РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством театрально-игровой деятельности с использованием сказок алтайской писательницы Ирины Цхай
рабочая программа (старшая группа)

Борзова Ирина Николаевна

 Цель: создать условия для развития связной  речи детей-дошкольников, имеющих речевые нарушения, посредством театрально-игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_s_regionalnym_komponentom.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с.Мамонтово

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями

посредством  театрально-игровой деятельности с использованием сказок

алтайской писательницы Ирины Цхай

                                           

                                                                                     Составитель: учитель-логопед

        МКДОУ детский сад «Берёзка»

                                                                                 Борзова Ирина Николаевна

с.Мамонтово  2016 г.

1.Пояснительная записка

Театрально-игровая деятельность очень близка и понятна ребенку, потому что она тесно связана с игрой. А, как известно игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Впечатления из окружающей жизни детям хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, получая огромное наслаждение.

Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и эмоциональных состояниях.

У детей с речевыми нарушениями словарный запас ограничен и беден, речь эмоционально и интонационно невыразительна, в речи используются короткие и простые предложения, игровая деятельность часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью. Занятия театрализованной деятельностью развивают связную речь, создают благоприятную эмоциональную атмосферу, при которой у ребенка сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению. Все эти качества необходимы для того, чтобы перейти в новую социальную ситуацию развития. Дети становятся более уверенными в себе, что позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.

Заучивание слов во время работы над театрализацией сказки перекликается с упражнениями по артикуляционной гимнастике. Инсценировка сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминаю слова всех персонажей, с удовольствием импровизируют, самостоятельно/наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку с включением элементов, связанных с эмоциональными переживаниями. Речь детей становится более выразительной и грамотной. Свои впечатления и переживания дети переносят в продуктивную деятельность по ИЗО и конструирование.

На начальном этапе обучения больше внимания уделяется играм, упражнениям на развитие дыхания, эмоций, на обогащение словаря. Дети разыгрывают больше этюдов по знакомым сказкам, составляют описательные рассказы о героях сказок, используют больше игр-драматизаций с пальчиками. В конце года дети ставят спектакль по русским народным сказкам, которые доступны детям и построены на простом диалоге.

В процессе обучения дети учатся самостоятельно придумывать театральные этюды, усложняются задачи в речевом развитии, усложняется репертуар, увеличивается продолжительность спектакля.

 Цель: создать условия для развития связной  речи детей-дошкольников, имеющих речевые нарушения, посредством театрально-игровой деятельности.

 Задачи:

1. Развивать связную речь детей.

2. Подводить к умению:

• выразительно интонировать голоса героев сказки;

• использовать образные выражения при пересказе сказки;

• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

3. Совершенствовать:

• лексико-грамматические средства языка;

•звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

4. Создать на занятиях благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества логопеда с детьми и друг с другом.

2.Календарно-тематическое планирование

Сроки

реализации

Тема месяца

Содержание деятельности

сентябрь

Пока занавес

закрыт

1. Рассматривание с детьми театральных кукол.

2. Узнавание хорошо знакомых кукол, дети  называют из каких они сказок.

3. Упражнение на дыхание.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Разыгрывание с настольными куклами  знакомых сказок по желанию детей

октябрь

Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Весёлый пятачок».

2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

3. Сказка «Волшебный кустик и его друзья» И.Цхай, разыгрывание сказки по ролям

4.Упражнение на дыхание, на артикуляцию.

5. Работа над  дикцией

ноябрь

Театральный этюд

1. Беседа на тему «Что такое этюд?».

2. Работа над этюдами «Покупка театрального билета».

3. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, страх, отвращение с использованием сказок И.Цхай  «Розовая тучка», «Гордая слива»,» Гадкая морковка», «Вежливый чайник», «Сказка о старой зубной щетке».

4. Упражнение на дыхание.

5. Артикуляционная гимнастика

декабрь

Снежная королева

1. Знакомство детей со сценарием театрализованной игры.

2. Прослушивание фонограммы.

3. Театрализованная игра «Снежная королева».

