Рабочая программа " Развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством ознакомления с растительным миром Алтайского края"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Борзова Ирина Николаевна

Рабочая программа является дополнительной,  для детей подготовительной группы. Реализуется в течение года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_regionalnyy_komponent.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

заведующий МКДОУдетский сад

 «Берёзка с.Мамонтово

____________ Халтурина А.А.

«_____»______________ 2016 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями

посредством ознакомления с растительным миром Алтайского края»

                                                                               

                                                                     

                                                                        Составитель: учитель-логопед

  МКДОУ детский сад «Берёзка»  

                                                                     Борзова И.Н.                                                                                        

с. Мамонтово 2016 г.

1.Пояснительная записка

Год от года растет число выпускников детского сада, имеющих слабо развитую связную речь. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех дошкольников и особенно для детей с нарушениями речи. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Ознакомление детей с растительным миром родного края будет способствовать не только развитию связной речи, но и обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, интонационной выразительности речи.

При разработке рабочей программы использовались следующие нормативные документы:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 23 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федераци от 23.11.2009 г. № 655;
  3. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20.07.2011 № 2151.

Цель: создать условия для развития связной речи  детей-дошкольников, имеющих речевые нарушения, посредством ознакомления с растительным миром Алтайского края.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о многообразии растительного мира Алтайского края.
  2. Развивать умение составлять рассказ о растениях по схемам и опорным картинкам, совершенствовать навык пересказа.
  3. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи.
  4. Воспитывать бережное отношение к растениям.

2.Календарно-тематическое планирование

Сроки

реализации

Содержание  работы

сентябрь

1. Рассматривание с детьми картинок, фотографий с изображением растений родного края.

2. Рассказ учителя-логопеда  «Многообразие растительного мира  Алтайского края».

3. Упражнение на дыхание, артикуляционная гимнастика.

октябрь

1. Чтение и пересказ «Легенды о кедре».

2. Составление рассказа по картинкам  «Растения Алтайского края осенью».

3.Упражнение на дыхание, на артикуляцию.

ноябрь

1. Разучивание стихотворения А. Леон «Веточка багульника».

2. Составление описательного рассказа «Алтайская облепиха».

3. Работа над интонационной выразительностью речи.

 

декабрь

1. Рассказ учителя-логопеда « О редких растениях Алтайского края».

2. Чтение и пересказ легенды «Эдельвейсы».

3. Упражнение на дыхание, на артикуляцию.

январь

1. Составление описательного рассказа « Алтайская ель».

2.Загадки о сосне, еле.

3.Работа над дикцией, артикуляционная гимнастика.

февраль

1. Отгадывание загадок о лекарственных растениях Алтайского края.

2. Разучивание стихотворения М. Скуратова «Облепиха».

3. Работа над интонационной выразительностью речи.

март

1. Описательно-сравнительная характеристика мать-и-мачехи и степного пиона.

2. Чтение и пересказ  легенды «Венерин башмачок».

3. Работа над дикцией, артикуляционная гимнастика.

апрель

1. Составление описательного рассказа «Подснежник» по опорной схеме.

2. Отгадывание  загадок о первоцветах.

3. Работа над интонационной выразительностью речи.

май

1. Составление описательного рассказа «Алтайская жимолость».

2. Составление рассказа по картинкам «Богат Алтайский край необычными растениями».

3. Содержание программы.

Направления работы:

- рассматривание фотографий, картинок с изображением растений Алтайского края;

- рассказ учителя-логопеда о многообразии растений, их описание;

- чтение стихотворений, рассказов, легенд, отгадывание загадок о растениях Алтайского края;

- составление описательных рассказов о растениях по картинкам и  опорным схемам;

- упражнения на дыхание и совершенствование артикуляционной моторики.

4.Предполагаемые результаты освоения программы

К концу года дети должны знать:

-  названия  деревьев, кустарников, растений родного края и  правильно их произносить;

- уметь составлять описательный рассказ о  растениях по схеме и опорным картинкам;

- употреблять в речи сложноподчиненные предложения;

- строить свои высказывания логично и последовательно;

- выразительно читать и пересказывать, правильно и четко произносить слова с нужной интонацией.

5. Условия реализации программы

Программа является дополнительной программой по развитию связной речи у детей дошкольного возраста, с нарушениями речи. Работа по данной теме осуществляется в течение года на индивидуальных коррекционных  занятиях.

При работе с данной программой необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • учет возрастных и психофизических особенностей детей;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • работу по развитию связной речи и расширению активного словаря проводить на основе составления описательных рассказов по картинкам, схемам, пересказах коротких произведений.

6.Методическое обеспечение рабочей программы

  1. Диагностика уровня развития связной речи / авт.сост. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова.- М.: Мозаика- Синтез, 2007.- 240 с.
  2. Загадки про растения http://detkam.e-papa.ru/zagadki/6/
  3. Красная книга растений Алтайского края altairegion22.ru
  4. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Гецена.- 1991.- Т. 30.- 358 с
  5. Стихи про растения http://www.floralworld.ru/forum/index.php?topic=59
  6. Легенды и мифы Алтайского края В. Афанасьев, с.Ая, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы «Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края»

Данная рабочая программа является комплексной программой развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа по данной теме осуществлялась в течение одного года, во время непос...

Обобщение опыта работы по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями через драматизацию

В работе представлена методика по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР через обучение драматизации...

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством театрально-игровой деятельности с использованием сказок алтайской писательницы Ирины Цхай

Цель: создать условия для развития связной  речи детей-дошкольников, имеющих речевые нарушения, посредством театрально-игровой деятельности....

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...