Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».
статья по логопедии (подготовительная группа)

Григорьева Татьяна Аркадьевна

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2019-2021.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №89 комбинированного вида»

Отчет по теме самообразования

на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»

за 2019-2021 учебные годы

Подготовила: Григорьева Т. А., учитель-логопед высшей квалификационной категории

        

Саранск

Тема: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»

Дата начало работы над темой: 01.09.2019

Дата окончания работы: 31.05.2021

Актуальность 

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, трудности в усвоении понятий «звук», «слог», «буква», в запоминании конкретного образа буквы и соотнесение его с определенным звуком. Основными причинами данного явления являются: нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность звукового анализа и синтеза.  Исходя из этого, можно сформулировать следующую проблему: с одной стороны, целевые ориентиры ФГОС определяют на этапе завершения дошкольного образования предпосылки грамотности, а с другой стороны – существенные трудности, возникающие у детей с ОНР в процессе работы по подготовке к обучению грамоте. Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной и продуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значение в процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра, так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, а ее основная цель — обучающая. В ходе игры ребенок сможет правильно выполнить предложенное логопедом задание. Во время  подготовки к обучению грамоте, в группе необходимо создать и поддерживать специальную предметно-развивающую среду, обеспечивающую более успешное закрепление полученных знаний. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются наглядным материалом. А также необходимо организовать четкое и грамотное взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

Новизна заключается в создании необходимых условий для использования и усовершенствования разнообразных коррекцонно-развивающих игр, наглядных методов, приемов работы с детьми при активном взаимодействии с педагогами и родителями по вопросу  подготовки к обучению грамоте. Применение игр  и наглядного материала как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко и без принуждения.

Опыт систематизирован в едином сюжетном контексте с большим содержанием практического, игрового и наглядного материала.

Данная модель организации  коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР при  подготовке к обучению грамоте будет способствовать более качественному усвоению ребенком принципов звукобуквенного анализа.  

Целью моей работы по самообразованию: продолжать повышать профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность путем создания системы работы для эффективности коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного материала.

В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения нормативно-правовой литературой, научно-методической, а также публицистической литературой по теме самообразования.

2. Изучить и проанализировать опыт других педагогов в данной области (посещение ГМО, открытых мероприятий, просмотра публикаций на образовательных сайтах и сети интернет).

3. Разработать перспективный план работы с педагогами, воспитанниками и родителями.

4. Апробировать методические разработки по теме самообразования для педагогов МАДОУ (игры, наглядный материал, конспекты КРД, досуги).

5. Экспериментально систематизировать полученные знания воспитанников, используя разнообразные формы работы с ними.

6. Доказать, что детей с ОНР можно подготовить к обучению грамоте наиболее эффективно посредством коррекционно-развивающих игр и наглядного материала, привлекая всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей).

Ожидаемые результаты:

1.Усовершенствовать собственные профессиональные навыки и умения, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;

2.Повысить уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;

3.Разработать и апробировать дидактические  игры и наглядный материал при изучении гласных и согласных;

4.Повысить уровень подготовленности к обучению грамоте воспитанников;

5.Разработать и провести открытые образовательные и методические мероприятия по исследуемой теме;

6.Участвовать в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы;

7. Разработать и реализовать проекты: «Гласные-прекрасные», «От звука к букве»;

Достигнутые результаты в этом направлении в течение 2-х учебных лет:

-анализ результата своей работы 

- Повысила педагогическую компетентность путем создания системы работы для эффективности коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного материала.

- Изучила методическую литературу по данной проблеме.

-Разработала конспекты фронтальной коррекционно-развивающей деятельности 1-го и 2-го года обучения.

-Изготовила картотеки, игры, наглядные пособия, индивидуальные карточки в 2019-2020 у/году:

-Картотеки:

«Комплексы артикуляционной гимнастики»;

Методическая литература по теме самообразования;

-Индивидуальные карточки: «Буквенная мозаика»,«Развитие мелкой моторики»;

- Зрительные символы на каждого ребенка:

«Гласные звуки А,У, О, И, Ы», «Фишки для звукового анализа слогов, слов»

- Наглядные пособия: «Звуковой домик», «Умная машина»,«Звуковые часы»;

- Игры: «Начало, середина, конец слова» (звуки У, А, И, О), «Поставь посуду на стол», «Свари компот», «Пастух и стадо», «Помоги Растеряйке собрать свою одежду и обувь», «Выбери овощи для салата», «Различай А,О,У», «Различай А,О в конце слова», «Мышка в магазине», «Различай звуки И, Ы в середине слова»;

-Ледбук для индивидуальной и подгрупповой работы детей в свободной деятельности.

в 2020-2021 у/году:

-Подбор наглядного материала: для диагностики детей, материала по обучению грамоте;  

-Наглядное пособие «Мальчик Звуковичок»;

-Лэдбук: индивидуальные карточки на развитие звукового анализа и графомоторных навыков (согласных букв);

-Фишки «твердые согласные», «мягкие согласные»;

-Выставка рисунков «Согласные- прекрасные»4

-Подготовлены оборудование и материалы к: досугу «В гостях у Деда Буквоеда»; открытому показу итоговой  КРД, «Празднику правильной речи».

-Работа с воспитанниками

в 2019-2020 у/году:

-Педагогическая диагностика детей в начале и в конце учебного года;

-Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Веселый Язычок»;

 -Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность и индивидуальная коррекционная деятельность;

-Реализован проект «Гласные-прекрасные»;

-Творческая мастерская «Сделай букву сам» (выкладывание гласных букв У, А, И, Ы, О из различного материала);

-Просмотр мультфильма «Маша в стране гласных звуков»;

-Выставка рисунков «Буквы весело рисовать»;

-Конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных буквах»;

-Выставка творческих работ «Гласные буквы своими руками»;

-Досуг «На улице гласных»;

-Чтение «Сказки о живых звуках» Александровой;

-Игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая».

