Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
опыты и эксперименты по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Антонова Светлана Владимировна

Материал по обобщению опыта учителя-логопеда, включающий авторское планирование разных видов работ с воспитанниками, педагогами и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта учителя-логопеда27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта на тему:

«Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Антонова Светлана Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 60 «Заинька»,           город Тамбов. Место учебы: Тамбовский Государственный Университет     им. Г. Р. Державина (1996) по специальности «педагогика и психология дошкольная»; курсы профессиональной переподготовки в ТОИПКРО по специальности «Логопедия» (2008). Педагогический стаж – 27 лет, из них по специальности – 11 лет.

На обобщение опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- повышение эффективности работы учителя-логопеда в ДОУ;

- изучение методической литературы;

- участие в городских методических объединениях и семинарах учителей-логопедов.

Пояснительная записка

Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема ЗУН, которыми должны овладеть будущие первоклассники. Согласно требованиям ФГОС ДО, письмо и чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играют ведущую роль в усвоении знаний. Нарушения чтения и письма составляют серьезные препятствия для этого процесса. Сегодня можно говорить о том, что профилактика нарушений чтения и письма является актуальной не только для логопедии, но и для всей системы в целом.

Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии (на 2007 – 2009 годы) свидетельствуют о наличии значительных проблем при переходе детей из детского сада в школу: 80 – 90%детей имеют отклонения физического здоровья, около 60% имеют дефициты в речевом развитии, в развитии моторных функций около 25%, более 70% детей имеют несформированность интегративных функций

( зрительно – моторных, слухо – моторных, сенсомоторных координаций). В последующие годы эта статистика не изменилась в лучшую сторону.

        Обобщенный опыт по выбранному направлению будет интересен                   логопедам     ДОУ с имеющимся стажем работы; область применения опыта - группы комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста или логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования

Обоснование научно-педагогического подхода к построению и организации  профилактической работы по предотвращению нарушений чтения и письма у  старших дошкольников.

      Ведущая педагогическая идея опыта

Разнообразие игр, заданий, взаимосвязь с родителями, специалистами и педагогами является эффективным, влияет на результативность профилактической работы; развивает у дошкольников саморегуляцию речевого поведения и повышает интерес к обучению; повышает педагогическую компетентность у взрослых участников процесса.

        

Примерный перспективный план работы по предупреждению ошибок чтения и письма у детей 5-7 лет в условиях группы комбинированной направленности (логопедического пункта)

п/п

Содержание работы

Ответственный

1

Развитие ориентировки в пространстве, на своем теле, на листе бумаги. Усвоение понятий «вверх-вниз», «вправо-влево»; развитие памяти, зрительного и слухового внимания, логического мышления.

Учитель-логопед, воспитатели

2

Составление фигур, орнаментов (из самих детей)

Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели, родители

3

Графические диктанты различной сложности для рисования различных фигур, орнаментов, букв с использованием одной или обеих рук (в некоторых случаях)

Логопед, воспитатели, родители

4

Выкладывание фигур (с учетом лексической темы) из счетных палочек, заполнение контура различных предметов фасолью, чечевицей, пуговицами.

Воспитатель, родители

5

Ощупывание букв, вырезанных из бархатной и мелкой наждачной бумаги, картонных букв. Определение на ощупь, какая буква в руках (для детей подготовительной к школе группы), назвать ее, придумать слова, содержащие ее; положить ее образец таким образом, чтобы она выражала верное написание.

Воспитатель на занятиях по обучению грамоте, логопед

6

Найти недостающие элементы букв , дидактическая игра «Буква сломалась»

Логопед, воспитатели

7

Выкладывание печатных букв из счетных палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

Логопед, воспитатели

8

Обведение букв по трафарету,  шаблону; выкладывание контура букв из счетных палочек, спичек, семечками, ниточками, проволокой, пластилином и т. д.

Воспитатель, родители

9

Демонстрация букв в различном положении («упала», «вверх ногами»), сравнение с нормальной позицией.

Логопед, родители

10

Определение букв с закрытыми глазами, написанных на ладони ребенка; на спине ребенка пальцем; в воздухе.

Родители, инструктор по физическому воспитанию

11

Нахождение букв в геометрических фигурах

Логопед, воспитатели, родители

12

Поиски букв, наложенных друг на друга

Воспитатель на занятиях по обучению грамоте, логопед

13

Реконструкции букв: из буквы П можно сделать И и т.д.

Логопед, родители

14

Определение букв, которые можно выложить из трех (И, Д, П, Н, С, К) или двух палочек (Т, Г, Х, Л)

Воспитатель

15

Конструирование букв из предложенных элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочки

Логопед

16

Подбор слов – рифм: СОК-ПЕСОК,ЛЕСОК; ГАЛКА-ПАЛКА, СКАКАЛКА и т.д.

Воспитатели, логопед

17

Работа над сложными словами (САМОЛЕТ – сам летает), СНЕГОПАД – снег падает)

Воспитатели, логопед

18

Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам: приятель – знакомый, товарищ; веселый – радостный, задорный; бежать – мчаться, нестись.

Логопед

19

Подбор антонимов к данным совам с учетом части речи: далеко - близко; высокий - низкий; друг – враг; стоять – бежать; говорит – молчит и т. д.

