ЗИМА, ОДЕЖДА, ОБУВЬ
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

ЗИМА, одежда, обувь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_odezhda.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима.  Зимняя одежда. Новый год.  Зимние забавы»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, аналитико-синтезная, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Цели: Привлечь внимание к явлениям зимней природы: продолжительность дня, снегопады, морозы, ледяное покрывало водоёмов;

 расширять словарный запас детей о временах года (зиме) имён существительных и глаголов;  совершенствовать согласование существительных с прилагательными; отрабатывать падежные формы существительных; формировать умения составления предложений из отдельных слов;

Учить использовать в речи местоимения Я, ТЫ, МЫ с глаголами в прошедшем, настоящем, будущем времени;

Формировать понятия: время – пространство - величина

Тренировать  в образовании относительных прилагательных, однокоренных слов;

Формировать связную речь (составление описательного рассказа).  

    Планируемые результаты: умеет описывать предметы, сравнивать их, определяет место предмета в пространстве,  составляет предложения из отдельных слов, использует местоимения Я, ТЫ, МЫ; проявляет устойчивый интерес к словообразованию и словоизменению; принимает активное участие в сюжетной ролевой .                                                  

                                                Ход занятия

Оргмомент    Т.Ильюшина

Педагог:  предлагает вниманию  детей сюжетную картину, предлагая им представить себя в зимнем лесу.

 

В декабре зима приходит,

Снегом, выбелив пути.

Изменяет всё в природе –

Прямо в сказку заходи.

Жизнь почти остановилась

У заснеженных квартир.

Отчего, скажи на милость,

Стал холодным белый мир?

Солнце опустилось ниже,

Стали длинными лучи.

Севера дыханье слышишь?

Как он холодом стучит!

Игра «Думаем и отвечаем» Т. Ильюшина

Педагог:  предлагает детям с помощью рук, ног представить себе картинки задания (участвуя в них – живые картинки).

- В декабре ночи короче, чем в январе.  Когда дни длиннее?

- Когда бывает суше – в дождь или в снегопад?

- Куда деваются снежинки, если их принести домой?

- Снег более рыхлый, чем лёд.  Где легче устоять на ногах?

- Какой комок снега у снеговика самый большой.  Верхний или нижний?

- Где станешь кататься на коньках, а где на лыжах?

- Что приходит раньше – Новый год, или первое января?

- Когда сугробы снега выше – в январе или в декабре?

Игра «Что не подходит?» Т.Ильюшина

Педагог:  предлагает детям внимательно послушать,  представить в своём воображении (или с помощью заранее подобранных предметных, сюжетных картинок, ответить на вопрос – Почему не подходит?)

 

- Снег – пороша – вьюга – гроза

- Шуба – куртка – ветровка – пальто

- Хоккей – лыжи – футбол – фигурное катание

- Унты – валенки – босоножки – ботинки

- Снег – снежинка – снеговик – снимок

- Лёд – ледышка – леденец – леди

Игра «Какой, какая?» Т.Ильюшина

Педагог:  Дети, давайте вместе послушаем и ответим на мои вопросы.

- Погода со снегом -   (какая?) - снежная

- Утро с морозом –  (какое?) - морозное

- День с ветром – (какой?) - ветреный

- Вечер с вьюгой – (какой?) - вьюжный

- Ночь с Новым годом – (какая?) -  новогодняя

- Корка снега, покрытая льдом – (какая?) - ледяная корка

Игра «Было – стало» Т.Ильюшина

Педагог:  Давайте, ребята послушает, представим и покажем ЧТО было , а ЧТО стало. На доске – 2 схемы слева было                 справа -

Например: Было утро, стал – день

- Была ночь, настало - …                                                              стало

- Был снег, стала - …

- Снег был рыхлым, стал - …

- Был декабрь, настал - …

- Была зима, настала - …

- Было тепло, стало - …

- Было скучно, стало - …

- Был рабочий день, настал … день.

Игра «Скажи наоборот» Т.Ильюшина

Педагог:   у педагога карточка – одна сторона ЧЁРНАЯ, вторая – БЕЛАЯ

                                

- Ночь длинная – день …

- Днём оттепель, ночью - …

- Ветер ледяной, ветерок - …

- Метель (вьюга)  – сильная, снегопад - …

- Шуба – тёплая, куртка - …

-  улице – замерз, в доме - …

Игра «Доскажи словечко» Т.Ильюшина

Педагог: Предлагает детям поиграть в слова-отгадки, показав их с помощью жестов и поз.