4. Пантомима «Хвастовство Кая».

5. «Новогодняя сказка» И.Цхай

январь

Новый год

Рождество

1.Русские народные пословицы.

2. Скороговорка «Сенька – везенька».

3. Прибаутка «Заинька у елочки попрыгивает».

4. Сказка «Заюшкина избушка»

5.Народые игры, хороводы, заклички.

6.Работа над дикцией, артикуляционная гимнастика.

февраль

Знакомство с перчаточным театром

1. Стихотворение С. Городецкого «Котенок».

2. Русская народная прибаутка «Вдоль по реченьке лебедушка плывет».

3. Потешка «А коток, коток, коток».

4.Сказка «История знаменитого мышонка» И.Цхай

5.Инсценировка пословиц.

6.Упражнения на дыхание, работа над дикцией.

март

Люблю я мамочку свою

1. Разыгрывание по ролям стихотворения « Мамы разные нужны, мамы разные важны»

2. Творческие игры «Сочини сказку»; «Ручной мяч».

3. Игры со скороговорками.

4. Игра «Сочини сказку».

5.Упражнения на артикуляцию гласных и согласных.

апрель

Весна- красна к нам пришла

1.Заклички о весне (работа над дикцией)

2. Этюд «А тари, тари, тари!».

3. Потешка «Сидит, сидит зайка».

4. Игра «Бабочка - коробочка».

5. Сказка  «Как ежик и кактус подружились» И.Цхай.

6.Скороговорки.

май

Идем в школу

1. Праздничные песни.

2. Чтение стихотворений.

3. Танцы, игры.

4.Работа над техникой речи.

5. Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться».

* В рабочую программу включены сказки из книги «Поющая радуга», барнаульской писательницы Ирины Цхай (Издательский Дом «Алтайпресс», 2011.-64 с.:цв.ил.)

3.Содержание программы

        1.Вводное занятие.

Беседа «Знакомство с театром.

       2.Театральная игра.

  • игры на развитие эмоций (страх, удивление, радость, печаль);
  • игры на развитие слухового и зрительного внимания («Эстафета», «Что ты слышишь?»);
  • игры, упражнения на развитие творческого воображения, памяти, мышления, фантазии («Есть или нет?», «Передай позу»);
  • придумывание этюдов на основные эмоции - радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх;
  • разыгрывание этюдов по сказкам И.Цхай.;
  • игры на согласованность действий («Внимательные матрешки»);
  • игры на коммуникабельность в общении с детьми и со взрослыми.

З. Культура и техника речи.

  • игры, упражнения на развитие речевого дыхания, силы голоса, дикции («Игра со свечой», «Чудо- лесенка»);
  • работа над скороговорками (отрабатывание поставленных логопедом звуков);
  • работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок;

-дидактические игры используемые в предварительной работе над театрализацией сказки;

  • творческие игры со словом («Волшебная корзинка», «Вкусные слова»);
  • пальчиковая гимнастика;
  • придумывание сказок в соответствии с лексическими темами;
  • инсценировки потешек с использованием пальчикового театра.

4.Что мы знаем о театре?

  • посещение кукольного театра и других детских театров;
  • рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров города Сочи (Зимний театр, Летний театр, Зеленый театр);
  • беседа-диалог о том, зачем нужны декорации и музыка в театре;
  • игра «Что можно взять с собой в театр?»;

5.Работа над спектаклем

  • знакомство со сказкой, которая близка и знакома детям, построена на простом диалоге ;
  • рассматривание иллюстраций к сказке;
  • беседа по содержанию сказки;
  • разыгрывание этюдов по сказкам алтайской писательницы И.Цхай ;

4.Планируемые  результаты

Дети к концу года должны знать и уметь:

