Памятка по выполнению звукового анализа слов
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Ефимова Наталья Анатольевна

Памятка для родителей по выполнению звукового анализа слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка по выполнению звукового анализа слов

Звуковой анализ слов состоит в том, чтобы научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове.

Предварительно детей знакомят с тем, что звуки бывают разные:

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя

выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому

гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят). Гласные звуки А,О,У,Ы,И,Э обозначают красным цветом - О

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя

встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ), но петь их нельзя.

Согласные звуки могут быть:

твердыми М (обозначаются синим цветом) - О

мягкими Мь (обозначаются зеленым цветом) - О

Так же, согласные звуки могут быть звонкими или глухими, в зависимости от участия голоса (приложить ладонь к горлу: СССС- горлышко спокойно, звук глухой; ЗЗЗЗ – горлышко дрожит, звук звонкий).

Предметом звукового анализа являются именно звуки, а не буквы (чем отличаются звуки и буквы? Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим)

Прежде всего мы учим детей определять наличие звука в слове. Затем называем первый звук в слове. Потом идет позиционный анализ – учимся слышать, где находится звук: в начале, в середине или в конце слова и, наконец, «высший пилотаж» – порядковый и количественный анализ: сколько звуков в слове и какова их последовательность.

Запомните: все виды звукового анализа выполняются на слух! Взрослый произносит слово или показывает картинку, ребенок повторяет слово или сам называет слово по картинке.

Определяем позицию звука в слове:

Начало

слова

Середина

слова

Конец

слова

Начало слова – это первый звук, с него слово начинается.

Конец слова – это самый последний звук.

Середина слова – это все, что не первый и не последний звук.

Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук А в слове «аист». Произносим так: аааааааист (звук в начале слова). Или звук А в слове «шарик» произносим: шаааааарик (звук в середине слова).

Примеры:

  1. Определить место звука С в слове «стакан». Рассуждаем так: звук

С – согласный твердый. Обозначаем синим кружком. Звук С в слове «стакан» находится в начале слова:

О

  1. Определить место звука Рь в слове «береза». Рассуждаем так: звук

Рь – согласный мягкий. Обозначаем зеленым кружком. Звук Рь в слове «береза» находится в середине слова:

О

  1. Определить место звука А в слове «лужа». Рассуждаем так: звук А

– гласный. Обозначаем красным кружком. Звук А в слове «лужа» находится в конце слова:

О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"

ПАМЯТКА для родителей.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.Наша речь состоит из предложений.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков.Звук - это то, что мы слышим и произносим.Буква...

Памятка по выполнению звукового анализа для родителей

Памятка по выполнению звукового анализа для родителей...

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"

Рекомендации для родителей по проведению звукового анализа у старших дошкольников....

Алгоритм для выполнения звукового анализа слова

Алгоритм для выполнения звукового анализа слова...

Индивидуальные карточки для выполнения звукового анализа слов из 3-х, 4-х, 5-ти - звуков.

Цель: формирование умений проводить звуковой анализ слов....