в 2020-2021 у/году:

-Педагогическая диагностика детей;                                                                       -Проведение коррекционно-развивающей деятельности по перспективному плану 2-года обучения;                                                                                                             -Развивающий мультфильм «История алфавита»;                                                -Творческая мастерская «Сделай букву сам» (выкладывание букв из различных материалов);                                                                                             -Игры: «Начало, середина, конец слова», «Мышка в магазине», «Свари компот», «Растеряйка», «Выбери овощи для салата», «Поставь посуду на стол», «Умная машина», «Различай звуки», «Звуковые часы»;                           -Выставка детских рисунков «Согласные-прекрасные»;                                      -Конкурс «Самая оригинальная буква»»;                                                                 -Досуги: «Веселые стихи о согласных буквах», «В гостях у Деда Буквоеда»;          -Итоговая коррекционно-развивающая деятельность «Скоро в школу»;           -«Праздник правильной речи».

-работа родителями

в 2019-2020 у/году:

-Выступление на родительских собраниях;

-Анкетирование «Готов ли ребенок к обучению грамоте?»;

-Беседа «Гласные, зачем нужны, для чего они важны?»;

-Консультации-практикумы: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения», «Формирование воздушной струи  - одно из условий  постановки звуков», «Развитие мелкой моторики пальцев рук»;    

-Буклеты: «Дидактические игры на развитие чувства ритма у детей старшей группы», «Развиваем графо-моторные навыки»;

-Памятки: «Учимся выполнять звуко-слоговой  анализ и синтез слога и слова», «Вместе весело играть» (дид. игры и игровые упражнения, направленные на развитие звукового анализа и синтеза слогов и слов);

-Папка – передвижка «История алфавита»;

-Выставки: книг «Что за чудо книжки - малышки!», рисунков «Буквы весело рисовать», творческих работ «Гласные буквы своими руками»;

-Презентация «Автоматизация звуков в домашних условиях»;

-Конкурс «Веселые стихи о гласных буквах»;                                                                                                     -Рукотворный альбом  «Азбука гласных букв»;

-Презентация проекта «Гласные – прекрасные».

в 2020-2021 у/году:

-Выступления на родительских собраниях:

 №1 «Задачи и содержание лог. работы на 2-ом году обучения. День за днем взрослеем и говорим»;

№2 «Подведение итогов за 1-ое полугодие. Готов ли Ваш ребенок к школе?»;

№3 «Подведение итогов за учебный год. Прощай, детский сад»;

-Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к обучению грамоте?»;

-Индивидуальные Беседы «Результаты диагностики речевого развития детей»;

-Папка-передвижка «История Алфавита»;

-Выставка книг «Что за чудо – книжки малышки!»;

-Журнал «Речевичок»:«Профилактика нарушений чтения и письма»;

-Буклет «Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи»;

-Консультации: «Развитие навыка звуко-слогового анализа слова», «Как научить ребенка читать. Развитие интереса к чтению», «Предупреждение и коррекция оптической дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР»;

-Памятки: «Это важно знать», «Как учить стихи»;

-Выставки: детских рисунков «Согласные-прекрасные», творческих работ «Самая оригинальная буква»»;

-Папка «Игры со словами»

-Рукотворный альбом «Азбука согласных букв».

-Презентация проекта «От звука к букве»

- работа с педагогами

в 2019-2020 у/году:

-Совместное проведение родительских собраний;                                                  -Беседа «Результаты диагностики речевого развития детей»;                                            -Консультации: «Причины нарушений детской речи»;                              «Особенности речи детей старшего дошкольного возраста»;                    «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»;                                      -Консультации-практикумы:                                                                         «Дыхательная гимнастика -   одно из условий  постановки звуков»;                   «Рука развивает речь»;                                                                                                                                                                                                         -Мастер-классы:                                                                                                                    на семинаре «Подготовка к обучению грамоте детей  старшего дошкольного возраста»;                                                                                                                        на педагогическом совете «Артикуляционная гимнастика на занятиях по развитию речи»;                                                                                                                             -Картотека «Игры для развития звукового анализа и синтеза».                  

в 2020-2021 у/году:

-Совместное проведение родительских собраний:

 №1 «Задачи и содержание лог. работы на 2-ом году обучения. День за днем взрослеем и говорим»;

№2 «Подведение итогов за 1-ое полугодие. Готов ли Ваш ребенок к школе?»;

№3 «Подведение итогов за учебный год. Прощай, детский сад»

Консультации: «Особенности детской речи седьмого года жизни», «Профилактика трудностей в обучении чтению детей с ОНР», «На пороге школы», «Применение мозаики  в профилактике оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи»;

-Мастер-класс «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» для молодых педагогов;

-Памятка «Как научить детей звуко-буквенному анализу слов» для педагогов старших и подготовитель-ных групп;

-Методические рекомендации «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»;

-Буклет «Что такое изографы»;

-Презентация проекта «От звука к букве»;

-Открытый показ коррекционно-развивающей деятельности «Скоро в школу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.

Консультация знакомит воспитателей с  вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

Использование наглядного материала и коррекционно-развивающих игр при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.

В статье представлен опыт организации  и проведения работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в соответствии с ФГОС ДО....

"Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и занимательного материала"

Представление педагогического опыта по проблеме: "Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и занимательного материала"....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, ...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста вл...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б.    Программа обучения рассчитана на 2 года. Дети, по...

План по самообразованию на тему: «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»

Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной ипродуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значениев процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,так ...