  • правильно делать вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный выдох;
  • проявлять эмоции (радость, горе, удивление и т.д.);
  • уметь строить простейший диалог;
  • уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;
  • уметь сочинять и разыгрывать этюды по сказкам;
  • придумывать и составлять загадки путем использования приема сравнения;
  • употреблять в речи сложноподчиненные предложения;
  • строить свои высказывания логично и последовательно;
  • выразительно читать наизусть стихотворение, правильно и четко произносить слова с нужными интонациями;
  • понимать, что речь актера должна быть более четкой звучной и выразительней, чем в жизни;
  • творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, непредвиденные ситуации;

5.Условия реализации программы

Основной и важнейшей формой реализацией программы по театрализованной деятельности является занятие с подгруппой детей, на котором все дети занимаются речевыми упражнениями, играют в театрализованные игры, решают разного вида проблемы (включая психологические, коммуникативные и т.д Методы, используемые в работе с детьми можно разделить на несколько групп:

  • информационные (словесные и демонстрационные);
  • практические (репродуктивный, проектный).

-         устные словесные методы - рассказ, беседа, инструктаж.

При работе с денной программой необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • учитывать возрастные и психофизические особенности детей;
  • занятия по театрализованной деятельности нужно строить по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей;
  • обязательно должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • должна быть взаимосвязь воспитателя с логопедом (подбор речевого материала, уточнение типов предложений, которые должны преобладать в соответствующий период, уточнение постановки звуков);
  • почти во всех играх детей желательно делить на исполнителей и зрителей, чтобы дать возможность им оценить действия других и сравнить их со своими собственными;
  • не акцентировать внимания на промахах и ошибках;
  • речевые игры и упражнения желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными;
  • знакомство с терминологией театрального искусства должно происходить во время игр, посещения театра, просмотра видеозаписей спектаклей;
  • коррекцию всех сторон речевого развития проводить на индивидуальных занятиях;
  • работу по развитию связной речи и расширению активного словаря проводить на основе описательных рассказов, рассказов по картине, пересказах знакомого текста, события;
  • музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности должны быть составляющими компонентами театральных игр;
  • к театрализации сказки надо переходить по мере достижения положительных результатов в речевом и эмоциональном развитии через театрализованные игры;

начинать постановки спектаклей на первом году обучения надо по сказкам, которые доступны детям, ими любимы, построены на простом диалоге, которые можно легко запомнить и воспроизвести.

6.Методическое обеспечение

Данная программа разработана на основе программы «Арт-фантазия» и пособия «Методика организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Э.Г.Чуриловой с учетом задач по развитию речи программы: «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. В рабочую программу включены сказки из книги «Поющая радуга», барнаульской писательницы Ирины Цхай (Издательский Дом «Алтайпресс», 2011.-64 с.:цв.ил.)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Сказки И.Цхай из книги «Поющая радуга»

Гордая Слива 

Жила-была Слива. Когда-то она на ветке росла, а теперь жила в банке под жестяной крышкой  в сладком сиропе.

Но жизнь у  Сливы была несладкая. Днем и ночью ей не давала покоя одна и та же навязчивая мысль: ну почему она не Дыня – большая, гордая и одинокая? Лежала бы на полочке, веревочкой обвязанная, а не парилась бы в темноте с сестричками вперемешку.

Злилась Слива, злилась, да и лопнула, и плесенью покрылась.

Хозяйка банку открыла и выбросила гордячку в мусорное ведро.

Слива больно стукнулась о стенку, но подумала: «Зато теперь не будет тесно!». Но тут на Сливу обрушился такой град очистков, огрызков и бумажек, что она чуть не упала в обморок и из последних сил стала карабкаться к краю ведра…. . .

Очнулась Слива в каком-то тёплом, узком даже для неё коридорчике. Это была мышиная норка. В норке жил мышонок Федя. Мышонок был совсем маленький. У него была сломана лапка. А маму съела кошка.

Федя никогда в жизни не видел слив. Он спросил, затаив дыхание:

– Здравствуйте, Вы кто?

Слива смутилась и сказала:

–  Я – …Дыня…

И, помолчав, добавила:

– Ну, только маленькая.

А, подумав ещё, совсем тихо уточнила:

– Сливой зовут. 

