"Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и занимательного материала"
статья по логопедии на тему

Кияницына Ольга Евгеньевна

Представление педагогического опыта по проблеме: "Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и занимательного материала". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя-логопеда МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Кияницыной О.Е. по проблеме:

«Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и

занимательного наглядного материала»

Критерии оценки

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Отклонения в развитии устной речи у ребенка-дошкольника могут проявиться в процессе обучения в школе в нарушениях письменной речи (дисграфии, дислексии). Поэтому важно помочь ребенку с речевыми нарушениями в овладении звуковой стороной речи еще в дошкольном детстве. Для овладения грамотой необходимо чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе языка (слов) и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, т.е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшим условием для правильного обучения грамоте.

Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушением речи очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходят игровые технологии и занимательный наглядный материал. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    Я работаю в МДОБУ «Кемлянский детский сад»  учителем – логопедом 18 лет. Работа строится на основе  Программы коррекционного развития и воспитания  детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Филичевой Т.В., Чиркиной Г.В.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это речевое нарушение,  являющееся на сегодняшний день самым распространенны. Недоразвитие  речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам, в затруднении звукового анализа. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных операций, недостаточное развитие моторной сферы (общая, мелкая, артикуляционная). 

   Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого.

Возникла проблема, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова, как донести до понимания ребенком такие абстрактные понятия, как «звук», «слог»?

   Достаточно вспомнить, как загораются глаза у малышей, когда им говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

 В связи с этим я определила для своей работы следующее направление: «Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование  игр и занимательного наглядного материала».

-  Теоретическая база опыта.

 Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

О проблемах начального обучения грамоте еще в 50-е годы говорил Д.Б. Эльконин, о задачах формирования не только навыков чтения и письма, но и речевого развития писали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. На необходимость становления процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании письменной речи, указывает Р.Е.Левина; о психологической подготовке ребенка к письму, о необходимости формирования у него для этого побудительных мотивов говорил Л.С. Выготский.

К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи К.Д. Ушинский рассматривал как формирование навыка. "В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме... есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося". Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование наглядного материала и игровых технологий в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.

  В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследователей (А.В.Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.

Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

   Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

   Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

   Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

   Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

   Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

   В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами. В качестве примера можно привести выдержавшие многочисленные издания сборники игр для детей с речевыми нарушениями таких авторов, как В.И. Селиверстов, Г.С. Швайко и других. Также в журнале "Логопед" о роли игры в коррекции речи  у детей периодически печатают свои разработки практикующие российские логопеды.

-  Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда состоит в том, что бы совместно с педагогами ДОУ и родителями, обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.

Познакомившись с опытом И.Г. Выгодской, И. С. Лопухиной, Т.Ткаченко использую в работе по обучению грамоте комплекс игр, игровых ситуаций для профилактики дисграфии и дислексии. Игры и игровые ситуации которые используются на фронтальных занятиях по обучению грамоте, не только служат для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуком, смысловым, грамматическим содержанием слова.

Игра — является одной из форм детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ФФНР  по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре. Благодаря этим играм ребенок учится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой, а это главное условие для успешного обучения чтению и письму. Игры и игровые ситуации делают занятия интересными, веселыми и даже азартными.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий,  считаю, что в работе с детьми по обучению грамоте можно выделить несколько групп:

1.      Использование в образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя (при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль) и т.д.

2.      Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Гласных звуков, «освобождение» похищенной буквы и т.п.. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

3.      Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся с колобками-звуковичками, определяют их характер, находят колобка (кружок) соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

4.      Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.

5.      Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом.

Немного остановлюсь на играх, которые  помогут  подготовить детей к письму и чтению без ошибок, предупредить у будущих первоклашек дисграфию, дислексию, т.к. эти нехитрые игровые упражнения развивают фонематическое восприятие (звуко-буквенный анализ, синтез):

1.Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале):

-ударного гласного; например, задание: подними руку, когда услышишь в конце слова звук О: дрова, молоко, звезда, окно, письмо

-любого глухого согласного или непарного согласного по глухости-звонкости.

-назвать первый звук, последний.

2. Игра “Шифровальщики”: вычленение звука из слова и запись соответствующей буквы (графический диктант). Инструкция: “Запиши букву А, если услышишь ее; если звука нет, ставь прочерк. Назови (вспомни) эти слова” (Звук А в слове должен быть ударным; вторая часть упражнения развивает слуховую память). Если ребенок не умеет писать печатную букву, можно воспользоваться флажком: если звук А в слове есть – флажок вверх, если нет – в сторону.

3. Игра “Кто больше придумает слов”: придумывание слова на заданный звук. Например, задание: “Придумай слово, которое начинается на звук У”

4. Игра “Цепочка слов”: конечный звук (буква) предыдущего слова должен быть началом последующего. Варианты: 1. любые слова; 2. слова, ограниченные темой (города, цветы, имена, одушевленные существительные и т.п.)

5. Игра “Рассели слова по домикам (по вагончикам). Каждый домик (или вагончик) с разным количеством окошечек: у первого (вагончика) только одно окно, у второго – два окна, у третьего – три и т.п. Инструкция: назови слово и подумай, в каком домике оно будет “жить”. Например, слово “бегемот: бе-ге-мот” живет в третем домике, т.к. в слове три слога, а слово “слон” живет в первом домике. Аналогично слова-пассажиры могут быть распределены по вагончикам для путешествия.

6. Выделение 4-лишнего (но задание выполняется по звуковому принципу, а не по семантическому). В самом начале работы можно слова произносить утрированно, четко выделяя определенный звук:

а) определение “лишнего” звука в ряду других звуков, например:

 [п], [п], [б], [п] (лишний звук - [б]);

 [а], [н], [о], [у] (лишний звук [н]) и т.п.;

б) определение “лишнего” слова из ряда слов, например:

щипцы, щенок, шапка, щавель (слово шапка лишнее, т.к. в этом слове нет звука [щ]). Искомые звуки могут быть в начале слова, в середине или в конце.

7. Игра “Собери слово”: составление слов из “рассыпанных” букв, слогов.

8. Игра “Угадай, какое слово я задумала”: составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез). Звуки называть последовательно, раздельно. Сложность задания можно варьировать: 1.звуки назвать с минимальной паузой, 2.с продолжительной паузой , 3.между звуками вставлять слова-раздражители, типа “сначала”, “потом” или “затем” (сначала С, потом Т, затем О, затем Л). Это упражнение сначала давать без редуцированных звуков.

9.Отгадывание слова по первым звукам предъявляемых картинок, например: картинки: рыба, арбуз, карандаш; получается слово- рак.

10.Игра “Сквозные звуки”: нахождение одинаковых звуков в словах, например:

 рак, порт, сыр, мир (звук [р]);

 халат, лоб, волосы, бил (звук [л]).

11. Выделение и называние слов с определенным звуком из загадки, стихотворения, небольшого рассказ (задание “услышать слова и запомнить” необходимо дать до прослушивания текста).

12.Игра “Нелепицы”: выбор должного слова с опорой на контекст. Например: сначала подаются два слова – “санки” и “танки”. Затемдети должны определить, какое из предложений (I или II) правильное:“Стреляют танки” или “Стреляют санки”. Аналогично проводится угадывание неправильностей в стихах или в других текстах (при прослушивании или при чтении): «Накоси травы, коза,  будет сытая коса»

Чтобы ребенку легче было запомнить буквы, рекомендуются следующие приемы:

  • Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее.
  • Лепка буквы из пластилина.
  • Вырезание буквы по контуру.
  • «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
  • Выкладывание букв из ниток.
  • Выгибание букв из проволоки.
  • Очень нравится детям игра «Живые буквы». «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»! Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает». 

Для запоминания «трудных» букв можно предложить находить и создавать буквы из всего.

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе: рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу; придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, круглая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке; выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу: ищите буквы среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это Л, а если ее вот так соединить – получится О, а если две хвоинки соединить – получится М, и т.п.

   Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

-  Анализ результативности.

Наработанная система игр по обучению грамоте помогает  эффективно решать задачи речевого развития, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.

Данная система работы позволяет детям с ФФНР успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые , что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.

Проводимая работа является частью решения задач по преемственности между детским садом и школой. Это подтверждают  отзывы учителей школ наших выпускников.

Привлечение воспитателей и родителей к данной деятельности позволило  успешно решать задачи педагогической грамотности всех участников воспитательного процесса, формировать общее педагогическое пространство: логопед-воспитатель-ребёнок-родитель и совместными усилиями добиваться хороших результатов.

Успешность в решении задач по данной проблеме принесло мне огромное удовлетворение и пополнило мою педагогическую копилку.

Считаю  необходимым, продолжать работу по данной теме, продолжать разрабатывать новые игровые упражнения, подбирать занимательный наглядный материал для занятий по обучению грамоте детей с ФФНР.  

- Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Хотелось бы иметь возможность шире использовать для работы по данному направлению компьютерные игры. В настоящее время это затруднено из-за неимения отдельного ноутбука для логопедического кабинета.

- Адресные рекомендации по использованию опыта

Педагогический опыт по проблеме «Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование  игр и занимательного наглядного материала» представлен  на сайте: http://nsportal.ru/kiyanitsyna-olga-evgenevna

http://www.maam.ru/detskijsad/kiyanicyna96

Использовать наработки рекомендуется учителям-логопедам ДОУ, воспитателям, родителям, т.е. тем, кто заинтересован в подготовке детей  с проблемами в речевом развитии к успешному обучению  в школе.

- Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия, видеозапись открытого урока/занятия и т.д.

Конспект открытого занятия «Звуки [в]-[в] и буква В». Видеозапись открытого занятия.

Презентация к открытому занятию «Похищение буквы В».

Презентация «Логопедические игры».

Презентация "Сказка о язычке",  созданная  по книге В.Н. Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М.:2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.

Консультация знакомит воспитателей с  вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

обучение грамоте через использование наглядного занимательного материала

приемы обучения грамоте детей подготовительной группы...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, ...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста вл...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б.    Программа обучения рассчитана на 2 года. Дети, по...

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....

План по самообразованию на тему: «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»

Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной ипродуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значениев процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,так ...