Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Буханцева Ольга Викторовна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Буханцева О.В.

МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок», г.Таганрог, учитель-логопед

Профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста является необходимым условием для дальнейшего успешного усвоения детьми школьной программы.  Преемственность между дошкольным и школьным обучением определяет актуальность данной работы. На важность такой профилактической работы обращали внимание Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Кроткова.  Речевое развитие ребенка с ОНР протекает по определенным закономерностям. Поэтому и работа должна строиться с учетом выявленных нарушений.

Недостатки произношения у детей, обусловленные недоразвитием процессов фонемообразования, являются одними из важных причин нарушений чтения и письма. Работа по развитию фонематического восприятия проводится поэтапно: на первом этапе уточняется артикуляция и звучание звука с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный), на втором этапе сопоставляются и различаются смешиваемые по произношению звуки.

Для закрепления знаний о звуках мы в своей работе используем стандартное цветовое обозначение звуков: гласные звуки – красные; согласные звуки – синие (твердые) и зеленые (мягкие). Таким образом, ребенок, освоивший навыки звукового анализа, сможет выложить простую схему слога или слова при помощи цветных заместителей. Для этой цели мы используем различный материал. Детям предлагаются пластиковые фишки, бумажные флажки, фетровые человечки и др. Неизменным в работе остается цвет, что позволяет закрепить знания о принадлежности звука к определенной группе. Такие игры: «Разложи картинки по домикам», «Кто живет в этом домике?» - направлены на закрепление представлений о звуковом анализе. В дальнейшем цвет переносим на изучаемые буквы. Сложным к пониманию у детей с нарушениями речи является осознание того, что буква одна, а звуки может дать разные. Сначала изучаемая буква представлена детям черным цветом. В дальнейшем, когда буква соотнесена с теми звуками, которые она может дать, мы предлагаем раскрасить ее контур нужными цветами. Интересной может быть игра, когда дети вытаскивают из волшебного мешочка листики с контурами букв, далее раскрашивают их, и затем проводится игра по заданию взрослого:

- «Гласные и согласные буквы» (разделиться на 2 группы);

- «Буквы, не дающие и дающие 2 звука» (в каждой группе разделиться еще на 2 группы);

- «Буквы, которые дают только твердые или только мягкие звуки» (для одной группы, представленной ранее).

Дети охотно играют в эту игру на занятии и во второй половине дня с воспитателем группы. Соблюдая принцип деления букв на группы, можно дополнить игру атрибутами, например, можно предложить украсить предметы (шкафчики в приемной, деревья и кустарники на площадке) заданными буквами. Усложняя эту игру можно предложить загадки, например, «Какой звук с кем дружит?» Таким образом, процесс чтения слогов превратится в занимательное увлечение. Чтение цветных слоговых таблиц позволяет в дальнейшем закрепить зрительное узнавание слога в слове и слова в предложении.  Слогообразующая функция гласных букв понимается детьми с ОНР именно с опорой на красный цвет. Фонематический анализ и синтез – вторая ступень в овладении грамотой. Задания на подбор слов к звуковой схеме слова даются после выполнения детьми заданий на подбор слогов к предлагаемых схемам. Затем на подготовленные звуковые схемы дети выкладывают черные буквы из разрезной азбуки, тем самым объединяя зрительный образ слова и его фонематический анализ, что будет способствовать грамотному письму в школе.

Вся работа строится с учетом принципа от простого к сложному: на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста с использованием наглядных моделей и наглядного моделирования. С учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста все задания составляются в игровой форме, с привлечением сказочных персонажей, разнообразных демонстрационных и раздаточных материалов.

Итогом профилактической работы является прочное усвоение навыков звукослогового анализа и синтеза, закрепление умения самостоятельно работать с предложенным материалом, находить допущенные ошибки и исправлять их, что позволит будущим школьникам в дальнейшем применять накопленный опыт при освоении программы.

Использованная литература.

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.
  2. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб., 1995.
  3. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд. Владос, 2004.
  4. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. – М., 2018.
  5. Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.
  6. Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.
  7. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Материал по обобщению опыта учителя-логопеда, включающий авторское планирование разных видов работ с воспитанниками, педагогами и родителями....

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К со...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...