Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала
методическая разработка по развитию речи

Гостевская Лариса Валерьевна

В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б.

 

 

 

 

Программа обучения рассчитана на 2 года. Дети, поступающие в группы с ОНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Все  содержание изучаемого материала преподносится с опорой на ведущую деятельность дошкольника и организуется в таких формах как игра-занятие, игра-урок с сохранением структурных составляющих плана-программы, а также дидактические игры. Использование этих организационных форм способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но  и способствует  удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса дошкольника, более интенсивному эмоционально-личностному развитию, формированию произвольности поведения и самоконтроля как важнейшей базы для начала систематического обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekommendatsii_po_obucheniyu_gramote.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №224 «Здоровье»

комбинированного вида

Методическая разработка

Тема разработки: Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

        

Составитель: Гостевская

 Лариса Валерьевна,

 воспитатель высшей

квалификационной категории

Барнаул 2018

Детский сад является первой ступенью в системе общего образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

             За последние годы медицинская и педагогическая статистика, подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР). Наш детский сад как раз и является специализированным учреждением для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи особенно нуждаются в формировании к обучению грамоте.

Для   детей с ОНР характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.

Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда).

        Дети  с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Левина Р.Е., Жукова Н.С., Ефименкова Л.Н., Мастюкова Е.М.).

Авторы  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., разработали свою систему обучения грамоте детей с ОНР.  Обучение грамоте по данной системе начинается с середины второго года обучения (в подготовительной к школе группе).

        Вместе с тем, опыт многолетней работы показывает, что обучение грамоте детей с ОНР второго года обучения целесообразнее начинать не со второго периода коррекционного обучения, как рекомендовано программой обучения детей с ОНР, а в начале первого периода сразу же после обследования (начало октября).

Более ранние сроки начала обучения грамоте дошкольников с ОНР становятся возможными благодаря уже имеющейся у детей готовности к обучению грамоте (сформированному фонематическому восприятию, навыку звукового анализа и синтезу слов, знанию ритмико-слогового строения слова), сформированным в процессе первого года коррекционного обучения (в старшей группе).

В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б.

Программа обучения рассчитана на 2 года. Дети, поступающие в группы с ОНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

          Процесс обучения грамоте  предполагает использование разнообразных форм: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин и т.д.        Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у детей неустойчивая психика, с другой - в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

          Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует  спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

     Все  содержание изучаемого материала преподносится с опорой на ведущую деятельность дошкольника и организуется в таких формах как игра-занятие, игра-урок с сохранением структурных составляющих плана-программы, а также дидактические игры. Использование этих организационных форм способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но  и способствует  удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса дошкольника, более интенсивному эмоционально-личностному развитию, формированию произвольности поведения и самоконтроля как важнейшей базы для начала систематического обучения в школе.

Организация процесса по подготовке к обучению грамоте

 дошкольников с общим недоразвитием речи.

     Коррекционное обучение началам грамоты имеет основные цели:

  • формирование у детей необходимой готовности к процессу обучения грамоте;
  • профилактика дислексии и дисграфии, возникающих в процессе школьного обучения у детей с ОНР.

    Так как у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают и другие психические процессы, в ходе коррекционной работы необходимо решать следующие коррекционные задачи:

  • формирование и уточнение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, усвоение линейности ряда символов, знаков (слева направо);
  • развитие слухового и фонематического восприятия;
  • уточнение артикуляции всех изучаемых звуков, а также работа над звукопроизношением;
  • развитие графо-моторных навыков.

    Педагогическая технология по обучению  грамоте разделена на два периода. Первый период – подготовительный, на этом этапе осуществляется работа с детьми 5-6 лет старшей логопедической группы детского сада. Во втором периоде проходит непосредственная подготовка к обучению грамоте с дошкольниками 6-7 лет подготовительной логопедической группы. Занятия в каждой возрастной группе проводятся по подгруппам с учетом уровня речевого развития. Каждый период имеет свои задачи, учитывающие возраст, опыт обучения детей. Процесс работы над содержанием строится с постепенным усложнением. При выборе приемов коррекционного воздействия особое внимание  уделяется соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность материала, обязательная наглядность, совокупность включения в работу всех анализаторов ребенка и др.). На обучающих занятиях используется  хорошо знакомый речевой материал. В ходе занятия дошкольникам не предлагается более одного нового понятия, терминологический словарь детей увеличивается постепенно.

I период  - подготовительный.

Задачи:

  • развитие сенсорных способностей детей; формирование и уточнение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;
  • развитие слухового внимания;
  • развитие графо-моторных навыков.

