Главные вкладки

    программа кружка дополнительной деятельности "Речецветик"
    методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

    Жданова Ольга Алексеевна

    содержит программу дополнительной образовательной деятельности по логопедической ритмике для детей четвёртого года жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechetsvetik_2_mladshaya.docx29.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дополнительная программа по направлению

    речевого развития

    воспитанников МБДОУ

    (кружок «Речецветик» 2 младшая группа)

    1. Целевой раздел

    1.1 Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.

    Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

     – Конституции РФ от 12.12.1993г.,

     – Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012г. №273-ФЗ,

     – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10. 2013г.),

     – Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным – образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014), и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

     – Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

    1.2 Цель и задачи

    Цель программы – профилактика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста средствами логопедической ритмики.

    Задачи:

    1. Развитие неречевых процессов:

    – совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

     – регуляция мышечного тонуса;

     – развитие музыкального темпа и ритма;

     – активизация внимания и памяти.

    1. Развитие речевых процессов:

    – развитие дыхания и голоса;

    – выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

     – развитие артикуляционной и мимической моторики;

     – координация речи с движением;

     – воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

    1.3 Принципы реализации  программы

    Теоретическая основа программы:

     – концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);

     – концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);

     – современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)

    Исходя из ФГОС ДО в программе учитываются:

     – индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

     – возрастная адекватность дошкольного образования (соотношение условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

     – возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

    Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

     – полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

     – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования;

     – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

     – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

     – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

    1.4 Особенности речевого развития детей 3-4 лет

    На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. В три года словарный запас увеличивается до 800-1000 слов.

    У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов, перестановки слогов в слове, перестановки звуков в слове, пропуски звуков при их стечении. Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные.

    Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении, нарушается оформление связей слов.

    Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.

    1. Согласные произносятся смягченно.

    2. Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются.

    3. Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются.

    4. Звуки л и р пропускаются, заменяются звуком ль и й.

    В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух-трех согласных.

    В связи с укреплением мышц языка (кончика и средней его части) согласные звуки смягчаются реже.

    Как правило, большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на [ц], [щ] на [с']; сонорные согласные [р], [р'], [л] заменяют звуком [л'], реже [й]. Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно.

    В сложных словах дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги.

    Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи.

    В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Несмотря на то, что дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Малыши понимают, что слово может звучать правильно или неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно.

    Дети четвертого года жизни свои высказывания строят уже из нескольких фраз, связанных единым содержанием. У детей четвертого года жизни более продолжительным становится выдох, они способны протяжно произносить гласные [а], [у], [и] в течение 3-5 сек.

    1.5 Планируемые результаты освоения программы

    Планируемые результаты освоения программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

    Целевые ориентиры освоения программы

    Ребенок:

     – способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

     – проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться при помощи слова;

     – понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями

    К концу года ребенок:

    • способен к устойчивому эмоциональному контакту;
    • проявляет речевую активность, желание общаться с помощью слова;
    • понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по сложности речевыми конструкциями;
    • произносит простые по артикуляции звуки;
    • воспроизводит звукослоговую структуру двусложных и трехсложных слов;
    • обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве;
    • реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним.

    2. Содержательный раздел

    Педагогические ориентиры:

     – расширять понимание речи детьми;

     – развивать потребности в речевом общении и формировать коммуникативные умения;

     – обогащать словарный запас;

     – осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции;

     – создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы;

     – осуществлять профилактику нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут подгруппами.

    3. Организационный раздел

    3.1 Перспективное календарно-тематическое планирование

    Лексико-грамматическая тема

    Сюжет образовательной деятельности

    Цели и задачи

    Музыкальный материал

    Сентябрь

    «Детский сад»

    «Игрушки»

    -Домик для куклы

    -Поезд игрушек

    - Развивать ритм, зрительно-моторную координацию.

    - Укреплять голосовые связки с помощью оздоровительных упражнений.

    - Закреплять в речи правильное произношение звука [А, О, У, И].

    CD «Музыка с мамой» Е.Железнова

    «Магазин игрушек»

     «Играем с мячом»

    «Покатай мячик»

    «Играем с бубном» «Карусели»

    «Покачай-передай»

    «На лошадке»

    «Ходим-стоп»

    «Передай мячик»

    «Погремушки»

    «Играем с бубном»

    Октябрь

    «Овощи»

    «Фрукты»

    «Ягоды»

    «Грибы»

    Под грибком

    Осенние листья

    Осень в лесу

    Веселый огород

    - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    - Развивать чувство ритма.

    - Тренировать умение двигаться, сохраняя правильную осанку.

    - Формировать правильное речевого дыхание. - Закреплять в речи правильное произношение звука [М, Мь, Н, Нь].

