План по самообразованию на тему: «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кузьминых Светлана Ивановна

Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной и

продуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значение

в процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,

так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, а ее основная цель — обучающая.

В ходе игры ребенок сможет правильно выполнить предложенное  задание.

Во время подготовки к обучению грамоте, в группе необходимо создать и поддерживать специальную предметно-развивающую среду,

обеспечивающую более успешное закрепление полученных знаний.

Использование занимательного наглядного материала в работе с

дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей

абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что

такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не

подкрепляются наглядным материалом. А также необходимо организовать

четкое и грамотное взаимодействие между детьми, педагогом и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова

с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области

«Детский сад «Белочка»»

План по самообразованию на тему:

  «Подготовка детей с ОВЗ к обучению  грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»                                                            

                                                                                                                                Воспитатель: Кузьминых С.И.

с. Курумоч, 2022г.

Актуальность:

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в

школе, залог успешного освоения чтения и письма. Дети с ОВЗ  испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, трудности в усвоении понятий «звук», «слог», «буква», в запоминании конкретного

образа буквы и соотнесение его с определенным звуком. Основными

причинами данного явления являются: нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность звукового анализа и синтеза.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую проблему: с одной стороны, целевые ориентиры ФГОС определяют на этапе завершения дошкольного образования

предпосылки грамотности, а с другой стороны – существенные трудности,

возникающие у детей с ОВЗ в процессе работы по подготовке к обучению

грамоте. Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной и

продуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значение

в процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,

так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, а ее основная цель — обучающая. В ходе игры ребенок сможет правильно выполнить предложенное  задание. Во время подготовки к обучению грамоте, в группе необходимо создать и поддерживать специальную предметно-развивающую среду,

обеспечивающую более успешное закрепление полученных знаний.

Использование занимательного наглядного материала в работе с

дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей

абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что

такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не

подкрепляются наглядным материалом. А также необходимо организовать

четкое и грамотное взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

Цель:

Продолжать повышать профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность путем создания системы работы для эффективности коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ с

использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного материала.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования.

2. Сделать подборку наглядно-дидактические игр и материалов, изготовить их в необходимом количестве.

3. Систематически использовать  изготовленные наглядно - дидактические игры и материалы при обучении детей грамоте в НОД и в индивидуальных занятиях.

4. Подготовить презентацию для педагогов и родителей  с целью ознакомления с результатами работы. 
5. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах обучения детей грамоте.

Планируемые результаты:

1. У детей закрепляются и обогащаются приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

2. Качественно  усваиваются  ребенком принципы звукобуквенного анализа.

3. Обогащается словарь, активизируется употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.

4. Совершенствуется вербальный анализ и синтез, способствует развитию памяти, внимания, мышления.

5. Развивается ассоциативное мышление, умение рассуждать на заданную тему

Месяц

Формы работы

Изучение теоретического материала.

Работа с детьми. 

Взаимодействие с семьей.

Работа с педагогами

Сентябрь

Подбор

материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, изучение литературы

Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

Октябрь

Воспитание у детей правильного произношения: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1989.

Д/и «Найди звук»

Д/и «Начало, середина, конец слова»,

Д/и «Мышка в магазине»

Пособие "Паровоз"

Консультация: «Особенности речи детей старшего дошкольного возраста»

Блиц опрос «Как вы готовите ребенка к школе?»

Оформление папки-передвижки

«История Алфавита»

Ноябрь

Доронова Т. Н. Игра дошкольника: учебное пособие / Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов – М. : Детям XXI века, 2005.

Игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая».

Конкурс «Веселые стихи о гласных буквах»

Консультация для родителей «Причины нарушений детской речи»

Декабрь

Дурова Н. В., Невская Л. Н. Поиграем в слова. –М. : 1998.

Пособие «Гаражи»

"Немые звуки": педагог показывает артикуляцию звука, дети называют

его, и наоборот.

"Фотография звука": педагог произносит звук, дети показывают

карточку-символ и наоборот;

"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть

под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):

"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых

начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Консультация «Как подготовить руку к письму?»

«Сенсорное развитие детей с ОВЗ»

Январь

Ресурсы интернета

Развивающий мультфильм «История алфавита»

Конкурс рисунков

«Гласные буквы весело рисовать»

Февраль

Чтение «Сказки о живых звуках» Александровой;

Д/и «Обведи» «Дорисуй»

Индивидуальные Беседы «Результаты диагностики речевого развития детей»

Март

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Игра «Назови слово» «Игры с буквами».

Изготовление любимой буквы вместе с мамой.

Папка «Игры с буквами»

Апрель

Игры «Свари компот»,  «Выбери овощи для салата»

Консультация «Как научить ребенка читать. Развитие интереса к чтению»

Презентация проекта «От звука к букве»

Май

Коррекционно-развивающая деятельность «Скоро в школу».

Презентация на род.соб. «Подведение итогов за учебный год. Прощай, детский сад»

Мастер-класс «Дидактические игры и пособия по обучению грамоте»

Выставка – презентация коррекционно-развивающих игр и наглядного материала.

Форма предоставления результата:

Отчет о проделанной работе на родительском собрании по теме  «Подготовка детей с ОВЗ к обучению  грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.

Консультация знакомит воспитателей с  вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, ...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста вл...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б.    Программа обучения рассчитана на 2 года. Дети, по...

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....