     Обосновывая введение в процесс подготовки к обучению грамоте  задач по формированию сенсорных эталонов, необходимо отметить следующее, что, как правило, дети пятилетнего возраста с нормой развития знают основные цвета спектра и отдельные оттенки, владеют знаниями о плоскостных и объемных формах, проводят элементарный сравнительный анализ предметов разной величины, производят  сериационные операции по возрастанию и убыванию предметов, владеют необходимыми понятиями и так далее, то есть оперируют этими знаниями в рамках возрастной программы. При первичном обследовании пятилетних детей, поступивших в логопедическую группу, мы обнаруживаем, что основная часть из них значительно отстает в формировании сенсорного развития и процесса восприятия (не знают названий и не различают основные цвета спектра; не владеют понятиями формы, величины и сравнительными операциями с ними и т.д.). Однако, без этих знаний невозможно перейти к обучению ребенка с использованием моделей звуков, слогов, слов, предложений, и, тем более, к процессу анализа.

  • Развитое слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Для этого необходимо развивать у детей:
  • умение слышать и различать неречевые звуки,
  •  умение различать высоту, силу, тембр голоса;
  • умение различать слова, близкие по звуковому составу.

Далее проводиться работа по знакомству с понятием «слово», «слог» (часть), «предложение».

             На этом этапе развитие слухового внимания начинается с различения звуков окружающего мира (д/игры «Что звучит?», «Что льется?» (вода, кисель и т.д.), «Что шуршит?» (газета, оберточная бумага и т.п.)), от игры к игре задания усложняются, требуя все более тонкой диффиренциации. Затем детей необходимо научить на слух определять высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков (н-р, игра «Кто заблудился?» - дети зовут водящего ребенка, у которого завязаны глаза, словом «ау» поочередно и он отгадывает, кто его позвал), а также определять различие слов, близких по звуковому составу.

     На этапе введения понятия «слово» сначала проводится работа по соотношению предмета и слова, его обозначающего. Далее вводиться условно-графическое обозначение понятия «слово». С целью более успешного усвоения знаний обучающий материал может строится на основе изучаемых на данный момент лексических тем.     Следующим этапом работы является введение понятия «слог», деление слов на слоги и умение их различать. Здесь необходимо дать ребенку представление о «коротких» и «длинных» словах – односложных, двусложных, трехсложных. Так как процесс слогового анализа весьма сложен для детей с ОНР, необходимо обязательное использование вспомогательных средств как двигательных (отхлопать, отстучать), так и визуальных ( на первом занятии можно показать как «распадается» модель слова – МИША (  ___ ) МИ-ША ( - - ). На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание).

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:

Для отработки изучаемого материала используются  дидактические пособия::

  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
  • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
  • домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
  • слоговые  линейки

Параллельно с осуществляемой работой начинается обучение детей различению на слух сначала разных по звучанию слогов (па-па-па-ра), а потом в слоговых рядах со сходным звучанием (ка-ка-га-ка). В этом случае также идет постепенное увеличение слогового ряда, начиная от двух слогов.

     На первом этапе подготовки к обучению грамоте процесс освоения составления предложений начинается с использования «живой» модели слова – самого ребенка. Выстраивая предложение из «живых» слов, дети в процессе движению лучше осознают, что такое последовательность слов в предложении. Сама работа по построению предложений проводится традиционно.

Таким образом, к концу I подготовительного периода по подготовке к обучению грамоте дошкольники с общим недоразвитием речи должны подойти со следующими результатами:

  • у детей сформированны сенсорные эталоны цвета, формы, величины;
  • дети ориентируются на плоскости, в пространстве относительно себя;
  • у детей развиты сенсомоторные навыки;
  • дети выделяют слова-предметы как отдельную единицу речи, делят слово-предмет на части, определяют количество слогов и их последовательность в слове;
  • дети умеют составлять предложения из двух, трех частей.

II период.

Задачи:

  • формирование правильного звукопроизношения и уточнения артикуляции изучаемого звука;
  • развитие фонематического слуха, соотношение звука с образом буквы;
  • формирование грамматического строя речи;
  • овладение детьми навыком чтения по слогам;
  • совершенствование зрительного восприятия и пространственной ориентации;
  • развитие графомоторных навыков.

В процессе построения обучения по плану-программе второго периода подготовки на первое место по значимости встает задача развития фонематического восприятия и формирования навыков элементарного звуко-буквенного анализа у детей с ОНР. Две другие наиболее важные задачи – по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации, а также, развитию графомоторных навыков – решаются параллельно.

     Формирование правильного звукопроизношения и артикуляции проводится логопедом на индивидуальных занятиях с ребенком, где происходит и освоение процесса самоконтроля за собственным произношением.

     На занятиях второго периода дети знакомятся со звучащим словом, протяженностью слова, овладевают способом интонационного выделения звука в слове (жжжжук), учатся определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Далее дошкольники наращивают слова, добавляя все новые части к основе (снег, сне – жок, сне – жин – ка, сне – гу – роч – ка). Вся работа осуществляется на основе знаний, полученных в старшей группе.

Дети уже имеют представление о слове-предмете, теперь вводятся понятия «слово-признак», «слово-действие».

Для детей с ОНР характерны затруднения в выделении ударного гласного звука в слове, ударного слога. Необходима специально организованная работа с поэтапным овладением этим навыком. Педагог дает образец правильного произношения слова с подчеркнутым ударением, делая это утрированно ( н-р, тихо, или громко, или шепотом).

