Пропедевтический материал для старшей группы
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Жданова Наталья Викторовна

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

ЛЕКСИКА

 В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. Существительные,  обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе. Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.)

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).

 Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный (катер, паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).

 Имеют представление

- о сезонных изменениях в природе;

- о выращивании овощей и фруктов;

- о лесных ягодах и грибах;

- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

- о насекомых и птицах, рыбах.

 Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).

 Знают

- названия месяцев, дней недели, части суток;

 - название своей страны и столицы государства;

 - географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

 - правила дорожного движения для пешеходов.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

 

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);

- правильно по смыслу применяет все части речи.

 

 СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 

 На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.

 В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

 

 ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

 

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

 Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa_propedevtika.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Старший дошкольный возраст

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Пальчиковые игры

Осень

Если листья пожелтели,

Дождь холодный моросит,

Птицы к югу полетели,-

Значит, осень к нам спешит.

Сжимание, разжимание пальцев в кулаки.

Совершать легкие колебательные движения пальцами.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены - «птичка», остальными совершать колебательные движения.

Хлопнуть в ладоши  и вытянуть руки вперед, ладошками вверх.

Фрукты

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем фрукты собирать.

На деревьях мандарины,

Сливы, груши, апельсины,

Киви, яблоки, гранат, -

Ах, какой чудесный сад!

Сжимать, разжимать пальцы в кулаки

Имитировать срывание фруктов

Поднять ладони вверх с широко расставленными пальцами – деревья, соединит указательный палец правой руки с большим

Последовательно соединять остальные пальцы  с большим на правой руке

 На левой руке

Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, поднять большие пальцы вверх.

В нашем огороде

Огурцы, капуста, перец

В огороде нашем есть.

Сварим суп, в салат порежем,

Можем и сырыми съесть!

   

Дети загибают пальцы на одной и другой

руке

«Помешивают суп»: выполняют

круговые движения ребром ладони одной

руки по   раскрытой ладони другой.

Хлопки в ладоши.

                                                                                Метелъская

Яблоко

Яблочко из сада

Еж в нору принес.

Наливное, сладкое

Ежихе преподнес.

Дети выполняют упражнение   Шарик.
Выполняют упражнение Ежик.

Сложив ладони «шариком», поворачивают их из  

стороны в сторону.

Выполняют упражнение Ежик, а затем Поднос.

Н. Метелъская

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. 
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, 
(печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, 
(правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, 
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. 
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. 
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. 
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... 
(выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". 
(хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, 
("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, 
(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. 
(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, 
(отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. 
(производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран -

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать?

Помогите сосчитать?

(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

«ПОМОШНИКИ»

1, 2, 3, 4,

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть - чуть - сломали,

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

        

«ФРУКТОВАЯ ЛАДОШКА»

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.(работают 2 руки одновременно)

Фрукт для вас и для нас.

                Показывают ладошками вокруг и на себя.

«НАСЕКОМЫЕ»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину

«ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

 «Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.

Зонтик для мышонка.

По листьям дождик застучал.

Мышонок быстро гриб сорвал.

И спрятался под ним у пня.

- Хороший зонтик у меня!

Поднять руки вверх и медленно опускать их, быстро пошевеливая пальцами

Кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.(Можно делать двумя руками одновременно)

На вертикально поставленный кулачек одной руки опустить ладонь другой.

Присесть

Пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки.

Можно и нельзя

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз,

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Нужно двадцать тысяч ваз.

Выполняют упражнение  Пальчики здороваются

Округляют руки, сцепив их перед  

собой.  

Встряхивают кистями.

Плавными движениями рук «рисуют» силуэт

вазы.

Грозят пальчиком.

Выполняют упражнение Пальчики здороваются.

Стул

Спинка и сиденье, -

Стул на удивленье!

Мы на стульях посидим,

Друг на друга поглядим!

(Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – то «спинка», к ней приставить кулак правой руки – это – «сиденье». Менять положение рук на «раз – два»)

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,                                         (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал:                                               движения ладонями.)

Вот дубовый,                                             (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый                                                                      на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.     (Спокойно укладывают ладони на стол.)

        

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                      (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас,                                                      (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                                            (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.                        (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.          (Бросательное движение правой ру¬кой.)

Он сердит на нас —                             (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!!                                                                                      их к груди.)

Разбегайтесь —                                      («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

«ПТИЧКИ»

Эта птичка – соловей,                      (Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.       (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.         (Машут обеими руками, как крыльями.)

«ГРИБЫ»

Топ-топ — пять шагов,                              (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов.                    (Показали 5 пальцев правой руки.)

Мухомор красный —                          (Загибают пальцы на одной руке.)

Гриб опасный.

А второй — лисичка,        

Рыжая косичка.        

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

«БОТИНКИ»

Всюду, всюду мы вдвоем               (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                                                «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,                                    (Дети загибают по одному

По зеленым берегам,                             пальчику, начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.                        (Укладывают ладони на стол.)

«НАША КВАРТИРА»

В нашей комнате — столовой —          (На каждое название пред¬мета

Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ,                      мебели дети загибают

СТУЛЬЯ — спинки все резные,                                по одному пальчику.)

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате доя взрослых — спальне —

Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,

Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ — центр музыкальный.

«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила,                          (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила.        руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,                                  (Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                                (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала.                        (Сдувают «крошку» с ладошки.)

