Конспект-презентация комплексного логопедического занятия "В гостях у золотой рыбки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кучерова Юлия Викторовна

Конспект-презентация комплексного логопедического занятия "В гостях у золотой рыбки".

Лексическая тема: "Сказки А.С. Пушкина".

Фронтальное занятие в условиях реализации ФГОС в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_rybake_i_rybke.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект комплексного логопедического занятия «В гостях у золотой рыбки» Лексическая тема «Сказки А.С. Пушкина» Фронтальное занятие в условиях реализации ФГОС Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОНР учитель-логопед: Кучерова Юлия Викторовна

Слайд 2

Коррекционно-образовательные цели: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сказки А.С. Пушкина». Расширение словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с прилагательными и существительными, образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Коррекционно-развивающие цели: развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, конструктивного праксиса , развитие фонематических представлений. Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности, положительной установки на участие в занятии. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование: картина с изображением пресноводных рыб, картина с изображением золотой рыбки (чешуя – съёмные буквы З и Ж), предметные картинки с разноцветными рыбками, компьютер с презентацией «Рыбы», счётные палочки, схемы слов, коробки с разноцветными квадратиками, предметные картинки с изображением двух домиков, картина с изображением рыбы в аквариуме. Предварительная работа: рассматривание картин с изображением аквариумных и пресноводных рыб и беседа по ним.

Слайд 3

ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Оргмомент : Дети входят в логопедический кабинет и садятся на стулья, перед ними на подставке стоит картина с изображением золотой рыбки. Логопед: Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости приплыла рыбка, да не простая, а ….. Как вы думаете, какая? Дети: Золотая. Логопед: Золотая рыбка хочет с вами поиграть и узнать, что вы знаете про «Сказку о рыбаке и рыбке». Она спрашивает: «Кто написал эту сказку?» Дети: Александр Сергеевич Пушкин. Логопед: Правильно .

Слайд 4

2. Основная часть: Упражнение: «Золотая рыбка» Логопед: Посмотрите, чем покрыто тело рыбки? (Тело рыбки покрыто чешуёй.) Правильно! Но у рыбки необычная чешуя, на чешуйках написаны слова, из которых вы попробуете составить предложение. Арсений, подойди к рыбке и сними одну чешуйку. Какое слово на ней написано? (Ребёнок читает слово.) А теперь найди это слово на большом листе и возьми его. (Это задание по очереди выполняют все дети) Логопед: Теперь у каждого из вас есть по одному слову, составьте из них на столе предложение. (Дети выкладывают на столе предложение.) Какое предложение у вас получилось? (Дети: Золотая рыбка живёт в синем море.) Молодцы! Теперь садитесь на свои места за столы. (Дети садятся.) Вы самостоятельно составили предложение: Золотая рыбка живёт в синем море. Ответьте на вопрос: Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? И т.д. Запишите схему этого предложения в своих тетрадях.

Слайд 5

Беседа по «Сказке о рыбаке и рыбке» Логопед демонстрирует картинки на интерактивной доске: Давайте поговорим о сказке и её героях. Посмотрите на доску и ответьте на вопросы: Кого вы видите на иллюстрации? Что они делают?

Слайд 6

Сначала МОРЕ было какое? (Спокойное) А потом ? (Бурное)

Слайд 7

СТАРИК (Какой?) – послушный, покорный, а СТАРУХА (Какая?)- строптивая, вредная

Слайд 8

СТАРИК (Какой?)– добрый, а СТАРУХА (Какая?) - злая

Слайд 9

Одежда у СТАРУХИ сначала была (Какая?)– старая, а потом (Какая?)- новая

Слайд 10

Землянка у СТАРУХИ – низкая, а терем – высокий. ЗЕМЛЯНКА – старая, а ТЕРЕМ - новый

Слайд 11

Одежда у СТАРИКА – бедная, а у СТАРУХИ - богатая

Слайд 12

Золотая рыбка хвалит вас за правильные ответы, говорит, что вы молодцы!

Слайд 13

Логопед: Ребята, давайте отдохнём и покажем рыбке, как мы делаем зарядку. Шире, дети, шире круг! (Дети становятся в круг.) Раз, два, три, четыре. Расправляем плечи шире. На носочках покружились. Низко-низко наклонились, А потом поприседали . От зарядки мы устали! 3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 14

4. Игра «В синем море» Логопед: Золотая рыбка – владычица морская живёт в синем море-океане. Посмотрите на мольберт. Что вы видите? (Дети отвечают: Морское дно. Камни, водоросли, ракушки. Мы видим золотую рыбку.) Посмотрите повнимательнее и расскажите, что делает золотая рыбка. (Логопед перемещает рыбку по картинке, а дети комментируют действия рыбки. Затем дети могут самостоятельно совершать манипуляции с рыбкой и комментировать свои действия.) Дети: Золотая рыбка выплыла из раковины. Золотая рыбка заплыла за камень. Золотая рыбка выплыла из-за камня. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей. Золотая рыбка выплыла из-за водорослей. Золотая рыбка проплыла перед камнем. Золотая рыбка заплыла за раковину. И т.д.

