«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Алексеева Анна Алексеевна

Технологическая карта

непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

 

Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Составила: воспитатель Алексеева А.А.

г. Югорск, 2020

Цель –  Развитие умения сравнительного описания воздуха с использованием анализаторов.

Задачи:

Образовательные:

-    формировать представления детей о воздухе, используя все анализаторы.

     -    закреплять умение определять способ распространения необходимой информации в соответствии с условиями и целями               деятельности;

    -    продолжать учить с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности.

Развивающие:

      -    развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры,  договариваться, помогать друг другу;

-    развивать познавательно-исследовательский интерес.

Воспитательные:

-    воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

-    формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.

Материалы и оборудование: кусочек апельсина, ванилин, чеснок, лук, емкость с водой, минеральная вода, кусочки пластилина, термос с горячей водой, листы бумаги и простые карандаши; оборудование: веера, соломинки или пластиковые трубочки, пластиковая бутылочка 0,5л., воздушные шарики, кружочки красного и зеленого цвета, ноутбук, интерактивная доска, мольберт; наглядные: карточки – схемы, картина соснового леса.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Вводно-организационный, 1 мин.

Организовать и создать положительный эмоциональный настрой

Ребята, я рада видеть вас. У меня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите свое настроение улыбкой, грустью, недовольством на лице. Возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбки, чтобы наше хорошее настроение стало общим

Дети показывают свое настроение мимикой лица. Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

Мотивационно-побудительный, 2 мин.

-    формировать представления детей о воздухе, используя все анализаторы.

Проблемная ситуация

Нам на электронную почту пришло сообщение от Лунтика, который в настоящее время гостит на Земле. Он обращается к вам с просьбой ответить на несколько вопросов. Давайте прочитаем его письмо: «Ребята, на Луне, где я родился, нет воздуха. А на вашей планете, как сказал мой друг Кузя, воздух есть. Я его искал, искал, но нигде не нашел. Помогите мне найти, где же прячется этот таинственный воздух, какой он и для чего он нужен? Ваш друг Лунтик». Вот с какой просьбой обратился к нам Лунтик. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что мы сегодня будем выяснять? Какой бывает воздух? Зачем он нужен? Где он прячется? Что вы знаете о воздухе? Где лучше всего искать ответы на вопросы?

Дети внимательно слушают

Дети отвечают на вопросы, предполагают.

Дети предполагают, что это лаборатория, переходят в «лабораторию»

Восприятие и

усвоение нового

7 мин.

-    закреплять умение определять способ распространения необходимой информации в соответствии с условиями и целями               деятельности;

-    продолжать учить с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности.

-    формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности

Экспериментирование

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Экспериментирование

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Опыт

Беседа  

Нанглядый

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Моделирование свойства – рисунок-символ

Экспериментирование

Проблемная ситуация

Мозговой штурм

Проблемная ситуация

Экспериментирование

Наглядный: демонстрация опыта

 

Где прячется воздух?

Ответить на этот вопрос нам помогут опыты. №1.Возьмите соломинки и подуйте в воду в стакане через соломинки.

- Как в воде образовались пузырьки?

Пузырьки – это воздух, мы выдыхаем воздух.

 Выберите из рисунков – символов тот, который подходит к нашему опыту.

№2. У вас на столах стоят стаканы. Как вы думаете, есть ли в них что-нибудь?

Возьмите стакан, немного наклонив опустите в емкость с водой.

-Что появляется на воде? Откуда взялись пузыри? Выберете рисунок-символ к нашему опыту

.

Как доказать, что воздух окружает нас? Возьмите веер и помашите возле лица. Что почувствовали?

Где прячется воздух?

Какой воздух? (свойства)

Мы доказали, что в стакане воздух.

1.Какого цвета воздух? Сравните с цветом кружков.

Какой знак – символ подходит к нашему свойству воздуха?

2. О каком свойстве воздуха говорит тот факт, что мы через воздух видим все предметы.

Подберите рисунок-символ к свойству – прозрачность.

3. О каком свойстве воздуха мы узнали, когда чувствовали движение воздуха у лица?

Как изобразить движение воздуха с помощью рисунка – символа?

4. Имеет ли воздух запах?