Воспитатели, логопед

20

Работа с омонимами. Придумывание предложений с данными словами в разных лексических значениях

Воспитатель на занятиях по грамоте, логопед

21

Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции: СА – сани, сахар, саня, садик; поСАдка, заСАда; лиСА, коСА, роСА, полоСА

Логопед, воспитатель, родители

22

Составление схемы слогов на заданный слог с использованием цветных фишек: гласный звук - красный цвет, согласный твердый звук - синий цвет, согласный мягкий - зеленый цвет; звонкость согласных обозначает колокольчик

Логопед, воспитатель

23

Работа с таблицами типа: _А        С_

                                            _У          М_

Какой слог можно вставить?

Логопед, воспитатель

24

Дидактическая игра «Живые звуки»

Детям даются печатные буквы, они должны найти пару, чтобы получился слог.

Воспитатель, логопед

25

Составление слова по картинкам с выделением звука, заданного последним.

Логопед

26

Дать понятие «СЛОВО»: слова бывают короткие и длинные. Познакомить со схемой слов. Самые короткие – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы (У, И, К, В, С). При изучении с буквой А знакомим с противительным союзом а.

Воспитатель, логопед

27

Заучивание считалок. На письме каждое слово пишется отдельно. При заучивании считалки каждое слово ограничивается взмахом руки. Особое внимание уделить союзам и предлогам.

Логопед, воспитатель, родители

28

Для работы с предлогами используются схемы, где предлог – маленький человечек.

Логопед, воспитатели

29

Отгадывание ребусов.

Цель: стимулирование умственной деятельности.

Логопед

30

Дифференциация по частям речи с опорой на вопросы: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКИЕ? КАК? и т.д.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте

31

Задания на подбор по смысловому ряду: ЧТО ЭТО?

- по опорным признакам: белое, теплое, парное (мололко);

- на обобщающие понятия «Четвертый-лишний»;

- продолжи: огурец, помидор, морковь…;

- обобщающие понятия «Назови одним словом»

Воспитатель на занятиях по грамоте, логопед

32

Деление слов на слоги с использованием хлопков, загибанием пальцев, прикладывание тыльной стороны ладони к подбородку.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте

33

Ударный слог.

Слово произносится протяжно: зААААмок – замООООк; крУУУУжки – кружкИИИИ.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте

34

Подбор слов к слоговым схемам:

КОТ, ДОМ, СОН, ВОЛК, СЛОН;

РОЗА, ЗИМАА, КАРТИНА, ПАРОВОЗ;

РУКИ, ДОМА, ДООА, СОЛОВЕЙ.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители

35

Подбор однокоренных слов

Логопед, воспитатели

36

Исключение слов по смыслу и различию в слоговой структуре

Логопед, воспитатели

37

Составление слова из предложенных слов

Логопед, воспитатели

38

Составление слова путем выделения первых звуков из слов и синтеза их в слова:

КРОТ, ОСЕНЬ, ТОРТ= КОТ

Аналогично путем выделения последнего звука, синтез букв в слова.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители

39

Разделение слов на слоги, а , затем, их перестановка: НА – ВЕС (ВЕСНА)

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители

40

Преобразование слов путем замены одной буквы:

ЛОМ-ДОМ-СОМ-КОМ-РОМ

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители

41

Д/и «Слово рассыпалось»:

Составление из заданных букв слова – М, Т, С, О – МОСТ.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители

42

Из букв данного слова составить новое:

КОЛЛЕКТИВ – ЛЕТО, ТОЛК, КИТ, ЛЕВ, ВЕК, ВЕКО и др.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители

43

Д/и «Заколдованные слова»:

КОТ – КИТ, ТОК - ТИК

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители

44

Д/и «Потерялась буква»:

ЛУ_, СУ_, Д_М, Т_М и т.д.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители

45

Составление сложных слов из двух:

КАРИЕ ГЛАЗА – КАРЕГЛАЗЫЙ, СНЕ ПАДАЕТ - СНЕГОПАД

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители

46

Работа со словами, имеющими сложную слоговую конструкцию:

АКВАРИУМ, ПОЛИЦЕЙСИЙ, ВЕЛОСИПЕД, СКОВОРОДА

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители

47

Профилактика ошибок в словах с приставками. Дифференцирование приставки и предлога:

ОТЪЕХАЛ ОТ ШКОЛЫ, НАШЕЛ НА ПОЛУ, ЗАЪЕХАЛ ЗА ДОМ и т. д.(таблицы на словообразование)

Логопед, воспитатель, родители

48

Знакомство с неизменяемыми словами:
ПАЛЬТО, КОФЕ, КИНО, ШОССЕ.

Дети рисуют картинку к заданному слову, составляют с ним предложение.

Логопед, воспитатель, родители

49

Работа с ребусами, изографами

Логопед, воспитатель, родители

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:

  • Повысилась мотивация детей к занятиям с учителем-логопедом
  • Повышение компетентности родителей в  сфере логопедических знаний и активное включение в образовательный процесс
  •  Возросли показатели уровней сформированности основных компонентов чтения и письма у старших дошкольников
  •  Повысился авторитет учителя-логопеда среди родителей и педагогов

Представленные данные обследования дают основания говорить об эффективности представленного опыта  путем оптимизации образовательного процесса. Поставленные задачи решены. Цель, в основном, достигнута.

Информационные источники

1. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция письменной речи. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.

2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. С - Пб: «Детство-Пресс», 2006.

3. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

4. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М., «Айрис-пресс», 2006.

5. www.logoped-stefa.ru

6. www.logopunkt.ru

7. www.logoburg.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К со...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...