"Спасем волшебный цветок"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Башмакова Татьяна Викторовна

Знакомство со звуком  [ж] и   буквой «Ж»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Т.В. Башмакова

 Конспект фронтального логопедического  занятия

Тема: «Спасение волшебного цветка»

Цель: познакомить со звуком  [ж] и   буквой «Ж»

Задачи:

  • Закрепление правильного  произношения звука [ж], знакомство с буквой Ж;
  • Активизация фонематического слуха и фонематических представлений;
  • Обогащение словаря (подбор родственных слов);
  • Согласование существительных с числительными в простых предложениях;
  • Развитие навыков звукового и слогового  анализа слов;
  • Развитие общей и мелкой моторики; речевого дыхания;
  • Развитие памяти, мышления, графических навыков;
  • Воспитание нравственных качеств.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, цветочная полянка, волшебный цветок, предметные картинки.

Раздаточный материал:

Зеркала, листочки с заданием по числу детей, карандаши, схемы слов, фишки.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Сообщение темы занятия.

            Звучит письмо от пчелки ЖУ-ЖУ: (слайд2)

«Ж-Ж-Ж здравствуйте, ребята! Мы ж-живем большой, друж-жной семьей. Но вчера  случилось несчастье: налетел ураган и оборвал лепестки с волшебного цветка, который поит нас эликсиром ж-жизни. Что ж-же теперь делать? Мож-жет еще не поздно спасти его?»

Логопед. Да, действительно беда приключилась. (Показывает цветок без лепестков на магнитной доске) Посмотрите, что случилось с волшебным цветком - ни одного лепестка не осталось.   Чем мы можем помочь пчелкам?

Варианты ответов детей.

Логопед. (обобщает) Можно попробовать отыскать волшебные лепестки и тогда может быть цветок оживет.

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. А вы не заметили, какой звук у пчелки повторяется чаще всего? (звук [ж]). Вот с этим звуком мы и отправимся в путь. Я думаю, мы все вместе, дружно справимся со всеми трудностями, отыщем лепестки и спасем волшебный цветок. Но сначала,  для того чтобы четко и правильно говорить, нужно  потренировать свой язычок.

А наш язычок сегодня проснулся в прекрасном настроении (упражнение «Улыбка») и  решил навести порядок в своем домике. Он широко открыл двери, почистил  зубки (упражнение «Почистим верхние зубки»), покрасил потолок (упражнение «Маляр»),  похлопал ковер (упражнение «Барабанщики»). А потом решил проветрить комнату (упражнение «Подуй на язычок»). Обрадовался язычок, что все успел и от радости запел. И мы споем с ним вместе. Фонетическая зарядка (Пропевание гласных звуков).

4. Характеристика звука.

А теперь давайте потренируемся жужжать, как пчелка. Получается?  Пожужжим громко. А теперь тихо. (Индивидуально). Как вы думаете, какой это звук? (согласный, звонкий). Давайте вместе с пчелкой полетаем с цветка на цветок (воспроизведение слогов). (слайд 3,4)

5. Определение места звука в слове. Работа со схемой слова. (Слайд 5)

 На экране появляется еж, говорит, что один лепесток у него, но он его не отдаст.

Логопед. Ежик отдай, пожалуйста, он нам очень нужен.

Ребята, попросите ежа ласково-ласково, может он тогда отдаст нам лепесток.

Дети. Ежик, еженька, отдай, пожалуйста.

Логопед. Назовите для ежа его родственников.

Дети. Еж, ежата, ежонок, ежиха.

Еж. Ну  ладно, отдам. Только сначала определите, где находится звук [ж] в словах: жилет, пиджак, пижама, одежда. (Слайд 6)

Дети выполняют задание на столах, проверяют на экране. Еж отдает лепесток, воспитатель прикрепляет его к цветку.  Ежик говорит, что еще один лепесток видел у своей подружки- жабы и все отправляются к ней.

6. Формирование правильного речевого дыхания с элементами ароматерапии.

Проходят по группе.  Логопед обращает внимание на растущие цветы.

Логопед. Посмотрите ребята, какие красивые цветы, они, наверное, очень хорошо пахнут, давайте их понюхаем.

Дети берут цветы, логопед напоминает, что нужно сделать глубокий вдох носом, а на выдохе произнести: «Ах, как чудно пахнет!» Дети нюхают цветы.

Логопед. Смотрите, а под цветком еще один лепесток. Прикрепляют лепесток к цветку.  

Прикрепляют лепесток, подходят к болоту, там живет Жаба-жадина.

7. Подбор слов со звуком [ж]. (Слайд 8)

Жаба спрашивает детей зачем они пришли, дети объясняют. Жаба говорит, что отдаст лепесток только в обмен на слова.   Вначале дети сами придумывают слова, затем выбирают  из картинок на экране те, в которых есть звук [ж]. Получают еще один лепесток.

8. Закрепление произношения звука в предложении. (Слайд11)

Тут раздается голос Бабы Яги .

Баба Яга: Ага, за лепестком пришли, ха-ха-ха, я вам его не отдам!

Логопед. Баба Яга, но он нам так нужен, мы волшебный цветок спасаем.

 Баба Яга. Просто так все равно не отдам. Ответите на мои вопросы, тогда отдам.

«Подумай и ответь». Логопед задает детям вопросы, выделяя голосом звук [ж], дети дают полный ответ.

Сколько лапок у жука? — У жука шесть лапок.

Сколько ног у жирафа? — У жирафа четыре ноги.

 Сколько глаз у жабы? — У жабы два глаза.

Сколько лап у медвежонка? — У медвежонка четыре лапы.

Сколько ушей у жеребенка? — У жеребенка два уха.

Сколько рук у художника? — У художника две руки.

Сколько страниц в журнале? — В журнале много страниц.

Сколько этажей в вашем садике? – В нашем садике два этажа.

Дети отвечают на вопросы, Баба Яга отдает им лепесток.

Логопед. Ну вот еще один лепесток нашли. Молодцы!

9. Пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон.

Из кустов выглядывает зайчик, говорит, что если мы поиграем с ним, то он принесет нам еще один лепесток. (Слайд 14)

    Жили-были зайчики (сжимают руки в кулачки, указательным и                              

                                               средним пальцами изображают ушки)

    На лесной опушке. (хлопают в ладоши)

   Жили-были зайчики  (показывают пальцами ушки)

   В беленькой избушке  (показывают домик, ладошки - большие пальцы)

    Мыли свои ушки  (потирают ушки)

    Мыли свои лапочки  (моющие движения кистями рук)

     Наряжались зайчики,  (двигают ладонями сверху вниз по туловищу)

     Надевали тапочки  («обуваются»)

10. Упражнение на развитие зрительной координации, мелкой моторики.

Видят жука с лепестком. (Слайд 15)

Логопед. Я думаю, что Жук нам  так просто лепесток тоже не отдаст. Давайте его спросим. Кто будет спрашивать?

Дети. Жук- жучок, не отдашь нам лепесток?

Жук. Ишь какие хитрые! Вот выполните мое задание – тогда отдам.

Логопед. Конечно, конечно, ты знаешь, какие у нас ребята молодцы и  умницы, все сделают.

Жук предлагает им задания: на листочках нарисованы точки, которые нужно соединить. Дети выполняют задание, получают последний лепесток, прикрепляют его.

11. Знакомство с буквой.

Логопед обращает внимание, что на собранном цветке появилась буква. Дети рассматривают букву, говорят, на что она похожа, печатают ее в тетради.

Пчелка Жу-Жу благодарит детей за помощь.

11. Итог занятия.

Чем занимались на занятии? С каким звуком познакомились? Что понравилось? Чье задание было самым интересным? Самым трудным?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на снятие эмоционального напряжения "Спасем Волшебную страну Эмоций"

Тренинг для детей подготовительной группы на снятие эмоционального напряжения...

Конспект тренинга для детей подготовительной группы на снятие эмоционального напряжения «Спасем Волшебную страну Эмоций!»

Цели:развитие эмоциональной сферы ребенка;снятие эмоционального напряжения и агрессии;знакомство с понятием эмоции (гнев, злость, радость, счастье, спокойствие, удивление, обида);формирование навыки а...

"Спасем волшебную страну"

Занятие с использованием стем-образования...

«Спасите волшебный лес» Квест-игра по экологии

Квест-игра по экологии «Спасите волшебный лес»для старших и средних групп на свежем воздухе....

Конспект интегрированного занятия с применением STEM-образования «Спасем Волшебную страну!» (подготовительная группа)

Цель: Развивать познавательскую деятельность в процессе экспериментирования. Развивать исследовательские навыки; любознательность, наблюдательность, моторику рук, воображение, логическое мышление, реч...