Минимальные дизартрические расстройства
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) по теме

Лукманова Яна Фанильевна

Статья и презентация «Особенности коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами»

        Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что «Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. Особую роль в процессе общения лиц с нарушениями речи играют невербальные средства общения.

В литературе (Е.С.Алмазова, В.А. Артемов, Е.А.Брызгунова, Н.И.Жинкин, А.Р. Лурия, О.С. Орлова и др.) неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания».

           Просодика (просодия) - представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса, дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку и т.д.

           В современной общей и специальной педагогике, этим вопросом занимались многие деятели науки, такие как Г.В. Волкова, А.З. Андронова - Арутюнян, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.В. Черемисина, Н.Н. Трауготт, С.Н. Цейтлин и другие.

           Так же необходимо отметить, что в настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема минимальных дизартрических расстройств, коррекция которых имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы.

При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается нечеткое произношение многих звуков. Существенно страдает просодический компонент. Следовательно, состояние просодической стороны речи у детей изучаемой категории характеризуется неразборчивостью, невнятностью, монотонностью и недостаточной выразительностью (О.А. Токарева, Р.И. Мартынова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская).

В исследованиях Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой отмечается, что при минимальных дизартрических расстройствах нарушения звукопроизношения и просодики являются стойкими и с трудом поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования показал, что просодика (просодия) представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса, дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку и т.д.

Исследованием состояния просодической стороны речи у детей с речевыми нарушениями занимались такие учёные, как Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.В. Гуровец, СИ. Маевская, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Е.Ф. Соботович, Т.В.Туманова.

           Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе.

           Театрализованная игра - важнейшее средство формирования интонационной стороны речи детей, а так же развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

             Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. Неполноценная игровая деятельность детей тормозит развитие новых форм речи.

Театрализованные игры проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, понимают нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации, логики речи.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвёртом этапе можно переходить к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок. Для этого можно использовать рассказы: «Как Маша стала большой» (по Е. Пермяку), «Почему кот моется после еды» (литовская сказка), «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка) и др. Дети могут разыгрывать текст как актёры, используя маски и костюмы.

            Таким образом, можно сказать, что в силу названных особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством формирования выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами Подготовила учитель-логопед Лукманова Яна Фанильевна

Слайд 2

Теоретические основы изучения нарушений просодической стороны речи у детей Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. Особую роль в процессе общения лиц с нарушениями речи играют невербальные средства общения .

Слайд 3

Просодика (просодия) - представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как: тембр высота и сила голоса мелодика темп пауза модуляции голоса ритм логическое ударение речевое дыхание полетность голоса

Слайд 4

Этим вопросом занимались многие исследователи: Г.В. Волкова А.З. Андронова - Арутюнян Г.Н. Иванова-Лукьянова Н.В. Черемисина Н.Н. Трауготт С.Н. Цейтлин

Слайд 5

Минимальное дизартрическое расстройство – одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи.

Слайд 6

Для МДР характерно: наличие слабовыраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений; наличие синкинезий ; замедленный темп артикуляции движений; трудность в переключении артикуляционных движений; трудность удержания артикуляционной позы; стойкость нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков; наличие просодических нарушений.

Слайд 7

Экспериментальная работа по изучению особенностей просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с МДР

Слайд 8

Методика Е. Ф. Архиповой: Обследование восприятия ритма. Обследование воспроизведения ритма. Обследование восприятия интонации. Обследование воспроизведения интонации. Обследование восприятия логического ударения. Обследование воспроизведения логического ударения. Обследование модуляций голоса по высоте. Обследование модуляций голоса по силе. Выявление назального тембра голоса. Обследование восприятия тембра. Обследование воспроизведения тембра. Обследование речевого дыхания. Обследование темпо - ритмической организации речи. Обследование состояния слухового самоконтроля.

Слайд 9

Коррекционная работа Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи; возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.

Слайд 10

Содержание театрализованных занятий включает: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Слайд 11

Работа над развитием мимики Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики. Упражнения перед зеркалом: " Удивилки " - поднять брови. " Поразилки " - поднять брови, открыть рот. " Улыбалки " - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом. Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу "пассивных действий": чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т.д., потом он сам руками поможет себе. " Хмурилки " - нахмурить брови. " Сердилки " - нахмурить брови, надуть щеки. " Огорчалки " - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

Слайд 12

«Работа с моделями эмоций» Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематическое изображение лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперёк. Детям предлагают найти две подходящие половинки. «Работа со схемами-эмоциями» Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображённых моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детям предлагают придумать историю. «Мимический диктант» Педагог читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки-пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их.

Слайд 13

Развитие речевого дыхания Цель: развитие длительного речевого выдоха; развитие диафрагмального дыхания. «Погасим свечку» - выдох на пламя свечи «Осенние листочки» «Снежинки» «Горячий чай » «Дуем на кораблик, плывущий по воде» «Мыльные пузыри» «Вертушки» «Надуем шарик» и т.д.

Слайд 14

Работа по развитию силы голоса Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса « Укачаем куклу в коляске » – с каждым разом поём тише: А А А А «Ослик» – повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом): ИА ИА ИА «Пчела» - делаем вдох, поднимая руки в стороны, медленно опуская произносим: Ж-Ж-Ж «Песенка лягушонка» – поём песенку лягушонка различной протяжённости: КВА, КВА-А-А, КВА, КВА-А-А-А-А «Солнышко» - делаем вдох, поднимая руки в вверх выдыхаем и произносим: О-О-О-О – солнце высоко! «Прятки с Мишкой» - повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом): АУ АУ «Горка». Силу голоса соизмеряем с направлением движения руки: вверх (на горку) – сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – сила голоса уменьшается. Упражнения с опорой на наглядный материал (тише, громче, ровным голосом).

Слайд 15

Работа по развитию высоты голоса Цель: развитие звукоподражания голосом разной высоты «Кошка и котёнок» «Собака и щенок» и т.п. Цель: развития умения соотносить движения и высоту голоса «Дирижёр» Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом. Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.

Слайд 16

Различные инсценировки «Встреча» Упражнение выполняется в паре. Дети идут навстречу друг другу и изображают встречу эмоционально, с голосовым, мимическим и двигательным сопровождением. «Звериные скороговорки» Дети надевают маски различных животных и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Слайд 17

«Фантазии о…» Дети, превращаясь во что- или кого – либо, рассказывают, что вещь чувствует, что её окружает, волнует, где и как она живёт. Например: «Я – утюг», «Я – кошка» и т. д. «Этюды» Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Встреча», «Радость», «Грусть»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах

Данный материал содержит этапы подготовительной работы при постановке звуков для детей со стертой формой дизартрии и с тяжелыми нарушениями речи....

статья "Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонн...

Минимальные дизартрические расстройства. Театрализованная игра.

Презентация «Театрализованная игра как средство коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами»...

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Понятие «психо...