Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»
рабочая программа (средняя группа)

Глухова Юлия Александровна

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnaya_pr.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Мамонтово

Утверждаю:

Заведующий  МКДОУ детский

сад «Березка»

____________ А.А. Халтурина

«____» _____________ 2019  г.

Рабочая программа

«Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Выполнила:

воспитатель

Глухова Юлия Александровна

с. Мамонтово

2019г.

Содержание

1.Пояснительная записка                                                                                                  3

Законодательно-нормативное обеспечение программы                                                4

Цель рабочей программы                                                                                                  5

Задачи рабочей программы                                                                                               5

Принципы работы по программе                                                                                     5-6

Характеристика особенностей развития детей (6-7 лет)                                               6

Сроки реализации программы                                                                                          8

2.Календарно-тематический план                                                                                    9

3.Планируемые результаты освоения программы                                                         12

4.Методическое обеспечение                                                                                          12-13

  1. Пояснительная записка.

Задачи, поставленные по ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Одним из разделов,  реализующий экологическое воспитание в детском саду, является знакомство с живой  природой.
      Живая природа- это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна.  Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной  частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно - просветительных и эстетических целях. От людей во многом зависят многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественнонаучных знаний.
       В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека не зависимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Актуализация регионального компонента на современном этапе нашла своё отражение в воспитательно-образовательной программе  «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края».  Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста. 
      Характеризуя  особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что они не всегда бывают, конкретны, часто они носят общий или неопределенный характер: дети недопонимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, не умеют внимательно, долго наблюдать за ним и делать выводы.

Необходимо не только знакомить ребят с животными, но и учить относиться к ним бережно и внимательно, пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития нравственных высших чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т.п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
     Таким образом, новизна программы «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»  заключается в том, что программа  содержит определённый объём экологических представлений о диких животных родного края, который усваивается детьми в течение планомерной и систематической воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности:  игровой, познавательной, творческой, двигательной и др.

Необходимость данной программы связана с тем, что приобщение детей к природе родного края, формирование нравственно-эстетического отношения к людям края, традициям, обычаям, культуре родного края являются стратегическими направлениями в инновационной деятельности детского сада. В программе реализуется принцип регионализма, учитывающий географические, исторические, культурно-социальные сведения, раскрывающие особенности Алтайского края.

Содержание рабочей программы выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.


Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Программа «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной    общеобразовательной    программы дошкольного образования;
  • Устав МКДОУ детский сад  «Берёзка» с. Мамонтово.

Цель: Создать условия для развития экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дикими животными родного края.

 Задачи:

  1. Расширять знания детей  о диких животных родного края, их многообразии, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде (внешний вид, среда обитания, чем питаются, как спасаются от врагов, приносимая польза).
  2. Развивать умения детей использовать полученные знания о диких животных в повседневной, художественно- продуктивной и  игровой деятельности. Расширять  кругозор детей, способствовать их интеллектуальному развитию.
  3. Воспитывать интерес и внимательное,  бережное отношение к объектам живой природы, умение замечать прекрасное и соблюдать  правила поведения в природе.

Принципы и подходы к формированию Программы.

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации экологической работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по программе:

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность, на основе сведений об окружающей природе родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений экологического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка об экологии в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Экологическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  6. Наглядность. Наличие дидактических материалов.
  7. Последовательность. Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  8. Занимательность. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
  9. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.
  10. Личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

Характеристика возрастных  особенностей развития детей

 (4-5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.

Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков  и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.  Появляются конкурентность,  соревновательность.

Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа « Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания,  речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.

Срок реализации программы.

Программа реализуется в течение учебного года: с сентября по май.

2. Календарно-тематическое планирование

Сроки реализации

Тема

месяца

Содержание деятельности. Мероприятия

с детьми и родителями.

Сентябрь

«Кто такие дикие животные?»

Беседа: «Кто такие дикие животные?»

Цель: Познакомить с понятием «дикие» животные. Расширять представление детей о диких животных, живущих в лесу (медведь, лиса, белка, еж и др.), что дикие животные боятся человека, удовлетворяют свои потребности сами- добывают пищу, устраивают жилище, спасаются от врагов.  На основе обогащения представлений продолжать расширять и активизировать словарный запас. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.

Рассматривание сюжетных картин «Дикие животные»

Отгадывание загадок о диких животных

Художественная литература:

Русская народная сказка «Теремок»

Дидактическая  игра:

«Сложи картинку», «Один - много», Лото «Дикие животные»

Инсценирование русской народной сказки «Теремок»

Подвижные игры:

Малоподвижная игра «Звериная зарядка»

Октябрь

«Кто живет у нас в лесу»

Беседа: «Кто живет в  нашем лесу?»

 (заяц, лиса, белка, ёж)

Цель: учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида, находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Рассматривание:  картин из серий: «Дикие животные», иллюстраций в книгах.

