РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
статья по логопедии

Бондарева Маргарита Васильевна

Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Понятие «психомоторики» подразумевает под собой связь движения с психическими процессами (познавательными, эмоциональными, волевыми).

Развитие психомоторных функций ребёнка протекает неравномерно и  представляет собой сложный процесс, связанный с поэтапным созреванием ЦНС при непосредственном влиянии окружающей среды и сопровождающийся накоплением индивидуального двигательного опыта.

Однако в настоящее время, авторы, изучавшие психомоторные функции детей раннего и дошкольного возраста отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПСИХОМАТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

 Мамасуева Ю.Н.

 педагог - психолог

         Бондарева М.В.

учитель - логопед

                                     Железнякова М.А.

Заведующий

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный»

Детство – это то, что было с каждым из нас. Детство – это свобода от возраста. Детство – это волшебная пора, хранящая в себе много тайн и разных воспоминаний. 

Дошкольный возраст — это период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками.  

Психика человека зависит от степени развития, особенностей и  состояния нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. Развитие речи и трудовой деятельности человека тесно связано с совершенствованием, усложнением и деятельности мозговой коры, а вместе с тем и психической деятельности. 

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Адекватные физиологическим возможностям детей, движения всегда выступают как оздоровительный фактор, повышается эмоциональный тонус, появляется чувство радости, удовольствия. Подвижные игры, физические упражнения, и психогимнастика при правильном психолого– педагогическом подходе являются сильным оптимизирующим фактором.

Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Понятие «психомоторики» подразумевает под собой связь движения с психическими процессами (познавательными, эмоциональными, волевыми).

Развитие психомоторных функций ребёнка протекает неравномерно и  представляет собой сложный процесс, связанный с поэтапным созреванием ЦНС при непосредственном влиянии окружающей среды и сопровождающийся накоплением индивидуального двигательного опыта.

Однако в настоящее время, авторы, изучавшие психомоторные функции детей раннего и дошкольного возраста отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей.

Речевые нарушения сказываются  на формировании  самосознания ребенка и его самооценки, на взаимоотношениях ребенка с окружающими,

 Родители, как показывает практика, поздно начинают обращать внимание на речь ребенка, на то, как развивается речь. Довольно часто родители не придают должного значения речевой задержки, полагая, что ребенок рано или поздно сам выговорится, недооценивая, тем самым, важность такого сложного психического процесса, как речь, не видя параллели и взаимосвязи с другими высшими психическими процессами.  Задержка речи, как правило, затрудняет познавательный процесс, сказывается на интеллектуальном развитии ребенка,  нарушает коммуникативные функции. Проблему позволяет решить развитие мелкой моторики рук и двигательной активности ребенка. Формирование движений происходит при участии речи.      Исследователи придавали особое значение связи состояния моторики и речи. Ещё Гиляровский В.А. (1932) отмечал, что запоздалое развитие речи может быть проявлением общего недоразвития моторики. В.И. Дресвянников (1972) указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивал, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. При исследовании произвольных движений, Запорожец А.В. (1990), доказал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи. Можно сказать, что связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики (Л.О. Бадалян, 1998).

Одним из самых частых расстройств речи Е.Н. Винарская считает дизартрию, автор отмечает, что в настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в детском возрасте становится все более обычным явлением. В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является выявления минимальных дизартрических расстройств у старших дошкольников. Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей, снижается уровень познавательных процессов.

Минимальные дизартрические расстройства (МДР) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.  

Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников с МДР является актуальной, поскольку  именно психомоторная сфера играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И. М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира.

Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий. В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы), поэтому двигательные методики широко используются в психодиагностике.

В коррекционной работе  по развитию психомоторики у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами через использование коррекционно – развивающих игр и упражнений можно выделить следующую цель и задачи:

Цель: коррекция психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Задачи в работе с детьми:

       1. Развивать артикуляционную и мимическую моторику.

       2. Совершенствовать  мелкую моторику и операции действий с предметами.

       3.Развивать зрительно-пространственный гнозис и зрительно-пространственную координацию движений.

       4. Развивать  произвольность  общей  и  мелкой  моторики.

       5. Развивать  кинестетические ощущения общей, тонкой и артикуляционной моторики.

       6. Вырабатывать  развитие  двигательной  памяти.

       7. Развивать межполушарное взаимодействие, произвольность и самоконтроль, переключаемость движений.

       8.  Развивать высшие психические процессы.

       9. Обеспечивать регуляцию, программирование и контроль над протеканием психической и одновременно физической деятельности.

10. Развивать умение управлять своим телом, развивать ориентировку в пространстве.

Система работы, необходимая для решения поставленных задач, включает в себя:

  • Создание предметно-развивающей среды в группе.
  • Разработка перспективно-тематического плана с занятиями, включающими в себя игры и упражнения для развития психомоторной сферы детей.
  • Разработка  и систематизация комплекса дидактических игр  для развития речевой и мимической моторики, а также игровых комплексов пальчиковой гимнастики и игры по развитию общей моторики.
  • Использование Су Джок терапии в работе с детьми-дизартриками.
  • Проведение консультаций для воспитателей.
  • Работа с родителями.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

  • снятие излишней напряжённости мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • выработка необходимых мышечных движений для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата;
  • нормализация произносительной стороны речи детей;
  • выработка интонационной и мимической выразительности речи детей со стертой дизартрией;
  • развитие мелкой моторики, способствующей формированию ручной умелости, навыков, ловкости детей со стертой дизартрией.

