Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Проникова Елена Владимировна

У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника. Поэтому поиски новых специальных методических путей и средств формирования связной речи имеют важное 

значение для всего процесса обучения и воспитания. Предлагается ряд методов Триз - педагогики в помощь логопедам при работе над развитием связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.

Содержание:

  1. Развитие связной речи является важной частью в обучении детей дошкольного возраста.
  2.  Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами технологии ТРИЗ – РТВ

Слайд 2

«…Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»

Феликс Алексеевич Сохин (1928 – 1989) русский психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребенка.

                                         

Слайд 3
Развитие связной речи является важной частью в обучении детей дошкольного возраста.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи отражаются все особенности недоразвития высших психических функций, лексики, грамматики, фонетики.

У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста мы можем наблюдать низкий уровень развития связной речи. Их развернутые смысловые высказывания отмечаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Для детей подчас бывает очень затруднительно составить небольшой описательный рассказ об объекте, еще более трудно дается им составление творческих рассказов.

Дети испытывают трудности при ведении диалога, при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях.

Несформированность связной речи детей отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности.

Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника. Поэтому поиски новых специальных методических путей и средств формирования связной речи имеют важное  

значение для всего процесса обучения и воспитания.

Слайд 4

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ Т Р И З – Р Т В.

 Слайд 5

ТРИЗ - педагогика, как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80 – годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т.е. российской, а еще точнее советской) школы Г.А. Альтшуллера.

ТРИЗ – педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Современная ТРИЗ – педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и. т. п.

Основной формой обучения по технологии ТРИЗ – РТВ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.

Слайд 6

Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик».

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Слайд 7

Ход игры: В сенсорном ящике спрятан плод с какого-то дерева. Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрения, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает логопед.

  • Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)

Какого он цвета? (коричневый)

Какого он размера? (по сравнению с яблоком – он маленький,

по сравнению с семечком – большой)

Сколько у него частей? ( у него две части:)

  • Осязание: Какой он на ощупь? (он гладкий, а шляпа шероховатая)
  • Слух: Он издает звук? (нет)
  • Обоняние: Он пахнет? (нет)
  • Вкус: Это съедобный предмет? (для человека – несъедобный, но съедобный для некоторых животных)

Это желудь. Правильный ответ.

Слайд 8

Метод технологии ТРИЗ – Круги Луллия

«Расскажи сказку»

Хочется поделиться еще одной находкой в области ТРИЗ технологии – Круги (кольца) Луллия. Это пособие, созданное еще в 13 веке французским монахом Раймондом Луллия, в виде дисков разного диаметра  нанизанных на общий стержень по типу пирамидки. Все эти диски подвижны и разделены на сектора от 4 до 8. При свободном вращении эти сектора совпадают, образуя какое-либо задание для ребенка.  Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Цель игры: обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности и связных высказываний.

Слайд 9

  1. Уточнение имеющихся знаний (в данном случае в области сказок) – реальное задание. При объединении картинок под стрелкой формируются начало, середина и конец существующей  сказки.

Слайд 10

  1. Упражнения на развитие воображения – фантастическое задание. При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов, которое  служит основой для фантазирования.
  2. Реши проблему. В фантастических сказках с героями происходят  разные истории, необходимо формулировать проблемы, предлагается выдвигать идеи по их решению.  

  

Слайд 11

Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор»

Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, обогащение номинативного и предикативного словаря, развитие связной речи.

Слайд 12

Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляется рассказ о предмете (например о дубе).

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Это что-то из чего-то….

          Чем-то было это что-то

          Что-то будет с этим что-то…          

Что-то ты сейчас возьми,

И скорее  рассмотри…

Если мы рассмотрим что-то. Это что-то для чего-то… Для чего нужен дуб? (Дуб – это дерево. Дерево нужно, чтобы давать нам кислород, очищать воздух. Летом ветви дуба защищают от солнца. Дуб может быть домом для птиц и животных).

Это что-то из часть чего-то…

Частью чего является дуб? (Дуб – это часть природы, часть леса).

Это что-то из чего-то… Какие части есть у дуба?

(У дуба есть корень, ствол, ветви, листья и плоды – желуди).

Чем-то было это что-то… Всегда ли дуб был таким, как сейчас? Чем раньше был дуб? (раньше дуб был желудем. Потом из желудя появился маленький дубок. Потом дубок вырос и превратился в могучий дуб.)

Что-то будет с этим что-то… Что может произойти с дубом? Чем он станет?

(Когда дуб спилят, то останется пенек. Дуб может стать дровами, мебелью (столом, стулом, шкафом), из него могут сделать бумагу).

Слайд 13

Великие педагоги прошлого доказали, что обучение и воспитание идет во сто крат эффективнее, если оно затрагивает сокровенные уголки сердца ребенка и тесно связано с игрой и творчеством. Когда ребенок творит, он растет в самом высоком смысле слова. Игры по технологии ТРИЗ развивают речь, мышление и творческие способности детей; они способствуют развитию логики изложения, правильному использованию языковых средств, структурному оформлению высказывания, что положительно сказывается на развитии коммуникативных навыков дошкольников с нарушениями речи.

Методы технологии ТРИЗ  позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря им возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Слайд 14

Подводя итог, можно сказать, что все эти инновационные технологии по развитию связной речи являются эффективными и актуальными.

Слайд 15

«Литература»

1. «Искорка творчества». Сборник методических материалов для педагогов. Третий выпуск / Под редакцией Т.А, - Ульяновск, 2006;

2.Т.А. Сидарчук. К вопросу об использовании ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. –Пособие для воспитателей. – Ульяновск, 1991.

3.Т.А. Сидарчук., А.В. Корзун. Воображаем, размышляем, творим…- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006;

4.Т.А. Сидарчук., С.В. Лелюх. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2007.

5.Сто фантазий в голове. /Составитель Димитрова Т.В. – Самара, 1996.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Обобщение опыта работы по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями через драматизацию

В работе представлена методика по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР через обучение драматизации...

Использование дидактического синквейна для развития лексико-грамматического строя и связной речи у детей с речевыми нарушениями.

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы часто сталкиваемся с трудностями в развитии лексико-грамматического строя и связной речи. Пытаемся находить новые методы и спос...

Использование инновационных технологий в работе по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития старшего дошкольного возраста.

В статье раскрываются особенности использования инновационных технологий при формировании представлений о времени у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. К таким методикам относятся мнемотехника,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством театрально-игровой деятельности с использованием сказок алтайской писательницы Ирины Цхай

Цель: создать условия для развития связной  речи детей-дошкольников, имеющих речевые нарушения, посредством театрально-игровой деятельности....

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...