Использование игровых технологий в коррекционной работе по формированию фонематических представлений у дошкольников с речевыми нарушениями
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ветрова Светлана Михайловна

Статья об актуальности использования игровых технологий в корреклионной работе учителя - логопеда по формированию фонематических представлений  у дошкольников имеющих речевые нарушения. В статье представленны этапы работы по развитию фонематического восприятия, а так же варианты игр по каждому этапу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в коррекционной работе по формированию фонематических представлений у дошкольников с речевыми нарушениями»

                                                                                     

     Формирование фонематических процессов как одно из основных направлений подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе в работе воспитателя.
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитые фонематические процессы, должен владеть простыми формами языкового анализа и синтеза, знать буквы, читать, иметь богатый словарный запас. Всё это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах.
    Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. 
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько звуков в нем? Какой согласный стоит в конце? Какой гласный стоит в середине слова?
    У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. 
    Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Применение игровых технологий обеспечивает свободу действий обучающихся на занятиях, развивает творческие способности, вызывает положительные эмоции в отношении коррекционного процесса, воспитывает чувство товарищества и партнерства в игровой ситуации.
     Игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации коррекционного процесса в форме различных игр. 
Игровые приемы, используемые на различных стадиях работы над формированием фонематических процессов.
   

Всю систему логопедической работы по развитию у детей фонематического восприятия можно разделить на 6 этапов. 
1. Узнавание неречевых звуков. 
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Предлагаю для детей следующие упражнения на распознание:
-звучащих инструментов (свисток, дудочка);
-звучащих предметов (крупа в коробочке, шуршание бумаги);
-действий предметов (свист, стуки). Провожу игры на узнавание товарищей, голосов других людей. 
Игры для развития способности узнавать и различать неречевые звуки:
«Кто что слышит?», «Где позвонили?», «Как звучит сигнал?», «Поставь по порядку», «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чём играю?», 
2. Развитие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков.
На протяжении данного этапа дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд дидактических игр. 
Игры для развития способности различать одинаковые слова, звуки и звукокомплексы: «Как произнёс слова Незнайка?», «Произнеси тихо (громко)», «Угадай, чей голос?»
В игре «В лесу» мы показывали детям картинку с изображением леса и говорили: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!». Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Детям предлагали инструкцию: «Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». За ширмой мы произносили слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем мы усложняли задание, показывали медвежонка и от его имени просил помочь найти маму, которая звала его: «Миша!», произнося это слово, меняя силу голоса. Дети определяли, далеко медведица или близко. В конце игры появлялась медведица и благодарила ребят. Для поддержания интереса к игре мы менялись ролями, дети принимали на себя роль медведицы Мамы, Мишутки, учились «разговаривать» как животные. 
3. Различение слов, близких по звуковому составу. 
На этом этапе во время логопедической работы я учу детей различать слова, близкие по звуковому составу при помощи специально подобранных игр. 
4. Дифференциация слогов. 
Задача этого этапа состоит в том, чтобы научить детей различать слоги. 
5. Дифференциация фонем. 
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. 
Игры для развития способности различать фонемы родного языка.
Игра «Медведица и медвежонок»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).
Ход: Мы говорили ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: [Ы-Ы-Ы], потом медвежонок: [И-И-И]. Потом они уходят за ширму. Ребенку предлагали догадаться, кто его зовет, (за ширмой произносили звуки [и], [ы].) Эту игру проводили в организационном моменте индивидуального занятия.