При планировании работы по развитию психомоторики могут быть  использованы  практические разработки таких авторов, как Аленькина Т.Н., Никитина О.В., Прищепа С., Селиверстов В.И. Сиротюк А.Л. , Ткаченко Т.А. Цвынтарный В.В. и др. Эта работа проводится по каждому из указанных разделов в трех направлениях: развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти.

В разделе по развитию артикуляционного праксиса и межсистемного взаимодействия сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д. На всех этапах работы можно использовать наглядный материал: картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства, карточки с условным графическим изображением эмоций, фотографии.

Позднее детям необходимо предлагать  задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела.

Развитие речи, особенно в сензитивный период развития речи, в онтогенезе тесно связано с развитием тонкой ручной моторики. Как показывают исследования Кольцовой М.М. (1973), развитие ручной моторики, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Обусловлено это анатомической и физиологической близостью речевых зон коры головного мозга, а также  зон, которые регулируют движения руки.

Работа по развитию мелкой моторики   проводится по трем направлениям: развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти. Для этого можно предложить детям манипуляции с собственной рукой и различными предметами. Важно, что основной задачей этого раздела работы является разработка пальцевого праксиса при максимальном использовании доступных движений.

Динамическая координация пальцев рук совершенствуется и развивается в играх с речевым сопровождением, построенных на принципах пальчиковой гимнастики. Развитие двигательной памяти осуществляется на основе отдельных движений, уже отработанных в статических упражнениях. При этом основным речевым материалом могут быть русские народные сказки, рассказ которых должен сопровождаться построением фигур из кисти и пальцев рук, изображающих главных персонажей.

Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры.

Использование Су Джок терапии возможно в виде разных форм работы. Самой распространённой и удобной формой работы по использованию Су Джок терапии является применение массажных шариков, имеющих множество выступающих углов на каждом витке спирали, что удобно для равномерной стимуляции выбранной зоны. Массаж эластичным пружинным массажным кольцом Су Джок оказывает расслабляющее или тонизирующее действие. Массаж пальцев Су Джок массажным кольцом можно рассматривать и как общий массаж всего тела. Он оказывает благотворное влияние на организм в целом: снимает усталость и стресс повышает устойчивость к инфекциям, усиливает обменные процессы,  нормализует сон и аппетит, улучшает кровообращение, поднимает жизненный тонус.

       Таким образом, все вышеперечисленные приёмы коррекционно-развивающей работы по развитию психомоторики у детей со стёртой дизартрией, необходимо использовать во всех формах непосредственной образовательной деятельности: фронтальной, подгрупповой и индивидуальной.

Опыт работы показывает, что для достижения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество с родителями детей. Важно, чтобы для детей с тяжёлыми речи помимо знаний педагогических, родители должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома во время занятий с детьми. Необходимо осуществлять непрерывную связь с родителями в детском саду с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

При совместной  коррекционно – развивающей  работе  педагога – психолога и учителя – логопеда  с использованием упражнений и игр по развитию психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, как правило, ясно прослеживается положительная динамика, выражающаяся в снятии излишней напряжённости мимической и артикуляционной мускулатуры,  выработке необходимых мышечных движений, способствующих   свободному владению и управлению частями артикуляционного аппарата. Речь детей приобретает интонационную и мимическую выразительность, так же снижается наличие гиперсаливации и синкинезий; движения пальцев рук становятся более целенаправленными; при выполнении движений темп заданий приближается к норме; у детей значительно увеличивается  точность и сила артикуляционных движений.

 Значительные улучшения  наблюдаются  в развитии мелкой моторики,  которая способствовует формированию навыков, ловкости, ручной умелости. Уровень произвольности движений приближается  к онтогенетической норме, что свидетельствует об упрочении динамического стереотипа движений.

         Необходимо так же отметить, что важным средством воспитания и развития  детей, имеющими речевые нарушения являются подвижные игры, физические упражнения, способствующие коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.

Библиографический список:

  1. Аленькина Т.Н., Никитина О.В. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики // Логопед - №5 - 2006. - С.24-33.
  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2006. – 319 с.
  3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990. – 182с.
  4. Винарская Е.Н. Дизартрия - М., 2005. –141с.
  5. Волкова Г.А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи.  Вопросы дифференциальной диагностики — СПб., 2005.– 144с.
  6. Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М., 1999. – 72с.
  7. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.. 1930. Т. 1. – 342с.
  8. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии// Вопросы логопедии. - М.,1978. – С.27-37.
  9. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 382 с.
  10. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. - М., 2000. – 198с.
  11. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология- 2003- №5. с.45-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.

Консультация знакомит воспитателей с  вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, ...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста вл...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б.    Программа обучения рассчитана на 2 года. Дети, по...

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....

План по самообразованию на тему: «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»

Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной ипродуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значениев процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,так ...