Слайд 15

5. Упражнение «Какая рыбка?» Логопед: Посмотрите ещё раз на чешую рыбки, какие буквы вы видите? Как можно назвать рыбку, чтобы в её названии был звук З, звук Ж? Дети: Золотая, золотистая, желтая, желтенькая, оранжевая. Логопед: Где слышится звук З: в начале, середине или конце слова? Где слышится звук Ж: в начале, середине или конце слова? Дети отвечают. Логопед: Давайте вернёмся на свои места и составим звуковую схему слова ЗОЛОТАЯ. Дети садятся за парты и составляют звуковую схему слова ЗОЛОТАЯ. Затем логопед вызывает желающих детей к доске, и они по очереди проводят звуко-буквенный анализ слова. Дети сравнивают схему на доске и у себя на столе.

Слайд 16

6. Упражнение «Шифровки» Логопед показывает иллюстрации с изображениями старика, старухи, рыбки и моря и спрашивает: Ребята кого и что вы видите на этих картинках? (Ответы детей.) Правильно! Но рыбка задаёт нам новые загадки! Перед вами на столах лежат слова - названия картинок и звуковые схемы, которые обозначают данные слова. Рыбка просит прочитать эти слова. (Дети по очереди читают слова, лежащие перед ними.) А теперь посмотрите на звуковые схемы и положите их под соответствующие слова. (Дети самостоятельно выполняют задание.) Как вы догадались, что это схема слова СТАРУХА? И т.д.

Слайд 17

7. Упражнение «Друзья для рыбки» Развитие тонкой моторики и конструктивного праксиса . Образование притяжательных прилагательных.) Логопед: Ребята, посмотрите на рыбку. Она загрустила, потому что ей не хватает друзей. Давайте мы сложим для неё друзей – рыбок из палочек. Попробуем? Вот как это сделаю я. Сначала я сделаю туловище, потом – голову и в конце – хвост. (Логопед демонстрирует на доске с помощью мела, потом ещё вывешивает образец на листе бумаги.) Теперь попробуйте вы. (Дети делают рыбку из счетных палочек.) Затем логопед спрашивает: Ульяна , покажи мне у рыбки голову. Чья это голова? ( Ответ: Рыбья голова.) Глеб, покажи туловище. Чьё это туловище? ( Ответ: Рыбье туловище.) Настя, покажи хвост. Чей это хвост? ( Ответ: Рыбий хвост.) (Логопед задает по одному вопросу каждому ребёнку. ) Какие же вы молодцы! Посмотрите как рада золотая рыбка.

Слайд 18

Заключительная часть: ( Актуализация словаря по теме. Развитие диалогической речи. Развитие речевого слуха.) Логопед: Золотая рыбка со своими друзьями хочет вернуться домой. А где живёт золотая рыбка? ( Дети: Золотая рыбка живёт в море, океане.) Золотая рыбка говорит вам спасибо за игру и отправляется домой, куда? ( Ответ: Рыбка отправляется в море.) Как передвигается золотая рыбка? Хлопните в ладоши, когда услышите правильный ответ, а если услышите неправильный ответ, то топните ногами. Приготовились? Рыбка полетит домой? Рыбка побежит домой? Рыбка поползёт домой? Рыбка поплывёт домой? ( Хлопок в ладоши.) Правильно! Рыбка поплывёт домой. Помашите рыбке рукой и скажите: «До свидания, рыбка!» Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? ( Ответы детей.)

Слайд 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- СПб.: 2010. 3. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации.- СПб.: КАРО, 2004. 4. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2004. 5. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр .- М.: ТЦ Сфера, 2015. 6. Логопедия/ под редакцией Л.С. Волковой.- М.,2005. 7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.- СПб.: 2005. 8. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет).- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 10. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 11. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Аквариумные и пресноводные рыбы. Насекомые и пауки.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 12. Нищева Н.В. Живая природа. В мире животных. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 13. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей.- СПб.: 2009 . 14. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.- М., 2011. 15. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: «Мозаика-Синтез», 2005. 16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации.- М., 2009. 17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "В гостях у Золотой рыбки".

Вызвать у детей интерес к рисованию нетрадиционными средствами; развивать умение эмоционально откликаться на разное состояние героев; помогать детям самоутвердиться и само реализоваться; развивать ...

Конспект комплексного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии и с использованием ИКТ "В гостях у Золотой рыбки"

Увлекательное путешествие в удивительный подводный мир, где обитают разнообразные морские животные....

Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у Золотой рыбки» для ребёнка с ДЦП 4 лет

Занятие направлено на расширение кругозора, обогащению знаний об окружающем мире...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ «В гостях у Золотой рыбки»

Цель:- снятие психоэмоционального напряженияу детей с ОВЗ  посредством сенсорной комнатыЗадачи:- развитие у детей компетенций коммуникативной сферы- развитие эмоциональной сферы у дошкольников с ...

Конспект занятия по развитию речи "В гости к золотой рыбке"

Знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина....

Конспект занятия "В гости к золотой рыбке"

Экология – не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной пока не имеется. «Венец природы»...