Мастер-класс на тему: «Мой веселый Язычок»
материал по развитию речи
Цель мастер-класса: создание условий для передачи опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий при проведении артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_veselyy.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Мастер-класс
на тему:
«Мой веселый Язычок»
Наталья Алексеевна Нуркаева
воспитатель высшей категории
Цель мастер-класса: создание условий для передачи опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий при проведении артикуляционной гимнастики.
Задачи:
- содействовать обучению управлению органами артикуляции;
-развивать координацию и движение артикуляционного аппарата;
-вызвать интерес к проблеме заявленной темы.
Ход мастер класса
Все мы умеем говорить, но далеко не каждый понимает, как именно происходит воспроизведение необходимых звуков. А ведь каждое слово – это результат сложного механизма работы многих органов и мышц.
Правильная артикуляция, то есть движения органов речи в процессе произношения звуков, является залогом четкости и ясности произношения, поэтому развитие речевого аппарата дошкольника должно стать одной из главных задач взрослых.
Вопрос к воспитателям:
Что такое - артикуляционная гимнастика?
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Что относится к органам артикуляции?
Язык, губы, зубы нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением
Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями.
Возникает вопрос. С какого возраста нужно начинать проводить артикуляционную гимнастику?
Чем раньше начнутся занятия артикуляционной гимнастикой, тем меньше проблем будет испытывать ребенок во время учебного процесса и общения со сверстниками, и тем меньше вероятность попадания в очередь под кабинетом логопеда.
В младших группах берутся упражнения на развитие основных движений.
В средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие).
В старших – для сонорных звуков. Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
КАК ПРОВОДИТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА?
В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!
С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.
К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.
С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты. Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая — зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.
С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.
Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.
С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.
Основополагающие правила проведения артикуляционной гимнастики:
- проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в день)
- соблюдать последовательность в движениях
- проводить вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить
- упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме
- удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время
- следить за четкостью и правильностью выполнения
- не допускать переутомления ребенка
- артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной
Виды артикуляционных упражнений: статические и динамические.
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 10-15 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого. Проделать 10— 15 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз.
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
4. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Упражнение проводится под счет 10 — 15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6. «Футбол». Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики» Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Проделать 10 раз.
8. «Парус» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.
ЖИЛ ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК
Жил веселый Язычок в маленьком домишке,
Превращался во что мог на радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился и на губке развалился.
Распластался, растянулся и губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево — тик, вправо — так,
Тик-так, тик-так.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись.
Очень любит Язычок вкусное варенье,
Приготовил он друзьям это угощенье.
Варенье приятное, вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье с губки оближи.
Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
3. Заключительная часть. Обмен мнениями присутствующих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД: занятие по формированию целостной картины мира для детей старшей группы ОНР. Тема: "Мой веселый язычок".
Материал занятия разработан совместно воспитателем и учителем-логопедом, что позволяет учитывать потребности, возможности и интересы воспитанников....
Мастер-класс для родителей "Сказка о веселом язычке"
"Сказка о веселом язычке для мам и пап...
Мастер-класс для воспитателей подготовительных групп "Веселая азбука"
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...
Мастер – класс для родителей по ФЭМП «Веселая математика дома».
Как научить ребенка считать и любить математику? Что можно сделать для того, чтобы облегчить процесс познания мира математики? Это не так уж и сложно, как может показаться. Надо лишь методически заним...
Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика для язычка с детьми »
Цель мастер-класса: Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений.Задачи ма...
Мастер-класс для родителей "Сказка о весёлом язычке"
Целью мастер-класса стало ознакомление родителей с артикуляционной гимнастикой посредством сказки о весёлом язычке....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сказка о Веселом Язычке»
Цель:-Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой.-Создать положительный эмоциональный настрой к логопедическим занятиям.- Развивать творческие умения и навыки родителей....