Ночи тёмные длинны

У заснеженной …зимы

Год приходит на ночлег,

Всюду расстилает … снег.

Дни совсем укоротились,

В миг короткий превратились

Но при этом, между прочем,

Бесконечны стали … ночи

Сколько звуков было летом –

Всюду голосов приветы.

Нынче жизнь едва слышна,

Миром правит - … тишина

Потрудились все на славу.

Отдых стал желаньем главным.

Выбеленные постели

Расстилают всем - … метели.

Здесь гуляли мы недавно

По любой аллее парка.

За скамейкой у кустов

Снежный намело … сугроб.

Непоседа братик Игорь

Бегал и играл здесь в игры.

А теперь едва идёт –

На дорожках –

Скользкий … лёд.

На прогулку с мамой вышел,

Про погоду не услышал.

Защипало щёки, нос,

Укусил меня … мороз.

Вышел рано прогуляться,

Стало лень мне одеваться.

Не надену варежки.

Ой! Замёрзли … пальчики.

За окном мороз крепчает,

Мама дочку одевает.

Уговаривает Любу –

Надевай, дочурка … шубу.

А потом из шифанера,

Что, конечно, тоже верно,

Для тепла и для порядка

Вынем меховую …шапку.

Белым снегом ноги студит.

Утеплить их не забудем.

Чтоб ногам согретым быть,

Обуваем … сапоги.

Чтобы гланды не болели,

Не лежать больным в постели,

Ты запомни, это просто –

Дышим на морозе … носом.

Праздник добрый и старинный,

Всеми он людьми любимый.

В дом с подарками придёт

В полночь добрый Новый …год.

Радость праздника приносит,

И к себе вниманья просит.

Леса запах на иголках,

Ждёт наряженная … ёлка.

Под неё семьёю встанем.

Но кого-то не хватает.

В дом спешит любимый гость

Это – дедушка …Мороз.

На часах вот-вот двенадцать.

В ожиданье все томятся.

Дожидаемся не зря

Наступленья … января.

Многими детьми любимый,

Праздник дивный и старинный.

Очень сладкая пора -

День Христова …рождества.

Игра « Слова – братья и сёстры» Т.Ильюшина

Педагог:  просит детей повторять за ним движения и позы.

- Снег – снежок – снежинка – снежный – снеговик – Снегурочка

- Мороз – морозный – морозец – морозище – Дед Мороз …

- Зима – зимушка – зимний – зимующий – зимовать …

- Лёд – ледок – ледяной – льдинка – ледянки – обледенеть

- Ночь – ноченька – ночной – ночевать

- Утро – утрышко – утренний

- Вечер – вечерок – вечерний – вечереть

Игра «Маленький – меньше» Т.Ильюшина

Педагог: Просит детей вместе с ним(повторяя движения или придумывая свои – играть в предметы различной величины).

- Рукавичка маленькая, а перчаточка ещё меньше.

- Морозец слабый, а морозик – слабее.

- Капелька воды лёгкая, а снежинка - легче.

- Карнавал смешной, а клоуны – забавнее.

- Торт сладкий, а пирог сладенький.

- Мандарин кисловатый, компот -  кисленький.

Физкультминутка Т. Ильюшина

Педагог: Давайте, дети всё это покажем – как мы умеем одеваться, обуваться, на прогулку собираться.

Утром в садик собираюсь

И колготки надеваю.

Брюки, свитер шерстяной,

Пару вязаных носков.

Ноги в зимние сапожки

Обуваются с застёжкой.

Шарфик из овечьей шерсти

Закручу себе на шею.

Сверху – куртку или шубу

Надевая, застегну я.

На руки свои сестрицы

Надеваю рукавицы.

Будет хорошо гулять я,

И мороза не бояться.

Игра «Хорошо или плохо? Т. Ильюшина

Педагог:   Сейчас мы поиграем и посмотрим, кто самый внимательный и воспитанный. Если вы согласны с тем, о чём я говорю – похлопайте в ладоши. Если не согласны – потопайте ножками.