«ШКОЛА»

В школу осенью пойду.           (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду,                        (Загибают по одному пальчику.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.                                      (Грозят указательным

                                                                               пальчиком пра¬вой руки.)

«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

- Где обедал, воробей?                                  (Дети машут ладош¬ками.)

- В зоопарке у зверей.                                      (Ладошками изображают

                                                                            раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва                              (На каждое название животного

За решеткою у льва.                                 заги¬бают по одному пальчику

Подкрепился у лисицы,                                          поочередно  на левой,

У моржа попил водицы.                                        затем на правой руке.)

 Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.                                          (Опять изображают

                                                         раскрывающуюся пасть животного.)

Упражнения на развитие речевого дыхания

«Воротики и паровозик» 

 Глубокий вдох через нос – «воротики открылись». В воротики въезжает воображаемый паровозик. Мягкий длинный выдох на звук «ф» - «воротики закрылись». Взрослый может считать въезжающие вагончики, постепенно увеличивая их количество.

Длительное протяжное произнесение гласных звуков. 

«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

Длительное произнесение согласных звуков.

«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

Игры – соревнования:

 «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

«Скороговорки»

«Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.

Развитие артикуляционной моторики

Сказка о веселом язычке.  (Знакомство с органами артикуляции)

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка.  Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку  зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем  губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он  спит. (Обращаем внимание ребенка на то,  как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем  внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим  погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый  Язычок.

«Бегемотики».

Рот пошире открываем ,

в бегемотиков играем:                         (Дети откывают рот как можно шире,

Широко раскроем ротик,         ,                   удерживая его в таком положении

Как голодный бегемотик.                           под счет до 5) 3-4 раза

 Закрывать его нельзя,

До 5 считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот

«Лягушки»

(улыбнуться, показать сомкнутые зубки

Подражаем мы лягушкам :                            Удерживать губы в таком положении

Тянем губки прямо к ушкам                          под счет до5. Вернут губы в исходное              

 Вы сейчас тяните губки                         положение ) 3-4 раза

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

«Слон»    (вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать под счет до 5) 3-4 раза

Буду подрожать  слону

Губы «хоботом» тяну.

«Змея»  (Улыбнуться, откруть рот, высунуть язык изо рта, затем спрятать) 3-4 раза.

Подражаем мы змее

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе

Чередование упражнений «Слон» - «Лягушки» на раз – два.

«Шарики» (Надуть  щеки – сдуть.)  3-4 раза

«Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

«Блинчики»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до 5, потом до 10.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю затем нижнюю губу по кругу. Упражнения выполнять сначала в одну, затем  в другую сторону. 4-5 раз.

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Чистим зубки». Улыбнуться открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево – вправо) под счет взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт) Повторить 8-10 раз.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый»

Развитие чувства ритма

«Ладушки, ладушки»

В этой игре вам необходимо делать хлопки в определенном ритме: на слог «ла» – один длинный хлопок, на слоги «душ» и «ки» – два коротких, затем все наоборот: два длинных и один короткий. Далее, на слоги «где бы-ли у ба-буш-ки» делаете семь ровных хлопков. Таким образом, у вас получается целая ритмическая фигура.

«Дождик»

Капля раз,   (1 хлопок)

Капля два,  (1хлопок)

Очень медленно сперва (4 хлопка)

А потом, а потом

Все бегом, бегом (8 хлопков)

Мы зонты свои раскрыли (Руки развели в стороны)

От дождя себя укрыли (Руки полукругом над головой).

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

«Угадай, кто позвал»

Воспитатель подзывает к себе одного ребенка, поворачивает его спиной к другим детям. Просит кого-то из детей позвать первого. Ребенок по голосу определяет,  кто его позвал

 «Лягушкина семейка»

«На болоте жили лягушки: лягушка – папа, лягушка – мама и маленький лягушонок.

Папа лягушка квакал вот так: КВА-КВА-КВА

Мама лягушка квакала так: Ква-Ква - Ква

А маленький лягушонок так:  Ква-ква - ква

-Угадайте, кто квакает? КВА-КВА?

Ква-Ква?

ква-ква?

«Так бывает или нет»

Взрослый  говорит детям предложения, словосочетания, правильные или  содержащие заведомую ошибку. Дети должны на слух определить правда это или нет. Н-р, кошки гавкают; мама готовит есть; и пр.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей,

«Га – га – га», -пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Матери в старшей группе №11.

О проведении праздника "День Матери"....

Сценарий праздника к Дню матери в старшей группе "Мама солнышко моё"

Сценарий разработан для старших дошкольников. С полным текстом стихов и песен. Родители высоко оценили подготовку и выступления детей....

День матери в старшей группе "Конкурс ""Мисс Мама-2012"

В рамках проекта "Моя семья" в  старшей группе МБДОУ "Детский сад "Колосок""с.Хватовка проводился конкурс "Мисс Мама-2012".Наши мамочки и их дети   приняли участие в конкурсе.Наши мамы и их ...

Конспект НОД (подготовка к обучению грамоте,математика) "Повторение пройденного материала" в старшей группе для детей с ОНР.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание( подготовка к обучению грамоте, математика).Старшая группа, ОНР, первый год обучения....

Проект «День матери» в старшей группе

Проект   «День матери» в старшей группе...

Проект ко Дню матери «При солнышке тепло, при матери добро» Старшая группа

Воспитывать уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме. Самому дорогому человеку на земле....

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....