 Про Шебуршонка 

Жил в избушке у деда Игната Шебуршонок. Сидел за печкой и шебуршал, шебуршал, шебуршал…

Вот однажды надоело это деду, достал он веник и вымел из-за печки Шебуршонка – маленького, худенького, несчастного.

– Это ты, – говорит дед. – Шебуршишь все да шебуршишь, ни поспать, ни отдохнуть не даешь?

– Я, – виновато отвечает Шебуршонок.

– А чего шебуршишь?

– С голоду… – и Шебуршонок поджал костлявые лапки.

– Ох, да садись скорее, ешь, – разжалобился дед. – Вот тебе и картошечка  горяченькая, и пирожки с капустой, и грибочки солёные, и калачики. Кушай, не стесняйся!

Шебуршонок обрадовался – прыг на стол и ну уминать! Наелся так, что пузико затрещало, пушистый такой стал, кругленький, глазки блестят…

– Спасибо, дедушка, – говорит  Игнату. – Ну, поели, теперь и пошебуршать можно.

– Как! – разозлился дед. – Опять шебуршать? Да я ж тебя до отвала накормил, ты что же – не наелся?

– Наелся, дедушка, наелся. Только на сытый-то желудок еще больше шебуршать хочется!

И зашебуршал. 

Розовая Тучка

Жила-была на свете маленькая Тучка. У неё была мама – Дождевая Туча и папа – Грозовая Туча, и бабушка Молния, и дедушка Гром, и тётя Разноцветная Радуга. У неё были сестрички – маленькие синие тучки. И все-таки наша Тучка чувствовала себя несчастной.

Дело в том, что она была не такая, как все. Она была РОЗОВАЯ! Совсем как поросёнок. И это её очень-очень огорчало. Поэтому она часто плакала и никак не могла подрасти. Все её синие сестрички понемножку становились настоящими большими дождевыми тучами, а она оставалась маленькой. И это огорчало её ещё больше.

Но вот однажды, когда Розовая Тучка в очередной раз поглядела на себя в зеркало и стала, как всегда, плакать, Разноцветная Радуга, тучкина тётя, не выдержала и сказала:

– Дорогая племянница! Почему бы нам не прогуляться на землю? Из-за своих слёз ты ещё не видела всего того, что творится внизу. А надо заметить, там очень интересно.

Тучка  не ответила тёте, даже не посмотрела в её сторону. Но Радуга, ничего больше не говоря, схватила Розовую Тучку в охапку и побежала вниз. И это было, поверьте, очень красивое зрелище!

Разноцветная Радуга остановилась у маленького домика. Там жили Олежка, мама и папа.  Все они как раз пили на веранде черёмуховый чай.

– Мама, папа, поглядите! Какая замечательная Розовая Тучка! – звонко закричал Олежка. – Она такая красивая! И похожа на моего плюшевого поросёнка!

Тучка услышала и чуть не расплакалась от радости: ведь её похвалили первый раз в жизни! На радостях Тучка выпустила пару треугольных ушек, круглый пятачок и маленький-маленький хвостик. Чтобы позабавить Олежку.

С той поры они и дружат: Тучка и Олежка. Маленькая Тучка скоро  выросла, и теперь каждый день поливает Олежкину клумбу. На клумбе растут маргаритки, розовые, как сама Тучка. Теперь у Тучки всегда хорошее настроение – ведь она такая красивая, такая замечательная! Так Олежка сказал. А он обманывать не будет.

Музыкально-пластические импровизации

Цель. Учить детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Ход занятия

  1. Упражнение «Осенние листья».
  2. Упражнение «Бабочки».
  3. Упражнение «Утро».

Дети стоят в центре зала. Звучит вальс-фантазия М. Глинки. Упражнение «Осенние листья».

Педагог. Представьте, что вы - осенние листья. Ветер играет листьями, они кружатся в причудливом танце, постоянно опускаясь на землю.

Упражнение «Бабочки».

Звучит музыка Д. Кабалевского «Мотылек».

Педагог. Представьте, что вы - бабочки, летаете на летнем лугу. Одни бабочки собирают нектар, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, бабочки порхают и кружатся в своем радостном танце.

