

    Сено дадим корове, лошади.

    Грибы дадим белке.

    Яблоко дадим  ежу.

    Орехи дадим белке

    Малину дадим  медведю. Молоко дадим кошке.

    Мед дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке.

    Овощи дадим свинье.

    «Угадай, кому нужны эти вещи»

     Цель: закрепление формы дательного падежа существительных

    На доске расставлены два ряда предметов: слева — картинки, на которых изображены люди без каких-то предметов, справа — недостающие предметы.

    Логопед показывает детям предмет и предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к соответствующей картинке.

    Указка — учителю,

    весы — продавцу,

    термометр — доктору,

    кисть — художнику,

    шприц — медсестре,

    ружье — охотнику,

    удочка — рыболову,

    ножницы — парикмахеру.

     «Кто чем управляет?» 

    Цель: закрепление формы творительного падежа существительных по теме  «Транспорт»

    На доске картинки с изображением  различных видов транспорта. Воспитатель показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет ... автобусом, самолетом и т. д.)?» Дети должны ответить полным предложением.

    Автобусом управляет водитель.

    Грузовиком управляет шофер.

    Поездом управляет машинист.

    Вертолетом управляет вертолетчик.

    Самолетом управляет летчик.

    Кораблем управляет капитан.

    Мотоциклом управляет мотоциклист.

    Велосипедом управляет велосипедист.

    Ракетой управляет космонавт.

     «Кто чем работает?»

     (закреплении! формы существительных творительного падежа).

    Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?»

    Парикмахер — ножницами,

    маляр — кистью,

    плотник — топором,

    дворник — метлой,

    лесоруб — пилой,

    садовник — лопатой.

     

          «Кто где живёт?»

     

    Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

    Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

    Вариант 1.

    педагог: – Дети:

    Кто живёт в дупле? -Белка.

    Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

    Кто живёт в гнезде? -Птицы.

    Кто живёт в будке?-Собака.

    Кто живёт в улье? -Пчёлы

    Кто живёт в  норе? -Лиса.

    Кто живёт в логове? -Волк.

    Кто живёт в берлоге? -Медведь.

    Вариант 2.

    педагог: -Дети:

    Где живёт медведь? -В берлоге.

    Где живёт волк ?-В логове.

    Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

     

     

     

         «Подскажи словечко»

    Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

    Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

    – Ворона каркает, а сорока?

    Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

    – Сорока стрекочет.

    Примеры вопросов:

    – Сова летает, а кролик?

    – Корова ест сено, а лиса?

    – Крот роет норки, а сорока?

    – Петух кукарекает, а курица?

    – Лягушка квакает, а лошадь?

    – У коровы телёнок, а у овцы?

    – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

     

     

          «Что происходит в природе?»

    Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

    Игру желательно проводить по темам.

    Пример: Тема «Весна»

    педагог: -Дети:

    Солнце – что делает? -Светит, греет.

    Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

    Снег – что делает? -Темнеет, тает.

    Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

    Капель – что делает? -Звенит, капает.

    Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

          «Кто может совершать эти действия?»

    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

    педагог:- Дети:

    Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

    Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

    Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

    Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

     

         «Лови да бросай – цвета называй»

     

    Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

    педагог:- Дети:

    Красный -мак, огонь, флаг

    Оранжевый -апельсин, морковь, заря

    Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

    Зелёный-огурец, трава, лес

    Голубой  -небо, лёд, незабудки

    Синий- колокольчик, море, небо

    Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

     

          « Четвёртый лишний»

    Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

    Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

    Кабачок, огурец, тыква, лимон.

    Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

     

     

     

         «Один – много»

    Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

    Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

    Пример:

    Стол – столы             стул – стулья

    Гора – горы               лист – листья

    Дом – дома                носок – носки

    Глаз – глаза              кусок – куски

    День – дни                прыжок – прыжки

    Сон – сны                  гусёнок – гусята

    Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим.

    упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов....

    Картотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возраста

    Картотека дидактических игр по собрана для закрепления знаний по ПДД у детей старшего возраста в игре....

    Картотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возраста.

    Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни....

    Картотека дидактических игр по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

    Дидактический материал можно использовать  во время проведения  НООД  "Безопасность", а так же в свободной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

    Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

    представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....

    Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

    Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...

    Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

    Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...