Методическая раработка по формированию грамматического строя у детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Формирование грамматического строя происходит на материале лексической темы "День Защитника ОТечества". Использованы разнообразные дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zashchitnika.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по формированию грамматического строя

у детей с тяжелыми нарушениями речи 

«Защитникам Отечества – слава и почет!»

в подготовительной группе для детей с ОНР

учитель-логопедВ.Н.Саломахина

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 109

для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Цель: 

Развитие  коммуникативных навыков  в ходе формирования грамматического строя речи (Образовательная область «Речевое развитие»).

Задачи

Коррекционно-обучающие: Учить правильно строить предложения, согласовывать прилагательные с существительными, образовывать причастия от глаголов, краткую форму прилагательных, формировать слоговую структуру сложных слов.

Коррекционно-развивающие: Расширить словарь по теме, развивать мелкую моторику, воображение.

Воспитательные: Воспитывать уважение к защитникам Родины, желание стать защитником.

Оборудование: предметные картинки по теме, счетные палочки, фуражка, запись музыки, проигрыватель, фишки-самолетики.

Взаимодействие с воспитателями и родителями  -  оформление фотогазеты с фотографиями родственников воспитанников.

                                       Ход занятия

  1. Оргмомент.

Кто служит в армии?

Кто из твоих родственников служил? Кем?

  1. Постановка цели.

Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Да, сегодня поговорим о защитниках Отечества.

  1. Д/и «Кого поздравим?»

(Образовательная область «Познавательное развитие»)

Какой праздник будем отмечать 23 февраля? Кого поздравим в этот день?

Мы поздравим разведчиков (танкистов, пап, дедушек, мальчиков, пограничников и т.д.)

  1. Д/и «Кто больше слов придумает?»

В армии служат лучшие мужчины нашей страны.

Какие наши солдаты и командиры?

За каждый ответ возьми фишку-самолетик.

(бесстрашные, отважные, решительные,  мужественные, храбрые, смелые, сильные, непобедимые, умные, веселые, трудолюбивые).

Какие наши корабли, самолеты, танки? (военные, мощные, быстроходные, прочные, надежные, лучшие, современные).

  1. Д/и «Подскажи признак»

Помогите  разобраться.

Если ранили бойца, какой боец? – раненый боец.

Перевязать рану – перевязанная рана, вылечить солдата, услышать выстрел, доставить письмо, спасти командира, раскрыть тайну, спрятать пакет, обработать рану.

  1. Д/и «Назови один предмет»

Я назову много предметов, а вы – один.

 Смелые воины – смелый воин.

Храбрые солдаты, отважные летчики, сильные моряки, решительные командиры, большие танки, белые парашюты, начищенные пряжки, сломанные колеса.

  1. Д/и «Командир и солдаты».

(Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Поиграем в игру «Командир и солдаты» – я командир, а вы солдаты (надеваю фуражку). Отвечайте, как вы выполняете приказы.

Стрелять! – Мы стреляем!

Теперь ты командир, надевай фуражку и командуй (по очереди).

 Сидеть! Стоять! Бежать! Летать! Прятаться! Прыгать! Маскироваться! Заряжать! Молчать! Кричать!

  1. Д/и «Сравните»

Давайте сравним солдата и командира.

Солдат смелый, а командир еще? - Солдат смелый, а командир еще смелее.

Храбрый, сильный, отважный, умный, внимательный, красивый, хороший, высокий.

  1. Д/и «Исправьте предложения»

Послушайте предложения об армии. Что-то в них не так. Исправьте предложения.

Танкист вылез НА танк.

Часовой стоит ИЗ посту.

У моряка В голове бескозырка.

Парашютист прыгнул НА самолет.

Командир приколол солдату орден В грудь.

Пограничник служит ПОД границей.

Самолет летит ПОД городом.

  1. Д/и «Подарки»

(Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»)

      Выложите из палочек подарок военным (под музыку).

 Что и кому ты подаришь?

Я подарю артиллеристу бинокль (танк, самолет, пушку, лодку, цветок, вазу).

  1.  Физминутка

(Образовательная область «Физическое развитие»)

Левой! Правой! Левой! Правой! (шагают)

На парад идет отряд. (поднимают руки вверх)

Барабанщик очень рад: (повороты в стороны)

Барабанит, барабанит (наклон вперед)

Полтора часа подряд! (прыгают)

  1.  Составление рассказа по данному началу.

Послушайте начало одной интересной истории.

Саша катался на велосипеде. Он увидел, что на дороге водитель чинит военную машину…

Как вы думаете, что было дальше?

Варианты:

Саша остановился и предложил свою помощь. Он подавал водителю инструменты. Тот быстро закончил ремонт и поехал дальше.

Саша остановился и стал помогать водителю, поэтому очень сильно испачкался. Он пришел домой, мама начала ругать его за грязную одежду. Когда Саша объяснил, что он помогал военному водителю, мама похвалила сына.

Саша дал водителю свой велосипед, чтобы тот съездил за помощью.

Саша подъехал к водителю и дал ему свой сотовый телефон, чтобы тот вызвал ремонтную бригаду.

Саша позвал на помощь папу, и мужчины вместе быстро починили грузовик.

Молодцы! Интересные рассказы получились.

13 Итог.

Чем занимались?

Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины.  Обозначены пути формировани...

Методические рекомендации для формирования грамматического строя у дошкольников.

Подборка рекомендаций и речевых игр для формирования существительных в ряде падежей и притяжательных местоимений  (есть приложения в виде одноименных презентаций на мини сайте)....

ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...

Методические рекомендации по обследованию грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Данный материал предназначен для учителей - логопедов дошкольных образовательных учреждений....

Методическая разработка по формированию грамматического строя речи у дошкольников.

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлог...

Методическая разработка. Буклет для родителей "Игровые упражнения для формирования грамматического строя у детей 5-7 лет"

Консультация для родителей по формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста....