Консультация для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедии»
консультация по логопедии

Жигарева Алена Сергеевна

«…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда мы из здоровых превращаемся в больных».

                             М. Петенкофер.

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для педагогов61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедии»

«…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда мы из здоровых превращаемся в больных».

                             М. Петенкофер.

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

  Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребёнка.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и логопеды, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

На логопедических занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды речевой деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например,   использовать на занятие жизнеутверждающие  валеологические песни - распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день. Слушание и разучивание текстов можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Во время занятия – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) музыкальных инструментах.

 Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе нашего МБДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

 Цель: организовать логопедическую оздоровительную работу в МБДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие речевых и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
  • С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Результатами логопедической оздоровительной работы являются:

  • Повышение уровня речевого развития и творческих способностей детей.
  • Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
  • Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
  • Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.

   Основная форма логопедической деятельности в МБДОУ – логопедические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и развитие речевых и творческих способностей каждого ребёнка.

   Виды занятий – индивидуальные и по подгруппам.

   Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

      Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
  • способствует восстановлению центральной нервной системы;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

 В МБДОУ логопедические занятия включают упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой и Б. Толкочёва. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития речевых способностей детей.

     Артикуляционная гимнастика.

 Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

 Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарского способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, улучшаются память, внимание.

   В процессе выполнения артикуляционных упражнений педагогам необходимо следить за точностью выполняемых ребёнком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребёнка.

    Игровой массаж.

Игровой массаж тоже проводится на логопедических занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приёмы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребёнок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на логопедических занятиях занимают пальчиковые игры и сказки.

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим  особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

 Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

     Речевые игры.

  Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми в развитие речи.

  Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами речи – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными для речи.

 Речевые игры ежедневно проводятся во всех группах детского сада, начиная с младшей группы. Они включаются в утреннюю гимнастику, в физкультурные занятия, физкультминутки, музыкальные, логопедические, во все виды занятий с детьми, проводятся в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

 Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.

   Во время речевой игры можно использовать упражнения для плечевого пояса, подтягивания, наклоны, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, ручными эспандерами, мячами.

  Вместе с развитием речи идёт развитие плечевого пояса, шеи, кистей рук, гибкости позвоночника, брюшного пресса и ног.

Логопедическая ритмика.

“Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией” Г.А.Волкова.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе сочетания слова, музыки и движения.

Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения. Речь с движением развивает артикуляционную моторику, моторику мышц лица, мелкую моторику.

Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также на качество исполнения, улучшает пластичность движений, придаёт им мягкость и выразительность, развивается слуховое восприятие.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию движений, развитию психических процессов.

 

Список литературы

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В. Г Алямовская . - М.: Линка – Пресс,1993.        

2. Галанов А. С.Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников [Текст] / А. С. Галанов. – СПб. : Речь, 2007.

3. Дедюхина Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом : учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников [Текст] / Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. – М. : Гном и Д, 2001.

4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] / авт.- сост. Н. И. Еременко. – Волгоград : ИТД «  Корифей», 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

Использование здоровьесберегающих технологий                                            в ...

Консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста"

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в группе. Анализ созданных условий показал, что в группе имеются необ...

Консультация для педагогов. Использование Здоровьесберегающих технологий в условиях введения ФГОС в дошкольные учреждения.

Данное электронное пособие предназначено для воспитателей. Цель: расширить представления воспитателей о  Здоровьесберегающих технологий....

Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровьесберегающие   технологии - это   технологии,   направленные   на сохранение здоровья....

Консультация для педагогов «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Консультация для педагогов «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Физическое здоровье детей тесно связано с их психическим и эмоциональным благополучием. Поэтому ...

Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС ДО"

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностног...

Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации"

Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях ДОО"...