Консультация для воспитателей «Формирование у детей навыков выполнения звукового анализа слова с использованием нетрадиционных методов развития мелкой моторики»
консультация (старшая группа)

Агеева Светлана Валентиновна

В консультации предложены игры с использованием нетрадиционных методов развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование у детей навыков выполнения звукового анализа слова с  использованием нетрадиционных методов развития мелкой моторики»

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.

Звуковой анализ – это: последовательное выделение отдельных звуков в слове, определение порядка звуков в слове, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый - мягкий).

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Этапы формирования навыков звукового анализа:

Первый этап: Формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки)

Второй этап: Формирование звукового анализа в речевом плане (сначала с использованием картинки, затем без предъявления неё)

Третий этап: Формирование звукового анализа в умственном плане (не называя слова)

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности).

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

выделение в словах первого гласного звука;

анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

определение последнего гласного звука в словах;

определение первого и последнего гласного звука в словах;

определение наличия либо отсутствия в словах звука;

определение первого согласного звука в словах;

определение последнего согласного звука в словах;

определение гласного звука в середине односложных слов;

синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

определение позиции согласного звука в словах;

определение количества слогов в словах;

синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

А теперь рассмотрим некоторые игры с  использованием нетрадиционных методов развития мелкой моторики, которые можно проводить с детьми.

«Звуковая шкатулка»

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая.

Комплектация игры: - крышечки от бутылок красного, синего, зеленого цветов; - предметные картинки.

Задача: закреплять умение выполнять звуковой анализ слова, развитие мелкой моторики.

Ход игры: Педагог располагает перед ребенком картинку. Затем просит назвать картинку, выполнить звуковой анализ слова и составить схему слова из крышечек.

«Веселые бусины»

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая.

Задача: закреплять умение выполнять звуковой анализ слова, развитие мелкой моторики.

Вариант 1:

Комплектация игры: - бусины - красного, синего, зеленого цветов; пинцет, специальные ячейки, предметные картинки.

Ход игры: Педагог располагает перед ребенком картинку. Затем просит назвать картинку, выполнить звуковой анализ слова и составить схему слова пинцетом брать нужную бусину и положить в специальные ячейки.

Вариант 2:

Комплектация игры: - бусины - красного, синего, зеленого цветов, шнурок, предметные картинки.

Ход игры: Педагог располагает перед ребенком картинку. Затем просит назвать картинку, выполнить звуковой анализ слова и составить схему слова нанизывая нужные бусины на шнурок.

«Божья Коровка»

Формы работы: индивидуальная.

Комплектация игры: Деревянная Божья Коровка, молоточек, шары: синий, красный, зеленый.

Задача: закреплять умение выполнять звуковой анализ изолированно, в слогах, словах Ход игры: педагог произносит звук, слог или слово после чего ребенок бьет молоточком по шару определенного цвета на заданный звук.

«Звуковая Мозаика»

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая.

Комплектация игры: - разные виды мозаики красного, синего, зеленого цветов; - предметные картинки.

Задача: закреплять умение выполнять звуковой анализ слова, развитие мелкой моторики.

Ход игры: Педагог располагает перед ребенком картинку. Затем просит назвать картинку, выполнить звуковой анализ слова и составить схему слова из мозаики.

«Планшетики» («Сколько гласных, сколько согласных?»)

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая.

Комплектация игры: - основа планшета – фоторамка 10х15см. - 3 шт.; - бархатная бумага красного, синего и зелёного цветов; - декоративные камни.

Задача: формировать умение находить гласные и согласные звуки в словах, развитие мелкой моторики.

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть картинку, назвать ее, определить количество гласных и согласных звуков и выложить на планшетики соответствующее количество камней данного цвета.

«Собери слово»

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая.

Комплектация игры: Карточки с картинками - цветные скрепки и цветные прищепки - разрезные буквы кассы

Задачи: закреплять умение выполнять звуковой анализ слова, определить количество звуков и букв слове, развитие мелкой моторики.

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть картинку, назвать ее, определить количество гласных и согласных звуков и выложить с помощью цветных скрепок и прищепок схему, затем выложить из кассы разрезных букв слово, соотнести сколько звуков, сколько звуков.

«Разноцветные гаечки»

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая.

Комплектация игры: Гаечки покрашены в синий (твёрдые согласные), красный (гласные) и зелёный (мягкие согласные) цвет. Болтики – это первый звук в слове, а гаечки – это последующие звуки, карточки с картинками.

Задачи: закреплять умение выполнять звуковой анализ слова, определить количество звуков и букв слове, развитие мелкой моторики. 

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть картинку, назвать ее, определить количество гласных и согласных звуков и выложить с помощью цветных скрепок и прищепок схему, затем выложить из кассы разрезных букв слово, соотнести сколько звуков, сколько звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Консультация на тему "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО."

В статье дается полное описание о развитии мелкой моторики рук нетрадиционными методами и предлагаются интересные игры и занятия по данной теме в соответствии с ФГОС ДО....

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики (консультация родителей и воспитателей)

p { text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; font-...

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики(консультация родителей и воспитателей)

Мелкая моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но по...

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики (консультация для родителей и воспитателей)

МБДОУ детский сад «Ёлочка»           Нетрадиционные методы развития мелкой моторики (консультация для родителей и воспитателей)...

Консультация для родителей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТНР. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТНР.«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».У многих детей в последнее время наблюдаются проблемы с ...