Веселись на Новогоднем празднике.

Не делись конфетами с братом.

Стреляй по игрушкам  на ёлке.

Поздравляй всех знакомых с праздником.

Готовь сюрпризы для маскарада (утренника).

Старайся развеселить друзей в Новый год.

«Весёлые рифмовки».   Т.Ильюшина

Педагог:   Послушайте весёлые стихи, подумайте и, если я ошиблась, исправьте мою ошибку, покажите ручками правильный ответ.

Утром выгляну в окошко,

Кажется, была пороша.

Во дворе мальчишек вижу –

Все катаются на крышах.

Всё бело.  Мороз звенит

До чего красивый вид.

Выйду я в снежки играть,

Их лопаткою копать.

На снегу следы от лапок

И кошачьих и собачьих.

Сколько на снегу картинок,

Прогуляюсь без ботинок.

Во дворах такая тишь

Долго так не простоишь.

Ах, устали мои уши -

Плеер лучше бы послушать.

Небо низко, небо серо,

Сколько времени примерно?

Расспрошу, схожу прохожих-

Пусть посмотрят на галошах.

Спит медведь зимой в берлоге.

Вид имеет странно строгий.

Может мне к нему сходить

Лежебоку разбудить?

Игра «С одного до пяти» Т.Ильюшина

Педагог:  Давайте считать разные предметы и очень красиво произносить слова.

Например :

Одна карнавальная маска – 2 карнавальные маски(3) -  5 карнавальных масок.

Одна хоккейная шайба  - 2, 3  …   - 5 хоккейных шайб

Одна пластиковая клюшка, 2,3 …. – 5 пластиковых шайб

Одна птичья кормушка – 2,3 – 5 птичьих кормушек

Одна лыжная палка – 2, 3 – пять лыжных палок

Одни деревянные сани – 2, 3 деревянных саней – 5 деревянных саней

Одна ледяная горка – 2, ледяные горки – 5 ледяных горок.

 Игра-драматизация: Т.Ильюшина

Педагог:  Ребята, послушаем эту историю и сыграем в неё.

                        Снеговик

Во время новогодних праздников была красивая снежная погода. Дети вышли гулять во двор. А там – снега выпало по колено. Чем бы заняться? Один мальчик предложил : «А, давайте, будем строить снеговика». Ребята согласились. Стали они катать снежные комья. Первый ком скатали большой-пребольшой.  Второй – чуть поменьше. А третий – самый маленький.  Как же составить их один на другой?

Тогда Витя сбегал домой за стулом. Дети стали подталкивать второй комок вверх со стула. Но ничего не получалось. Один из ребят предложил – «Давайте построим небольшую горку, и по ней вкатим ком на место. Так и сделали. Соорудили из снега горку, вкатили по ней снежный ком, а потом и третий на место поставили. Горку – залили водой и стали с ней на ледянках кататься. Весело! И снеговик у них стал вершиной горки. Так он и простоял до весны снеговик-горка.

Итог занятия: Т.Ильюшина

Педагог:   А теперь послушаем стихотворение и нарисуем главную гостью нашего дома – ЁЛКУ.

Замечательное время

Всех – и взрослых и детей.

Мы за праздники успеем

Обеспечить сто затей.

Посетить большую ёлку,

Покататься на катке.

С ветром по лыжне промчаться,

И на саночках с горы.

И в сугробах поваляться,

Мама нас не забранит.

Потому что очень долго

Празднуем мы в январе.

Главный праздник – это ёлка

И сугробы на дворе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме недели "Одежда, обувь, головные уборы (сезонная, домашняя, уличная одежда)".

Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях....

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

Проект "Одежда - обувь" Презентация "Одежда - обувь"

Короткая презентация, закрепляющая знания детей об одежде и обуви в игровой форме.Ориентирована на зимнее время года. Возрастная группа - 1 группа раннего возраста....

Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)

конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...

Для вас родители "Одежда, обувь зимой" с 25.01.21-29.01.21

Уважаемые родители!В соответствии с планом работы с 25 января по 29 января в нашей группе проходит тема недели "Одежда, обувь зимой". Рекомендуем ВАМ ознакомить наших детей с этой темой испо...

"Одежда, обувь, головные уборы зимой).

Интересное и занимательное занятие....