Для предупреждения утомления предлагали ребёнку изобразить маленького медвежонка на прогулке в лесу.
Игра «Успокой Таню».
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: мяч, ширма, кукла.
Описание игры: мы показывали ребенку куклу и читали отрывок стихотворения: Наша Таня громко плачет: А-А-А! Уронила в речку мячик. Затем предлагали успокоить Таню, когда она заплачет: поднять над головой мяч, когда услышит звук [а]. За ширмой мы чётко произносили звуки: [а], [о], [а], [у], [а], [а], [о], [и], [а], ребёнок выполнял действие: «Ударь в бубен». Ребенок слушает звуки (слоги, слова) и ударяет в бубен, когда слышит определённый звук (слог, слово).
«Ловишка». На заданный звук (слог, слово) нужно хлопнуть в ладоши.
«Синий — зелёный». Для игры нужно приготовить два кружка (например, синий и зелёный). Мы предлагали ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [л׳], например). Если в предлагаемом слове заданный твёрдый звук, ребенок поднимал синий кружок, если мягкий — зелёный. 
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

 Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются:
-в выделении первого гласного, согласного звука (называют или слог, или всё слово);
-в подборе картинок, включающих заданный звук;
-в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
Игры для формирования у детей навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
«Рассели картинки по домикам», «Поезд», «Почта», «Разложи игрушки» и т.д. Так, например, в игре «Рассели картинки по домикам» детям предлагали по количеству слогов расселить картинки по одно-, двух-, трех-, четырехэтажным домам. В игре «Поезд» ребенку предлагался макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне он должен разместить слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов, и обязательно доказать правильность выполнения игровых заданий. В игре «Магазин»  детям раздавались карточки, имитирующие денежные купюры, со слоговыми схемами на них. В качестве товаров использовались предметные картинки, муляжи или реальные предметы. Дети (покупатели) вставали в очередь и выбирали товар соответственно слоговой схеме на своей купюре. 
Игровые упражнения: «Придумай слово со слогом..», «Вспомни слова, состоящие из одного слога», «Новые слова» (ребенок добавляет слоги к словам), «Сложи слово», «Измени слово» (ребенок добавлял или уменьшал количество слогов в слове, меняя смысл слова) 
Игровые упражнения: «Исправь ошибки» (игровой персонаж Незнайка «произносит» неправильно слова, ребёнок исправляет), «Расшифруй секретное задание», «Перепутаница» (ребенку предлагались слова с перестановкой слогов, он менял местами слоги, тем самым расшифровывал слова), «Почини слово», «Волшебник» (ребенку из предложенных трёх слогов предлагалось составить слово).
Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включала следующие этапы:
-анализ прямых и обратных слогов (например, па, то, ам, ом и т. д.);
-выделение гласного звука на фоне слова (в позиции под ударением, в безударной позиции);
-выделение конечного согласного звука;
-выделение начального согласного звука;
-определение места любого заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);
-полный звуковой анализ слов.
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, коррекционная работа проводилась в следующей последовательности и только в игровой форме.

Сначала предлагали детям игровые упражнения «Сколько звуков я спела?», «Какие звуки произнёс «Говоруша?», «Запиши фишками» и т.д. Затем мы упражняли детей в узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова. -игровом упражнении «Услышь первый звук» мы, рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, называли предмет, изображённый на картинке, предлагали ему назвать только первый (последний) звук в слове. В игровом упражнении «Покажи картинку» просили показать картинки, которые заканчиваются на заданный звук. В игровом упражнении «Подбери слова», ребенку предлагали подобрать слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у]; «Подбери к картинке букву» ребенок подбирал к картинке букву, которая соответствует первому (последнему) звуку слова. - игровые задания «Закончи слово и выбери соответствующую картинку», «Цепочки слов», «Закрой фишкой (цвет фишки соответствует позиции звука) картинку», «Разноцветные круги», «Кто скорее?», «Необычные Цветы», «Кто полетит на луну?», «Цифра-картинка». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками

Доклад из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками"....

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Статья по формированию фонематического слуха у дошкольников.Игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза....

Проект :Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками.

В последнее время логопеды бьют тревогу по поводу увеличения количества детей с речевой патологией и утяжеления речевой патологии.Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагности...

Формирование фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями

У детей дошкольного возраста наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняе...

Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками.

Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ...

«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».

совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию пот...