Упражнение «Утро».

Дети сидят на стульчиках и слушают музыку (Э. Григ. «Утро» или М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке»), Педагог дает задание: «Вы сидите, ваши головы опущены. Вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром».

Занятие заканчивается коллективным танцем под мелодию «Светит месяц».

Ритмопластика

Цель. Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Ход занятия

  1. Беседа о театре.
  2. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

Дети в творческом полукруге.

Педагог. «Театр - это прежде всего праздник. Спектакль должен принести зрителям радость, пробудить в них любовь к жизни, взволновать, сделать участниками творческого процесса. Нет такого вида искусства, где зрители могли бы аплодировать, демонстрировать положительные эмоции, кричать: «Браво! Бис! Молодцы!» На просмотре спектакля зритель активно переживает за судьбу героев. Главная фигура в театре - актер. Актер должен четко, понятно произносить слова героя, красиво двигаться на сцене, поэтому игры и упражнения на развитие двигательных способностей помогут вам увереннее чувствовать себя на сцене, быть подвижными, ловкими, гибкими, выносливыми, музыкальными; быстро реагировать на то или иное музыкальное произведение. Сегодня мы поиграем в игры на развитие двигательных способностей.

Игра «Снеговик».

Педагог дает детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Встаньте в круг и превратитесь в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снеговик начал медленно таять».

Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно голову, руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Баба Яга».

В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя соответствующие тексту движения:

Бабка Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу.)

А потом и говорит:

«У меня нога болит!» (Дети останавливаются.)

Пошла на улицу - Раздавила курицу,

Пошла на базар - Раздавила самовар!

Вышла на лужайку - Испугала чайку!

Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу; прихрамывают.

Культура и техника речи. Скороговорки

Цель. Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Ход занятия

  1. Игра «Любитель-рыболов».        ,
  2. Работа со скороговорками.

Дети сидят на декорации-корабле с воображаемыми удочками в руках - они рыбачат. Один ребенок изображает рыбака, у него в руках удилище на леске - магнит, а на полу разложены рыбы, вырезанные из бумаги. С обратной стороны каждой рыбы прикреплена металлическая шайба и написана скороговорка. Звучит вступление к песне «Любитель-рыболов», муз. Н. Старокадомского.

Дети поют:

С утра сидит на озере Любитель-рыболов,

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов:

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля.

Рыбак «ловит» рыбу, педагог читает скороговорку:

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели Карамель на мели ели.

Дети повторяют скороговорку, удилище переходит к следующему рыбаку. Дети поют:

Озеро глубокое,

Удачным будет лов.

Сейчас поймает окуня Любитель-рыболов.

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля.

Рыбак «ловит» рыбу, педагог читает скороговорку:

Пришел Прокоп - кипел укроп,

Ушел Прокоп - кипит укроп,

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипит укроп.

Дети повторяют скороговорку, рыбак передает удилище другому ребенку. Дети поют: Песенка чудесная - И радость в ней, и грусть,

И знает эту песенку Вся рыба наизусть.

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля.

Рыбак «ловит» рыбу, педагог читает скороговорку:

От топота копыт Пыль по полю летит.

Ребята повторяют скороговорку, рыбак передает удилище следующему ребенку. Дети поют: Как песня начинается,

Вся рыба расплывается.

Тра-ля-ля.

Тра-ля-ля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».

Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи....

Обобщение опыта работы по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями через драматизацию

В работе представлена методика по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР через обучение драматизации...

Рабочая программа " Развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством ознакомления с растительным миром Алтайского края"

Рабочая программа является дополнительной,  для детей подготовительной группы. Реализуется в течение года....

ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Рассматривается метод  изографического  моделирования и его возможности в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи....

Использование дидактического синквейна для развития лексико-грамматического строя и связной речи у детей с речевыми нарушениями.

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы часто сталкиваемся с трудностями в развитии лексико-грамматического строя и связной речи. Пытаемся находить новые методы и спос...

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.

У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказыва...