консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития словарного запаса".
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кузнецова Наталья Олеговна

В данном материале представлены разноообразные игры и упражнения для развития лексики ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка»  

                                                                                         

Семинар-практикум для воспитателей

 «Игры и упражнения для развития словарного запаса ребёнка». 

                                                                                                                                                                                              Подготовил учитель-логопед:

Кузнецова Н.О.

Балашиха

2018

Цель: Ознакомление педагогов с играми и упражнения для развития словарного запаса детей.

Задачи:

1.Познакомить воспитателей с особенностями развития  словарного запаса детей.

2. Познакомить с разнообразными играми и упражнениями.

3.Отработать некоторые игры и упражнения на практике.

План:

1.     Особенности развития словарного запаса у детей.

 2.     Описание игр и упражнений для развития словарного запаса детей.

3.     Практикум.Проигрывание игр.

 4.     Подведение итогов, вопросы  педагогов

Ожидаемый результат: Обучить  педагогов конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.

Содержание:

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.  Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.  В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста применяю различные методы. Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.

Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас .К одним из наиболее простых занятий по обогащению, уточнению и активизации словаря ребенка можно отнести тематические прогулки. Рассказываете, показываете новые предметы. Также с помощью игр и дидактических упражнений (лото, предметных и тематических картинок и т. п.)  Для успешной работы по формированию словарного запаса необходимо ввести разработанный комплекс упражнений в занятия, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). А также привлечь к сотрудничеству родителей, так как доказано, что успех работы во многом определяется в согласованной целенаправленной работе воспитателей и родителей.  Для развития словарного запаса дошкольников включаю различные задания, способствующие развитию внимания к слову, к его различным оттенкам и значениям, формирующие у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации.  Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.

•Игра «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

«Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».

•Игра «Что не так? »

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.

Инструкция: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц? » Дошкольники исправляют ошибки. Эту игру адаптировать можно под все изучаемые темы.

•Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Инструкция: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дети должны узнать предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

•Игра «Путаница».

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.

Детям раздать  конверты с деталями от разных видов одежды. Они  должны поменяться  друг с другом и складывать свою одежду. Игру можно адаптировать

 под другие лексические темы.

•Упражнение «Покажи, где нарисовано?»

Цель: развивать пассивный словарь.

Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки.

Мяч, дерево, кружка, пирамида, ручка, блюдце, стакан, карандаш, книга, стул

Ребёнок должен был показать  и назвать предметы, которые не находились в поле зрения, например, лоб, нос, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать.

• Упражнение «Подбери нужное слово»

Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.

Педагог называет слова, а ребёнок подбирает к ним слово. Мокрый….; тяжёлый….; радостный….. Светит….; пишет….; висит…..

•Упражнение «Кто как кричит»

Цель: уточнить названия действий животных.

 Педагог называет  предмет, а ребёнок говорит , что делает.Кошка – мяукает, кузнечик - стрекочет

•Упражнение «Запомни и назови»

Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определённом порядке показывать картинки с изображением предметов  по лексическим темам (не более 5). Затем картинки убираьб. Дети воссоздать увиденное в нужной последовательности.

•Упражнение «Часть - целое»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Детям называть части предмета или объекта, а они догадываются, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.

Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.

•Упражнение «Что это? »

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям п закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это.

•Упражнение «Какой? »

Цель: развитие словаря признаков.

Детям  подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное, тот выигрывал.

•Упражнение «Скажи правильно»

Цель: развитие глагольного словаря.

Педагог говорит неправильно , а  ребёнок  его исправляет.

машина (ехать) заяц (прыгать)

•Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.

•Упражнение «Снежный ком»

Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.

Предложить детям  с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.

•Игра «Скажи по-другому»(с волшебной палочкой) .

Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети встают по кругу и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.

•Игра «Кто скажет иначе? » (с мячом) .

Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.

Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать.

•Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Взрослый произносит фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож) .

•Упражнение «Угадай слово»

Образование антонимов.

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина. Сосна высокая, а куст.

•Игра «Назови ласково

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

Взрослы называет слово, а ребёнок называет его  в уменьшительно-ласкательной форме. блюдце -, овца -, собака -, белка - … .

•Игра «Кузовок»

Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

Детям сказать: «Вот кузовок (показывает на корзинку, кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок.

•Упражнение «Что приготовим? »

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Взрослый называет слово, а ребёнок говорит , что можно приготовить. Из яблока - яблочное повидло.

•Упражнение «Какой? »

Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой).

•Упражнение «Что из чего? »

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Педагог назвывает слово , а ребёнок говорит, что из неё можно сделать.Из соломы -, из шерсти – … .

•Упражнение «Чей хвост? »

(Чья лапа. Чьё ухо.)

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита —, у волка —, у барсука -, у белки -

•Упражнение «Один - много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Взрослый называет в единственном числе,  а  ребёнок во множественном. Это лимон, а это …. лимоны.

Подведение итогов. Обсуждение игр и упражнений. Анализ практикума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развитиясловарного запаса у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития  словарного запаса у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников

Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников (брошюра для воспитателей)...

Консультация для воспитателей Лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста включает в себя различные направления.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, ...