Консультации родителей «Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма в условиях дошкольного учреждения»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Пигунова Наталья Ивановна

Консультация поможет в работе с детьми имеющими межзубное произношение свистящих звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации родителей 
«Преодоление
 межзубного и губно-зубного сигматизма 
в условиях дошкольного учреждения»

Дата проведения: ноябрь 2018г.

Цель консультации: предоставить родителям информацию о межзубном и губно-зубном сигматизме, настроить на совместную с учителем-логопедом работу.

Задачи:

1. Рассказать теоретические основы указанного речевого нарушения

2. Показать приемы и методы его исправления

3. Объяснить, какую роль играют родители в процессе коррекционной работы

4. Продемонстрировать приемы, которые родители могут использовать в домашних условиях.

Консультация для родителей

Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма в условиях дошкольного учреждения.

Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, а замена их другими звуками - парасигматизмом Межзубный, призубный и губно – зубной сигматизм наблюдается при:

- открытом прикусе;

- перекрёстном прикусе;

- слабой подвижности языка;

- ротовом дыхании;

- глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания).

Причиной нарушений часто являются аномалии развития челюсти и языка (макроглоссия), аденоиды (нос не дышит, а рот открыт) и, конечно же, дизартрия (гипотония продольных мышц языка). На практике макроглоссия встречается довольно редко. При нарушениях прикуса мы направляем родителей с детьми к ортодонту. Но чаще встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией (слюнотечением).

Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

На практике учителя - логопеды стараются сделать всё для ребёнка. Для преодоления дизартрии мы используем традиционные и нетрадиционные методы, включающие в себя элементы нейрореабилитации. Логопедическая работа по преодолению стёртой формы дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. Поскольку дефект межзубного и губно – зубного сигматизма носит стойкий характер и при улучшении часто возвращается в виде рецидивов, совместная работа родителей и учителя – логопеда бесспорно необходима.

Упражнения активной артикуляционной гимнастики, направленные на повышение тонуса губ и языка. Предпочтительны именно статические, силовые упражнения.

  1. Сомкнуть губы, чуть вытянуть их вперёд. Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  2.  «Бублик». Рот закрыт. Язык медленно движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (направление по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону).
  3. «Накажем непослушный язычок»: зубки покусывают кончик, затем середину языка, язык продвигается вперёд – назад.
  4. «Горка». Улыбнуться, приоткрыв рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  5. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны).
  6. «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).
  7. «Катушка». Улыбнуться, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта, медленно. Повторить 8-10 раз.
  8. «Жуём блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот поставить кончик языка как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10 – 15 раз.
  9. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Язык во рту. Удерживать его при открытом рте в течение 5 – 10 секунд. Затем усложняем упражнение: «Не разбей чашечку». Медленно выдвигаем вперёд (удерживаем 3-5 секунд) чашечку и задвигаем обратно в рот (также удерживаем 3-5 секунд), не разрушая «чашечки».
  10. «Маляр». Улыбнуться, «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»).
  11. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно повторяя: «Д-д-д», «Т-т-т», «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).
  12. «Лошадка». Цокаем, щёлкаем кончиком языка наверху.
  13. «Грибок». Улыбнуться, широко открыв рот, присосать язык к нёбу, удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
  14. «Гармошка». Усложняем упражнение «Грибок»: присасываем язык к нёбу, при этом медленно открываем и закрываем рот (как растягиваются меха гармошки).
  15. «Иголочка». Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  16. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Менять положение языка 5-6 раз.

Сроки коррекции зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Большое значение имеют такие факторы как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»Зубаилова Гулеймат Темирбулатовна  Задачи:1. Заботится о физическом и психическ...

Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения....

Консультация для педагогов "Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи"

Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ...

Консультация на тему: «Адаптация детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения»

Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный и первый шаг в жизни вашего ребенка: поступление в детский сад. Это очень важный период  жизни, приобщение к социуму, вхождение в новую жизнь....

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Консультация для родителей«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...

Консультация для родителей "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"

Маленький ребёнок связан с мамой,папой и всей семьёй.И чем младше ребёнок тем значимее и важнее эта связь для него.Родители играют важную роль.Адаптация -это приспособление организма к изменяющимся ус...

Консультация для родителей "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".

Поступление ребёнка в детский сад сложный период в его жизни. В условиях семьи ребёнок привык к установленному распорядку дня. У него сложились привычки, выработался свой стиль поведения отношений с ч...