Главные вкладки

    Консультации родителей «Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма в условиях дошкольного учреждения»
    учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

    Пигунова Наталья Ивановна

    Консультация поможет в работе с детьми имеющими межзубное произношение свистящих звуков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультации родителей 
    «Преодоление
     межзубного и губно-зубного сигматизма 
    в условиях дошкольного учреждения»

    Дата проведения: ноябрь 2018г.

    Цель консультации: предоставить родителям информацию о межзубном и губно-зубном сигматизме, настроить на совместную с учителем-логопедом работу.

    Задачи:

    1. Рассказать теоретические основы указанного речевого нарушения

    2. Показать приемы и методы его исправления

    3. Объяснить, какую роль играют родители в процессе коррекционной работы

    4. Продемонстрировать приемы, которые родители могут использовать в домашних условиях.

    Консультация для родителей

    Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма в условиях дошкольного учреждения.

    Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, а замена их другими звуками - парасигматизмом Межзубный, призубный и губно – зубной сигматизм наблюдается при:

    - открытом прикусе;

    - перекрёстном прикусе;

    - слабой подвижности языка;

    - ротовом дыхании;

    - глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания).

    Причиной нарушений часто являются аномалии развития челюсти и языка (макроглоссия), аденоиды (нос не дышит, а рот открыт) и, конечно же, дизартрия (гипотония продольных мышц языка). На практике макроглоссия встречается довольно редко. При нарушениях прикуса мы направляем родителей с детьми к ортодонту. Но чаще встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией (слюнотечением).

    Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

    Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

    На практике учителя - логопеды стараются сделать всё для ребёнка. Для преодоления дизартрии мы используем традиционные и нетрадиционные методы, включающие в себя элементы нейрореабилитации. Логопедическая работа по преодолению стёртой формы дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. Поскольку дефект межзубного и губно – зубного сигматизма носит стойкий характер и при улучшении часто возвращается в виде рецидивов, совместная работа родителей и учителя – логопеда бесспорно необходима.

    Упражнения активной артикуляционной гимнастики, направленные на повышение тонуса губ и языка. Предпочтительны именно статические, силовые упражнения.

    1. Сомкнуть губы, чуть вытянуть их вперёд. Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    2.  «Бублик». Рот закрыт. Язык медленно движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (направление по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону).
    3. «Накажем непослушный язычок»: зубки покусывают кончик, затем середину языка, язык продвигается вперёд – назад.
    4. «Горка». Улыбнуться, приоткрыв рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    5. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны).
    6. «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).
    7. «Катушка». Улыбнуться, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта, медленно. Повторить 8-10 раз.
    8. «Жуём блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот поставить кончик языка как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10 – 15 раз.
    9. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Язык во рту. Удерживать его при открытом рте в течение 5 – 10 секунд. Затем усложняем упражнение: «Не разбей чашечку». Медленно выдвигаем вперёд (удерживаем 3-5 секунд) чашечку и задвигаем обратно в рот (также удерживаем 3-5 секунд), не разрушая «чашечки».
    10. «Маляр». Улыбнуться, «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»).
    11. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно повторяя: «Д-д-д», «Т-т-т», «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).
    12. «Лошадка». Цокаем, щёлкаем кончиком языка наверху.
    13. «Грибок». Улыбнуться, широко открыв рот, присосать язык к нёбу, удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
    14. «Гармошка». Усложняем упражнение «Грибок»: присасываем язык к нёбу, при этом медленно открываем и закрываем рот (как растягиваются меха гармошки).
    15. «Иголочка». Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    16. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Менять положение языка 5-6 раз.

    Сроки коррекции зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Большое значение имеют такие факторы как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

    Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

    Преодоление межзубного и губно - зубного сигматизма

    Статья опубликована также в журнале "Логопед" (№6, 2015). В статье  автор подробно пишет о формах, подходах, методах и приёмах коррекционной логопедической работы по преодолению межзубного и губн...

    Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»

    Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»Зубаилова Гулеймат Темирбулатовна  Задачи:1. Заботится о физическом и психическ...

    Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.

    Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения....

    Консультация для педагогов "Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи"

    Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ...

    Консультация на тему: «Адаптация детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения»

    Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный и первый шаг в жизни вашего ребенка: поступление в детский сад. Это очень важный период  жизни, приобщение к социуму, вхождение в новую жизнь....