Художественная литература

А.А. Блок «Зайчик», А.Н. Толстой «Ёж», «Лиса»,

Т.И. Александрова «Медвежонок Бурик»

Дидактическая  игра:

«Узнай по описанию», «Закончи предложение», «Чей домик»

Музыкотерапия: «голоса зверей»

Ноябрь

«Как животные готовятся к зиме»

Беседа «Кто как к зиме готовится»

Цель: Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Рассматривание журнала о животных

«Окружающий мир»

Выставка книг, посвященных животным

Художественная литература

Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Бюро   лесных услуг», русская народна сказка «Мороз и заяц», Т. Скребицкий «Всяк по новому»

Дидактическая игра:

«Кто где живет?», «Кто прячется за кустом»,

Игровые упражнения:

 «Четвертый лишний», «Игра в слова»

Декабрь

«Заяц - длинные уши»

Беседа: «Кто под кустиком живет: знакомство с зайцем?» 

Цель: Расширять представления детей о диком животном – зайце, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

Рассматривание иллюстраций о животном.

Составление  описательного рассказа о животном по мнемотаблице.

Художественная литература:

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Заучивание стихотворения А.А. Блок «Зайчик».

Дидактическая  игра: «Чей малыш»

Подвижная игра: «Зайка серенький сидит».

Художественно-продуктивная деятельность:

Лепка: «Зайчики на полянке» (стр. 70)

Январь

«Лиса - рыжая краса»

Беседа: «Это рыжая лиса и красива и хитра: знакомство с лисой»

Цель: Расширять представления детей о диком животном – лисе, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

Рассматривание иллюстраций о животном.

Составление  описательного рассказа о животном по мнемотаблице.

Художественная литература:

Чтение русской народной сказки «Лиса-лапотница».

Дидактическая  игра: «Кто что ест», «Найди пару»

Художественно-продуктивная деятельность:

Рисование: «Встреча лисы и колобка» (стр.38)

Февраль

«В гостях у белочки»

Беседа: «В гостях у белочки»

Цель: Расширять представления детей о диком животном – белочке, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

Рассматривание иллюстраций о животном.

Составление  описательного рассказа о животном по мнемотаблице.

Дидактическая  игра: «Сложи картинку»

Художественно-продуктивная деятельность:

Лепка: «Грибы для белочки»

Март

«Мишка косолапый»

Беседа: « Мишка косолапый: знакомство с медведем»

Цель: Расширять представления детей о диком животном – медведе, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

Рассматривание иллюстраций о животном.

Составление  описательного рассказа о животном по мнемотаблице.

Художественная литература:

Чтение рассказа Н.И. Сладкова «Неслух».

Подвижная игра: «У медведя во бору».

Художественно-продуктивная деятельность:

Лепка: «Мисочки для трёх медведей» (стр.73)

Апрель

«Серый волк»

Беседа «Серый волк»

Цель: Расширять представления детей о диком животном – волке, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

Рассматривание иллюстраций о животном.

Составление  описательного рассказа о животном по мнемотаблице.

Художественная литература:

Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и        серый волк».

Дидактическая игра: «Найди пару»

Подвижная игра: «Зайцы и волк».

Май

«Колючий ёжик»

Беседа «Колючие иголки: знакомство с ежом»

Цель: Расширять представления детей о диком животном – еже, об особенностях  внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

Рассматривание иллюстраций о животном.

Составление  описательного рассказа о животном по мнемотаблице.

Художественная литература:

Чтение рассказа Братьев Гримм «Заяц и ёж»;                                                Е. Эгнер «Приключение в лесу. Ёлки на горке»

Пальчиковая игра «Ёжик»

Дидактическая игра: «Чей хвост, чья лапа?»

Развивающая среда

Создать  картотеку  дидактических игр о диких животных, пальчиковых игр, стихотворений, загадок.

Подобрать демонстрационный материал  о диких животных.

3.Планируемые результаты освоения программы.

После реализации рабочей программы:

  1. У детей расширятся знания о диких животных родного края, их многообразии, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде.
  2. Дети научатся различать диких животных  по внешнему виду, среде обитания,  смогут рассказать о том, чем питаются, как спасаются от врагов и какую  приносят пользу.
  3. Сформируется умение использовать полученные знания о диких животных в повседневной, художественно- продуктивной и  игровой деятельности.
  4. Повысится познавательный интерес, и  появится  бережное отношение к животным.

После реализации рабочей программы в предметно-пространственной  развивающей среде:

  1. Оборудована экологическая зона в групповой комнате, где представлен: иллюстрационный материал о диких животных нашего края, игрушки диких животных.
  2. Создана  картотека  дидактических игр о диких животных, пальчиковых игр, стихотворений, загадок.

4. Методическое обеспечение.

Для создания данной рабочей программы использовалась литература:

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом»: Программа по экологическому воспитанию детей - М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2008.
  3. Николаева С.Н. парциальная программа «Юный эколог»: Мозаика-Синтез, 2017.
  4. «Какие звери в лесу?!», Москва, 2005,  Т.А. Шорыгина.
  5.  «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991г.,  Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
  6.  «Дидактические игры в детском саду»,  А.К. Бондаренко - Москва «Просвещение», 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность»

Цели программы:Формирование творческой личности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности.Выявление одарённых детей в области музыкально-театрального искусства в старшем дошкольном возрас...

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через произведения художников Мамонтовского района»

Рабочая программа разработана в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении- Детский сад «Березка» с.Мамонтова Мамонтовского района. Данная программа  включена...

Мастер класс для родителей «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...

«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраст...

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...