Артикуляционная гимнастика
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье описаны время и порядок появления звуков у детей в нормальном речевом онтогенезе, дано понятие артикуляционной гимнастики и основные рекомендации для её проведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_statya.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки  П, Б, М и их мягкие пары, губно-зубные  Ф, В, переднеязычные  Т, Д, Н, заднеязычные  К, Г, X. Свистящие и шипящие звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ) появляются у ребенка в возрасте с 3 до 5 лет, соноры (Л, Р) –  к 5-6 годам.

Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

1. Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При выполнении упражнений надо соблюдать последовательность: сначала простые упражнения, затем более сложные; сначала упражнения для губ, щёк, нижней челюсти, затем – для языка.

5. Проводить гимнастику с дошкольниками желательно в игровой форме. Дети, для которых важен зрительный образ, охотно рассматривают картинки, а затем выполняют упражнения. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение-описание.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Детей младше 5 лет занятия перед зеркалом могут утомлять. В этом случае  можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, при этом взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Помните, что упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребёнка, и ни в коем случае не выказывайте недовольство, если что-то не получается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...