    CD «Весёлая логоритмика» Е.Железнова

    «Пугало»

    «Капуста»

    «Мы делили апельсин» «Шла кукушка»

    «Идём-крадёмся»

    «Пружинки»

    «Зайка прыгал»

    «Хлопаем-шлёпаем»

    «Этот пальчик»

    Ноябрь

    «Осень»

    «Лес»

    «Деревья»

    - Осенние краски

    -Лес-чародей

    -Деревья-великаны

    - Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

    - Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями. Автоматизировать звуки [Ы, В, Вь, Ф, Фь]

    CD «Весёлая логоритмика» Е.Железнова

    «Журавли»

    «Домик на ёлке»

    «Ветер дует»

    «Мишка косолапый»

    «Кормушка»

    Декабрь

    «Человек»

    «Дом»

    «Посуда»

    «Мебель»

    -У нас в гостях

    -Путешествие по старому дому

    -Федорино горе

    -Сказки из сундучка

    - Укреплять голосовой аппарат.

    - Учить произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.

    - Развивать темпо-ритмическое восприятие. - Закрепить правильную артикуляцию звука [К, Кь, Г, Гь]

    CD «Игры для здоровья» Е.Железнова

    «Поднимаем палочку»

    «Пылесос»

    «Головами покиваем»

    «Ладошка»

    «А ну-ка за дело»

    «Когда сидим на диване»

    «Мы кружок нарисовали»

    «Вверх по лесенке»

    «Этот пальчик»

    «Вот носик, вот ротик»

    «Где наши ручки»

    Январь

    «Зима»

    «Домашние животные»

    «Дикие животные»

    -Зимушка-зима

    -Дед Егор зовет во двор

    -Путешествие по зимнему лесу

    - Развивать зрительное внимание.

    - Тренировать умение согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы.

    - Закрепить артикуляцию звуков [Х, Хь, Б, Бь].

    CD «Весёлая логоритмика» Е.Железнова

    «Мороз»

    «Зима»

    «Лепим снежки»

    «Коза рогатая»

    «Разминка»

    «Цыплята»

    «Зайка»

    «Лимпопо»

    «Утята»

    «Червяки»

    «У жирафа»

    Февраль

    «Зимние забавы»

    «Наша армия»

    «Одежда. Обувь»

    «Продукты»

    -Эх, качусь я с горки

    -Стойкий оловянный солдатик

    -На прогулку одевались

    -Каша из топора

    - Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.

    - Закрепить правильную артикуляцию звуков [П, ПЬ, Д, Дь].

    - Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

    - Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

    CD «Игры для здоровья» Е.Железнова

    «Паровоз»

    «Катаемся на лыжах»

    «Погреем руки»

    «Погреем ноги»

    «Королева как-то раз»

    «Играем в снежки»

    «У оленя дом большой»

    «Почему медведь зимой спит»

    «Ты похлопай»

    «Мы ногами топ»

    «Ходим в шляпах»

    Март

    «Международный женский день»

    «Профессии»

    «Инструменты»

    «Птицы»

    -Добрые советы

    -Откуда берутся вещи?

     - Кем быть?

    - Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.

    - Учить четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.

    Дифференцировать звуки [Т, Ть, С, Сь, Й]

    CD «Пальчиковые песенки-игры» Е.Железнова.

    «Мамины помощники»

    «Цветочек»

    «А ну-ка за дело живей»

    «Молоток»

    «Пружинки»

    «На лошадке»

    «Песенка про дружбу»

    «Конфетки»

    «Вышла курочка»

    Апрель

    «Космос»

    «Мой город»

    «Транспорт»

    «Весна»

    -Мы по городу идем

    -Мы едем, едем, едем

    -Путешествие капельки

    -Космическое путешествие

    -Автоматизировать звуки [З, Зь, Ц, Ш, Ж] в дыхательных упражнениях.

    - Формировать умение согласовывать движения со словами текста.

    - Развивать чувство ритма, метра, такта.

    CD «Веселая логоритмика» Е.Железнова

    «Ходим, ходим - стоп»

    «Автобус»

    «Паровозик чух-чух-чух»

    «Капель»

    «Дождик»

    «Песенка про дружбу»

    Май

    «Цветы»

    «Насекомые»

    «Животные водоемов»

    -Цветик-семицветик

    -В траве сидел кузнечик

    -Вот лягушки…

    - Правильно артикулировать звуки [Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь] в дыхательных играх.

    - Развивать силу и модуляцию голоса.

    - Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании.

    CD «Веселая логоритмика» Е.Железнова

    «Ква-ква»

    «Лягушата»

    «Пчёлки»

    «Гусеница»,

    «Цветочек»

    «Червяки»

    «2 рыжих таракана»

    «Вот лягушки»

    «Паучок»

    «Рыбки»

    «Улитка»

    «Козявочки»

    3.2 Методическое обеспечение

    1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР». СПб.: КАРО, 2005г.
    2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М.: «ВЛАДОС», 1996г.
    3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003г.
    4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010г.
    5. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движения). Спб.: «Дельта», 1997г.
    6. Новиковская О.А. «Логоритмика». СПб.: КОРОНА, 2005г.
    7. Таран В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.

    Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....

    Как разработать программу кружка дополнительного образования

    Предлагаемая презентация раскрывает этапы разработки авторской программы кружка по художественному творчеству "Ярмарка чудес".Подготовлена мною для представления перед педагогами в ДОУ и на ...

    Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"

    Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие  навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...

    Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

    Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

    Программа кружка дополнительного образования "Живые буквы"

    Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.5...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

    Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

    Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....