В парах определите запах с закрытыми глазами

I пара – апельсин

II пара –чеснок

III пара – лук

IV пара – ванилин

Если в помещении ели апельсин, пользовались духами или чем-то еще, то воздух будет распространять запах этого вещества или продукта. Так имеет ли свой запах воздух?

Придумайте рисунок-символ: воздух не имеет запаха.

5. Как вы думаете, что легче вода или воздух?

Проведем опыт, чтобы ответить на вопрос.

Налейте в стакан минеральную воду и бросьте в него маленькие кусочки пластилина.

Каким рисунком-символом можно обозначить легкость воздуха.

Можно ли с воздухом играть?

 Я предлагаю вам поиграть с воздушным шаром. Почему он так называется?

6. Что происходит с воздухом при нагреве, при охлаждении?

Узнаем с помощью опыта.

На пустую бутылочку я надеваю воздушный шарик и опускаю ее в горячую воду.

-Что наблюдаете?

Шарик надувается. Погружаю бутылочку в холодную воду. Шарик сужается.

Подберите рисунок-символ к этому свойству.

По рисункам-символам расскажите о каких свойствах воздуха дети узнали?

Зачем нужен воздух?

-Для чего нам нужен воздух?

Глубоко вдохните, глубоко выдохните.

Воздух необходим для дыхания, для жизни.

Но не любой воздух полезен для здоровья человека. Об этом нам расскажет мед.сестра.

-Какой воздух полезен для организма человека

Дети дуют в воду через соломинку, наблюдают пузырьки и делают вывод, что выдыхали воздух.

Сравнивают рисунки-символы и выбирают подходящий.

Наблюдают, делают выводы

Наклонно опускают стакан в емкость с водой, наблюдают пузырьки и делают вывод, что в стакане был воздух. Сравнивают рисунки-символы и выбирают нужный.

Дети высказывают предположения.

Машут веером перед лицом и ощущают движение воздуха, делают вывод о том, что воздух окружает нас.

Дети делают вывод, что воздух всюду.

Наблюдают, делают вывод, что воздух не имеет цвета

Выбирают рисунок-символ: «влздух-бесцветный»

Делают предположение, что воздух прозрачный.

Выбирают рисунок-символ путем сравнения, анализа, синтеза.

Дети делают вывод, что воздух движется

Дети предлагают рисунок

Дети закрывают глаза и определяют запах.

Дети делают вывод, что воздух не имеет запаха

Предлагают рисунок –символ

Дети высказывают предположение

Дети наблюдают, что пластилин сначала падает на дно, затем всплывает и снова падает, обсуждают причины увиденного и делают вывод, что воздух легче воды.

.

Ответы детей

Предположения детей

Дети наблюдают, сравнивают, делают вывод, что при нагревании воздух расширяется, при охлаждении –сужается.

Анализируют, делают вывод

Обобщают результаты опытов

Слушают рассказ мед.сестры

Расширение

имеющихся

представлений,   4 мин.

Определить уровень усвоения материала, обобщение и закрепление

-    развивать познавательно-исследовательский интерес.

Обобщающая беседа

Итак, что мы расскажем о воздухе Лунтику.

-Где прячется воздух?

- О каких свойствах воздуха узнали из опытов?

-Зачем нужен воздух для человека?

Ответы на основе рисунков-символов

Расширение

имеющихся

представлений,   4 мин.

Детей оценивание результата своей деятельности

Наглядный метод

Лунтику нравится на Земле, он любит солнце и небо. Если вам было интересно прикрепите лучик солнышка, если не очень, то тучку на небо.

Прикрепляют лучик или тучку на доску

Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин

-    воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры,  договариваться, помогать друг другу;

Организовать и создать положительный эмоциональный настрой

Ребята, я рада видеть вас. У меня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите свое настроение улыбкой, грустью, недовольством на лице. Возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбки, чтобы наше хорошее настроение стало общим

Дети показывают свое настроение мимикой лица. Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Задачи:- связная речь:  учить пересказывать сказку  вместе с воспитателем;- звуковая культура речи:  приучать  отчетливо и правильно  произносить звук «С» изолированно и в сло...

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...

Мастер класс для родителей «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"...

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

Доклад на тему: Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблю...