Мастер-класс для воспитателей: "Послушный язычок"
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Колодина Ирина Александровна

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

 

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать. Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться. Когда какое-то упражнение совершается на выдохе, следите, чтобы этот выдох был направлен в самые зубы. Каждое упражнение нужно повторять не более пяти раз. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ КОРОТКОЙ УЗДЕЧКЕ При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребенок мог дотянуться кончиком языка до альвеол. Все движения должны выполняться близко к пределу возможного. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребенка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть — давайте ему отдых. Уздечка языка считается выправленной, когда эти упражнения легко выполняются при ширине рта, достаточной для произнесения звука [э].

Слайд 2

Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до пяти секунд. 1. ЗАБОРЧИК Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Сохранять положение до пяти секунд. 2. ХОБОТОК Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до пяти секунд. 4. БЛИНЧИК Широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы. Оставить в таком положении на пять секунд 3. ЗАБОРЧИК-ХОБОТОК Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду. 6. ЛОПАТКА Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение пять секунд. 5. МАССАЖ ЯЗЫЧКА Язык разместить так, как описано в четвертом упражнении и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом « пя — пя — пя ». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколько получится. ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Слайд 3

Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до пяти секунд. 7. ИГОЛОЧКА Округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, не прикусывая его зубами. Сохранять положение до пяти секунд. 8. ЛОПАТКА-ИГОЛКА Немного высунуть язык изо рта. Чередовать положения, описанные в упражнениях 6 и 7. Нижняя челюсть неподвижна. Губы неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каждое положение около секунды. Попеременно прикасаться кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды. Попеременно прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды. 12. ВАНЬКА-ВСТАНЬКА Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение пять секунд. 11. ПОМАДА Рот приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движения. 9. ЧАСИКИ Губы в положении полуулыбки. Нижняя челюсть неподвижна. 10. КАЧЕЛИ Рот приоткрыт, как при произнесении звука [э]. Нижняя челюсть неподвижна.

Слайд 4

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯЖКИ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движения вперед-назад (от зубов к горлышку и обратно). МАЛЯР 4. ГАРМОШКА 3. ГРИБОК 2. ЛОШАДКА Рот приоткрыт. Пощелкать языком за верхними зубами. По мере освоения движения рот открывать все шире. Нижняя челюсть неподвижна! Ее можно придерживать рукой за подбородок. Постепенно усиливать напряженность щелчка языком. Рот приоткрыт. Присосать язык за верхними зубами, на альвеолах. Не отрывая языка от нёба, открывать рот все шире до тех пор, пока язык сам, щелкнув, не оторвется от альвеол. Инструкция может быть такой: «Присоси язык. Это будет гриб. Открывай рот все шире и шире — гриб будет расти. Твоя задача вырастить гриб покрупнее». Губы в улыбке! Рот приоткрыт. Язык присосать к небу (из упражнения «Грибок»). Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку.

Слайд 5

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [ Р, Р `] 1. БАРАБАН 4. КОЛОКОЛ 3. ТРЕЩОТКА 2. ПУЛЕМЕТ Рот приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна! Ударяя кончиком языка о переднюю поверхность альвеол, звонко произносить звук [ д ] . Выстукивать, таким образом, различные мелодии, Как на барабане. Упражнение выполнять с голосом. Как можно быстрее. При этом может проскальзывать звук [ р ] . Рот приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна! Произносить звук [ д ] так же, как в упражнении «Барабан», изображая, как строчит пулемет: [ д — д — д ] . Произносить с силой, на одном выдохе, с голосом . Ударяя кончиком языка о переднюю поверхность альвеол, звонко произносить: [ дын-дын-дын ] . Упражнение выполнять с голосом. Произносить с силой, на одном выдохе, как можно быстрее. При этом может проскальзывать звук [ р ] . Рот приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна! Кончиком языка, прикасаясь к альвеолам, совершать очень быстрые движения вперед-назад, не отрывая языка от альвеол. Упражнение выполняется с голосом. После этого точно так же совершать движения вправо-влево.

Слайд 6

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [ Л, Л `] Рот приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна! Широким языком облизывать верхнюю губу в направлении сверху вниз, как бы слизывая варенье. Рот открыт. Нижняя челюсть неподвижна! Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить: БЛ-БЛ-БЛ-БЛ. Губы в улыбке. Кончик языка прикусить между зубами. Не открывая рта и не убирая языка, произносить звук [ ы ] . Получается звук, напоминающий гудок парохода и звук [л] . Рот открыт. Произнести длительно гласный звук ( н-р , [а] ) и, закрывая рот, прикусить язычок между зубов. 1. ВАРЕНЬЕ 2. ИНДЮК 3. ПАРОХОД 4. ПОЙМАЙ ЯЗЫЧОК

Слайд 7

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [ С, С ` , З, З ` , Ц ] Открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится. 1. КИСКА СЕРДИТСЯ 2. ФОКУС Рот открыт ровно настолько, чтобы между зубами мог поместиться язык. На кончик носа положить кусочек ваты. Язык сильно высунуть изо рта, загнув его кончик вверх так, чтобы выдуваемая струя воздуха направлялась к носу. Сдуть ватку. Губы находятся в полуулыбке. Широкий язык несильно просунуть между сближенными зубами и дуть на кусочек ватки, лежащий на столе, «загоняя» его в «ворота». Воздушная струя проходит по желобку, по средней линии языка. Вначале допускается, чтобы верхняя губа касалась языка, это облегчает фокусировку воздушной струи, в дальнейшем язык должен соприкасаться только с верхними зубами. Губы в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние зубы. В таком положении нужно дуть на свой подбородок. Воздушная струя проходит по желобку, по средней линии языка. При выполнении этого упражнения слышится свистящий звук. Обращаем внимание на температуру воздуха: холодный. 3. ФУТБОЛ 4. СДУЙ СНЕЖИНКУ

Слайд 8

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [ Ш, Ж, Щ, Ч ] 1. ВАРЕНЬЕ 3. БУБЛИК 2. ЧАШЕЧКА 4. ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ Рот приоткрыт. Широким языком облизывать верхнюю губу в направлении сверху вниз, как бы слизывая варенье. Нижняя челюсть неподвижна! Рот приоткрыт. Губы округлены и немного вытянуты вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна! Рот приоткрыт. Несильно высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и кончик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы. Такую форму язык принимает при произнесении звука [ ш ]. Рот приоткрыт. Губы вытянуты вперед. Произносим на выдохе звук Х ( х-х-х ), как бы согревая ладошки. Обращаем внимание на температуру воздуха: теплый.



Предварительный просмотр:

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

- речевой слух,

- речевое внимание,

- речевое дыхание,

- голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Вопрос к воспитателям: Что такое — артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Сказки весёлого язычка"

Материал для обучения родителей основам артикуляционной гимнастики в игровой форме....

Мастер-класс для родителей "Как пальчики язычку помогают".

Подборка различных форм работы по развитию мелкой моторики....

Мастер-класс для родителей "Сказки веселого язычка"

Мастер-класс один из основных видов работы учителя-логопеда с родителями....

Мастер-класс для воспитателей "Зарядка для язычка"

Цель мастер-класса: Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений.Задачи ма...

Мастер – класс для родителей: «Руки помогают – язычок наш укрепляют»

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижают ...

«Мастер класс для родителей «Сказки весёлого язычка»

laquo;Мастер класс для родителей «Сказки весёлого язычка»...

Мастер-класс на тему: «Мой веселый Язычок»

Цель мастер-класса: создание условий для передачи опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий при проведении артикуляционной гимнастики....