Параллельно со звуками детей необходимо знакомить и с соответствующими им буквами. В этом случае идет отступление от традиционной методики, где соблюдается последовательность в знакомстве сначала только с гласными звуками, а затем согласными. Но тогда возможность сложения из звуков слогов и слов для ребенка отодвигается на неопределенный срок, что приводит к потере интереса. Поэтому логичнее приблизить этот момент для ребенка, постепенно знакомя его и с гласными, и  согласными звуками, а также их печатным образом. Однако, нельзя давать понятия о согласных звуках, сходно звучащих, на занятиях, идущих друг за другом, чтобы избежать смещения в понимании детьми разницы между ними. Для более полноценного восприятия фонем необходимо задействовать все анализаторы ребенка, не только зрительные и слуховые, но и тактильные ( н-р, ощупать контур буквы, лепить букву из теста и др.).

             Одновременно в процессе  знакомства со звуками и буквами происходит ненавязчивое освоение ребенком послогового чтения. Для совершенствования этого навыка возможно использование материала, изготовленного самим ребенком – книжек-«самописок» с напечатанными словами и рисунками        

По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

        Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте.

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем - твердый согласный, в зеленом - мягкий согласный. Молоточек - твердый согласный, перышко - мягкий. Ушко - глухой согласный, колокольчик - звонкий.

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] - кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] - губы растянуты в улыбке. На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой полости.

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к "зашифрованным" словам.

Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, опираясь на схемы, изображенные на каждом пароходе, дети определяют, какие фрукты на них привезли; узнают, кого или что увидели на полянке цыплята; что перевозит в контейнере шофер; рассаживают на тумбы дрессированных животных в цирке и т.д.

  При дифференциации звуков дети не только выделяют предметы, но и группируют их по определенным признакам: твердости - мягкости, глухости - звонкости.

Знакомство с гласными звуками рассмотрим на примере звука И

Необходимо научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи.

Например,  подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

 

Предлагаемые игры: 

  • "Немые звуки":  педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
  • "Фотография звука":  педагог  произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
  • "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):
  • "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву: 

  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

  • Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
  • Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
  • В середине слова.

Мы предлагаем следующие пособия:

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:

  • Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
  • Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

 

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

Помогаем  запомнить буквы через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
  • фасоли и другие мелкие предметы;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Кроме того, составлять и читать слова из известных "рассыпанных" букв или слогов, дописывать пропущенную букву - игра "Дай таблетку деду Буквоеду", собирать слово из переставленных или перепутанных букв - игра "Расшифруй слово", читать слова из начальных букв предложенных предметов - игра "Прочитай по первой букве", а также слова, в которых одна буква заменялась на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка - кашка, галка - палка, почка - бочка).

 Также используются более сложные задания для детей - кроссворды, ребусы - игра "Веселые ребусы" и игры типа "Поле чудес", игра "Счастливый случай", викторины.

          С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.

 При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой - с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т.д.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
  • двусложные со стечением (скала);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой.

Существует много приемов работы со схемой слова:

  • назвать количество звуков в слове;
  • назвать звуки по-порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить словосочетания, предложения.

.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра "Фразовый конструктор", где решаем разнообразные задачи.

Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ", "слова-признаки", "предлоги".

 В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

 Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями необходимо проводить работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала использовать полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делать зарисовки схем в тетрадях.  При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть ребенок  от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Как уже было сказано особое значение при работе с детьми по обучению грамоте имеет использование наглядных пособий.

«Шуты-звуковички»   - жители  синих, красных, зеленых  замков, чаще используются во фронтальной работе помогают детям овладевать гласными и согласными звуками, учатся дифференцировать звуки по твердости, помогают определять позицию звука  в слове, развивается фонематический слух.

«Маленькие звуковички» - жители звуковых замков красного. Зеленого и синего цвета. Выглядят как человечки, на лице отчетливо в улыбке видна артикуляция звука, на груди квадратики синего, зеленого и красного цвета, в квадратике колокольчики на звонкость.

Для развития звукового анализа слов применяются звуковые сигналы в виде красных, зеленых и синих кружочков.

Слоговая линейка – помогает овладевать навыками деления слов на слоги.

Звуко-цифровая  линейка – помогает определять позицию заданного звука.

Для развития мелкой моторики на занятиях по обучению грамоте используются разнообразные пособия – конструкторы, крышки, прищепки 3-х цветов.Для определения звонкости и глухости используются колокольчики.

На фронтальных занятиях в старшей группе используются игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.

Консультация знакомит воспитателей с  вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

"Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и занимательного материала"

Представление педагогического опыта по проблеме: "Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и занимательного материала"....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, ...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста вл...

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....

План по самообразованию на тему: «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»

Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной ипродуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значениев процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,так ...

Подготовка детей с ТНР к обучению грамоте через использование методики «Словолодочки» и коррекционно-развивающие игры

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудност...