Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Пенязь Марина Александровна

В тетради взаимодействия логопеда и воспитателя даны задания в соответствии с пройденным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx57.69 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема : « Лес. Ягоды.»

Артикуляционная  гимнастика

  1. Рассмотрите с ребёнком изображение черники , малины  , земляники , брусники  , клюквы и научите его четко произносить эти названия, узнавать ягоды на картинках . Обратите внимание детей на цвет и форму ягод
  2. Игра « Сосчитай до пяти» ( одна земляника - ….., одна ягода - …., одна малина -…, куст -…..)
  3. Игра « Назови ласково» ( Малина – малинка , лес-…,  корзина-…, черника -…., земляника -….,брусника -…., куст -…., клюква -…..)
  4. Игра « Один - много» (  корзина – корзины , ягода - ….,земляника – много земляники , брусника – много брусники , черника - …., клюква - …. )
  5. Игра « Есть – нет»   Употребление сущ. в Р.п., ед . ч. ( есть ягода –нет ягоды , есть корзина - …., есть малина - …, есть брусника -…., есть черника -….,есть куст -…..)
  6. Отхлопай слова, определи в них количество слогов. Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги . Сколько раз хлопнул – столько в слове слогов (клюк- ва , ма-ли-на, чер-ни-ка, брус-ни-ка, куст, кор-зи-на, я-го-да.)
  7. Разрезные картинки  по теме : « Лес . Ягоды »
  8. Игра « Чего не стало»
  9.  Игра « Четвертый лишний»
  10.  Развитие дыхания . Упр-е « Футбол»  Развивать длительную направленную воздушную струю.   Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так , чтобы «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками (карандашами)
  11.   Пальчиковая  гимнастика «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,                      Пальчики обеих рук  здороваются. 
В лес идем мы погулять.                           Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной,                       и средними пальчиками по столу. 
За брусникой, за калиной.                     Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.

 Лексическая тема : « Лес. Грибы.»  

  1. Артитикуляционная гимнастика
  2. Рассмотрите с ребёнком изображение мухомора, белого гриба, (подосиновика, подберёзовика, опят), лисички. Произнесите эти слова сами, предложите ребёнку произнести вместе с вами и самостоятельно. Объясните, что мухомор есть нельзя, потому что это ядовитый гриб. Поговорите с ребёнком, что можно приготовить из грибов. Закрепите в активной речи глаголы собирать, мыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.
  3. Игра « Сосчитай до пяти» ( одна поганка - две поганки, ….., один гриб-…., одно лукошко-…. одна сыроежка-…, один мухомор-….)
  4. « Закончи предложение» ( Мы нашли много ….,  поганки кушать …., мама сварила грибной…..
  5. Игра « Назови ласково» ( Гриб-грибок, лес-…, поляна-…, корзина-…, мухомор-….., поганка-…., сыроежка-….)
  6. Игра « Один - много» ( гриб – грибы, мухомор-…, корзинка-…, боровик-…, опенок-…, подосиновик-…, подберезовик-…)
  7. Игра « Исправь ошибку» ( съедобная гриб, огромный корзина, большой поляна, густая лес)
  8. Игра « Скажи наоборот» ( червивый – чистый, съедобный-…, маленький-…)
  9. Игра «Поймай  звук» Развитие фонематического слуха , выделение звука «а» из ряда гласных звуков и закрытых слогов ( педагог произносит разные гласные звуки и слоги , а дети должны хлопнуть ,если услышат звук «а»)
  10. «Какое слово самое длинное» ( грибы, мох, пень, боровик; ножка, шляпка, груздь, волнушка)
  11. Игра « Что не так» ( Боровик- это несъедобный гриб; под березой вырос подосиновик; мухоморы и поганки – самые вкусные грибы)
  12. Разрезные картинки  по теме : « Лес . Грибы»
  13. Игра « Чего не стало
  14. Игра « Четвертый лишний»
  15. Развитие дыхания «Шторм в стакане» ( Развивать силу и направленность ротового выдоха) Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку, чтобы вода забурлила.
  16. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая игра «Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Лексическая тема: « Фрукты»

  1. Игра « Расскажи о фрукте» - составление предложений о 2- 3 фруктах. Ребенок должен сказать какой фрукт по цвету, форме ,вкусу, опираясь на его изображение. ( Это яблоко оно красное, круглое, сладкое)
  2. Игра «Большой - маленький» образован. сущ. с уменьш.-ласкат. суф со словами: яблоко, груша ,банан ,апельсин, лимон, мандарин ( апельсин-апельсинчик)
  3.  Игра « Жадина»  (фрукты те же )  ( груша- моя груша)
  4.  Игра « Хлопки» названия фруктов прохлопать , проговаривая по слогам ( гру-ша)
  5. «Повтори чистоговорки» (ко-ко-ко –яблоко, син-син-син- апельсин и т.д. со всеми фруктами)
  6. Игра « Посчитай фрукты»  согласован. числит с сущ. ( одно яблоко, два яблока…. пять яблок)
  7. Игра « Чего не стало» развитие зрит. восприятия и употреб . сущ. в род .падеже      ( не стало груши)
  8. Игра « Угостим животных» употреблен. сущ. в род. и  дат. падеже ( Я дам зайчику яблоко, а я дам мишке грушу и т. д)
  9. Игра «Поймай слог»  развитие слух. восприятия .Педагог произносит слоговые цепочки, а ребенок хлопает в ладоши, топает, поднимает руку и т.д., когда услышит слог с заданным звуком.
  10.  Игра « Один-много»  образование мн.ч . сущ. ( яблоко-яблоки)
  11. Разрезные картинки по теме «Фрукты»  развитие зрит. восприятия
  12. Игра «Четвертый лишний» (яблоко- банан-лимон- огурец) Объяснить почему
  13.  Развитие дыхания (следить, чтобы  ребенок делал длительный  плавный  выдох)
  14.  Пальчиковая  гимнастика

Лексическая тема : « Одежда »  

  1. Артикуляционная  гимнастика
  2. Рассмотрите с ребенком  одежду и научите его произносить некоторые названия: пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофтаОбъясните, что все это  одежда. Обратите внимание ребенка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Отработайте с ребенком произношение этих слов. Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, почему осенью тепло одеваются. Отработайте произношение прилагательных теплый, нарядный, красивый, красный, желтый, синий, зеленый.
  3. Предложите ребёнку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ:  Это куртка. Она красная, тёплая, нарядная. У неё есть капюшон и карманы. В ней можно гулять в дождливую погоду.
  4. Игра « Сосчитай до пяти»  согласование сущ. с числит.( одна кофта-…, одна рубашка-…, одна юбка - …, одна майка -…, одна куртка -…, один сарафан
  5. Игра « Назови ласково» образование сущ. с уменьш. – ласкат. суфф. со словами  рубашка, кофта, майка, юбка, футболка, куртка, брюки, шарф
  6. Игра с мячом «Один – много». (Совершенствование грамматического строя речи – образование множественного числа существительных). Восп-ль   бросает мяч ребенку и называет один предмет одежды. А ребенок, поймав мяч, называет несколько таких предметов одежды и бросает  мяч восп-лю. (кофта, рубашка, юбка, сарафан, шуба, майка, футболка, куртка ,шарф).
  7. Игра « Есть – нет»   Употребление сущ. в Р.п., ед . ч.  Например:  у меня есть рубашка , а у меня нет рубашки
  8. Отхлопай слова, определи в них количество слогов. Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги . Сколько раз хлопнул – столько в слове слогов (шорты, шарф, куртка, кофта ,майка, платье ,сарафан ,брюки ,юбка  )
  9. Разрезные картинки  по теме : « Одежда  »
  10.  Игра « Чего не стало» ( 5 картинок)
  11.  Игра « Что лишнее»  и почему
  12.  Пальчиковая гимнастика «Одежда»

   Раз, два, три, четыре, пять –                    Последовательно соединяют пальцы

   Будем вещи мы стирать:                        одной руки с пальцами другой руки.

   Платье, брюки и носочки,                       загибаем пальцы   начиная с большого 

   Юбку, кофточку, платочки.

   Шарф и шапку не забудем –

   Их стирать мы тоже будем.                         Кулачки имитируют стирку.

             

  Лексическая тема : « Обувь»  

  1. Артикуляционная  гимнастика
  2. Рассмотрите с ребёнком обувь  и отработайте произношение следующих слов: ботинки, босоножки, туфли, сапоги, тапки. Объясните, что всё это – ОБУВЬ. Произнесите слово вместе с ребёнком, а затем предложите произнести самостоятельно.
  3. Обратите внимание на некоторые детали обуви: носок, задник, каблук, язычок, шнурки. Отработайте с ребёнком произношение этих слов.
  4. Поговорите с ребёнком о том, какую обувь носят летом, а какую осенью. Поговорить о том, почему осенью нужна непромокаемая обувь.
  5.  Предложите ребёнку рассказать об одной из пар  обуви, предварительно послушав ваш рассказ: Это сапоги. Они синие, резиновые, тёплые. В них можно ходить по лужам.
  6.  Научите ребёнка отвечать на вопросы: Что обувают на ноги? (начни ответ со слов «НА ноги»)  Какую обувь ты знаешь? (детская, мужская, женская) Кто шьёт и ремонтирует обувь? (Сапожник.)  Какую обувь носят осенью, почему?
  7.  Игра « Назови ласково» образование сущ. с уменьш. – ласкат. суфф. со словами  ( тапки, туфли, сапоги, ботинки ,кроссовки, чешки)
  8.  Игра «Договори слово» ( тап…, туф.., ботин…, сапо…, кроссов.., босонож.., )
  1. Игра  «Много-один ».   (  ботинки – один ботинок , туфли- одна  туфля , сапоги- …, валенки- …, тапки –…, босоножки- …)
  2.  Слоговая структура слова. Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги .

( ботинки, сапоги ,туфли, валенки, тапки,  кроссовки, босоножки)

11. Разрезные картинки  по теме : « Обувь»

12. Игра « Чего не стало» ( 5 картинок)

13. Игра « Что лишнее»  и  почему

14.  Фонематический слух  Хлопни в ладоши, если услышишь слово, начинающееся со звука    [а]:  Оля, Аля, Ася, Инна, Анна, Ира,  остров, астра, иголка, аптека ,облако, арбуз, обувь, автобус, утка, апельсин, ухо, ананас

15 .Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем в первый раз           (Попеременные хлопки ладонями и удары

                                                      кулаками по столу                                                                     Сколько обуви у нас.                          (На каждое название обуви загибают по

                                                      одному пальчику, начиная с большого.)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Лексическая тема : « Мебель»  

1. Артикуляционная  гимнастика 

2. Рассмотрите  с ребенком мебель и отработайте произношение следующих слов : кровать, диван, стол, стул, табуретка, шкаф , кресло

3. Объясните назначение мебели (нужна для того, чтобы сидеть , спать, обедать, хранить одежду)

4. Обратите внимание на отдельные части мебели (сидение, ножка, подлокотник , спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена;

4. Предложите ребёнку рассказать о любом предмете мебели, предварительно послушав ваш рассказ: Это стул. Стул – это мебель. На стуле можно сидеть. У стула есть сидение, ножки и спинка.

6. Игра  « Что для чего» ( употребление в речи предлогов на , в )    На чем можно сидеть? ( сидеть можно на стуле , на диване, на табуретке)  На чем можно лежать ? На что можно поставить тарелку с супом? Куда можно убрать одежду? Учить отвечать полным предложением

7. Игра « Назови ласково»  со словами  ( кресло - креслице, диван, стол, стул, шкаф, табуретка ,  кровать, полка)

8. Игра  «Много-один ».  со словами (кресло –кресла, диван, стол, стул, шкаф, табуретка, кровать, полка)

9. Игра « Жадина»  ( мой стул, мое кресло, моя кровать и т.д.)

10. Игра « Есть- нет» ( употребление сущ. в Р.п.)  Например: У меня есть диван , а у меня нет дивана

11. Игра « Посчитай мебель»  Например: один стол, два стола , три стола , четыре стола ,пять столов)

12. Упражнение « Будь внимательным» ( развитие  фонематического слуха)  Восп-ль называет  слова , а ребенок  присядет ,если  слово начинается со звука « а» , потянется   на носочках , если начинается со звука «у» 

13.  Игра « Обезьянка»  ( развитие зрительного внимания)   Восп- ль перекладывает   мячик из руки в руку перед собой, над головой, за спиной, а ребенок повторяет)

14 . Слоговая структура слова. Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги   (кресло ,диван, стол, стул, шкаф, табуретка, кровать )

15. Разрезные картинки  по теме : « Мебель»

16. Игра « Чего не стало» ( 5 картинок)

17. Игра « Что лишнее»  и  почему

18. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре                                            сжимать и разжимать кулачки

Много мебели в квартире

В шкаф повесим мы рубашку,                            загибаем пальчик

А в буфет поставим чашку                                   загибаем пальчик

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть- чуть на стуле,                              загибаем пальчик

А когда мы крепко спали,

На кровати полежали,                                         загибаем пальчик

А потом мы с котом

Посидели за столом.                                          загибаем пальчик

Чай с вареньем дружно пили                            хлопать в ладоши

Много мебели в квартире                                  развести руки

Лексическая тема : « Игрушки »  

1. Артитикуляционная гимнастика

2.Помогите ребёнку научиться правильно произносить названия нескольких игрушек.      Объясните, что всё это – ИГРУШКИ, они нужны для того, чтобы в них ИГРАТЬ. Поиграйте в игру с мячом «Игрушки»: вы бросаете ребёнку мяч и называете игрушку - ребёнок ловит мяч, говорит, как можно играть с этой игрушкой и возвращает мяч вам. Например:  Мяч – бросать ( ловить ,подбрасывать, катать) ,  машинка – возить, кукла – купать (качать, кормить, одевать, раздевать), кубики – строить, юла – заводить, пирамидка – собирать…

3. Помогите ребёнку рассказать о любимой игрушке. Например: Это мяч. Он красный, круглый. Его можно бросать, ловить, катать 

4 . Игра « Сосчитай до пяти» ( одна машинка- …., одна кукла -…, один мячик -…, одна пирамидка -…,)

5. « Закончи предложение» ( В детской коляске лежала…, ребята сделали постройку из …, у меня в руках был воздушный шарик …)

6.Игра « Назови ласково» ( игрушка – игрушечка, кукла -…, мяч -…., пупс -…, скакалка

7.Игра « Один - много» ( мяч –мячи, кукла -…, шар -…, кольцо -…, лопатка -….)

8.Игра « Исправь ошибку» ( Большая мячик, красивое кукла, мягкая игрушки

9.Игра « Что лишнее» Например:  мяч, кубик, пирамидка, банан 

10.Игра « Жадина» (  мячик- мой мячик , кукла – моя кукла ,мишка -…, пирамидка -…, лопатка -…, машинка - …, скакалка -…)

11.Разрезные картинки  по теме : «Игрушки

12. Игра « Чего не стало» ( развитие внимания , памяти) 5 картинок . Картинку убрать, поменять

13. Игра « Хлопки» ( прохлопать названия игрушек по слогам) 14.Пальчиковая гимнастика

На большом диване в ряд         (Попеременно   хлопают   в  ладоши   и

Куклы Танины сидят:                                                    стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,             (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.           (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане                  (Попеременно   хлопают   в  ладоши

Мы игрушки сосчитать.                                          и стучат  кулачками.)

Лексическая тема : « Домашние  животные »  

1. Специальная артикуляционная  гимнастика для постановки свистящих  звуков

2. Развитие связной речи .Рассмотрите с детьми иллюстрации с изображением диких  животных. Помогите им  правильно произнести и запомнить: медведь, лиса, белка, волк, лось, заяц, еж.  Объясните, что эти животные — дикие. Они живут в лесу , сами о себе заботятся, сами себе добывают еду .

Составление рассказа – описания о диких  животных .  Это лиса. Она рыжая, красивая. У нее острая мордочка,  пушистый хвост и четыре быстрые лапы. Это белка. Она маленькая, серая. У нее кисточки на ушах. Это медведь. Он большой, бурый. У него сильные лапы. Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы.  Это заяц. Он маленький , беленький. У него длинные уши.

3. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.   Игра « Назови ласково»  (заяц- зайчик, волк- волчок, лиса- лисичка, белка-белочка, медведь- мишка , еж- ежик )

4. Дидактическая игра «Один – много»

( белка-белки, волк-волки, медведь-медведи, лиса- лисы, заяц- зайцы, еж- ежи, лось-лоси) То же самое с уменьшительно- ласкательной формой  существительных ( белочка-белочки)

5. Работа над слоговой структурой слова.   Игра «Телеграф» (Разделить хлопками слова на слоги) Воспитатель хлопками передаёт слово ребёнку, ребёнок хлопками передаёт другому ребенку. Дети считают слоги ( за-яц, мед-ведь, волк, бел-ка, ли-са, е-жик, лось)

6. Согласование сущ. с числит.  Игра « Сосчитай до пяти» ( белка, лось, еж, медведь, волк, заяц, лиса)

9. Разрезные картинки «Дикие  животные»

10 .Игра « Я угощу»  Употребление сущ . в Т. п. ед.ч. ( Например: Я угощу собаку косточкой

11. Игра « Есть – нет»   Употребление сущ. в Р.п., ед . ч. ( есть коза- нет козы, то же со словами корова , лошадь, овца, кошка, собака, лошадь, свинья)

12. Зрительное внимание  Игра « Кого  не стало» ( 5 животных)

13. Загадывание загадок про домашних животных 

14. Развитие навыков языкового анализа . Упражнение « Кто больше»  Подбор слов на звук «У»

15. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать?                     (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно                        (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка             (указательным пальцем левой руки                  загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

Подумай немножко                                    (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут             (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

Лексическая тема : «Детеныши домашних  животных »  

1. Специальная артикуляционная  гимнастика для постановки свистящих  звуков

2. Подвижная игра «У кого кто? »  Активизация предметного словаря, составление предложений с предлогом « у»
Воспитатель раздает детям картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Дети  самостоятельно находят «свою пару». Затем проверяется правильность составления каждой пары «мама-детеныш». Дети проговаривают предложения: «У коровы - теленок» (аналогично для других животных).

3. Составление описательных рассказов о домашних животных

 План рассказа: название животного, части тела, где живет, чем питается, какую пользу приносит людям, как называется детеныш животного.

4. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.   Игра « Назови ласково»  (котенок- котеночек, козленок-козленочек, теленок-теленочек, жеребенок-жеребеночек, щенок-щеночек, ягненок- ягненочек, поросенок- поросеночек)

5. Дидактическая игра «Один – много»

( котенок-котята, козленок-козлята, ягненок- ягнята, щенок- щенки, жеребенок-жеребята, теленок- телята, поросенок-поросята, крольчонок- крольчата)

6. «Договори и повтори» (употребление глаголов в единственном и множественном числе)
Котенок лакает, а котята ... (лакаЮТ)
Теленок мычит, а телята ...
Щенок бежит, а щенки ...
Козленок скачет, а козлята ...
Поросенок хрюкает, а поросята ...
Жеребенок прыгает, а жеребята...
Ягненок жует, а ягнята ...

7. Согласование сущ. с числит.  Игра « Сосчитай до пяти» ( козленок, щенок, котенок, поросенок, жеребенок, теленок )  

8. «Изменение слова «козленок» по падежам»    ( поросенок , котенок, щенок)   Воспитатель показывает картинку и начинает предложение , а ребенок заканчивает - у меня есть …. козленок

- у меня нет ….козленка

- я дам травку  …козленку, косточку …щенку

- я вижу ….козленка

- я гуляю…. с козленком

- я думаю…. о козленке

 9.  «Кто кем будет?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творительный падеж)
Щенок будет ... (собакой)
(козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок)

10. Разрезные картинки « Детеныши домашних животных»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     11. Зрительное внимание  Игра « Кого  не стало»     ( 5 детенышей животных)

12. Пальчиковая гимнастика

Мы сейчас расскажем вам                           сжимать и разжимать кулачки

Про детенышей и мам:

У кошки есть пушистые котята,                   разжимать поочередно пальцы одной руки

У собаки – шаловливые щенята,

У коровы – рыжие телята.

У кролика – ушастые крольчата,

А у мамы –  конопатые ребята

    Лексическая тема : «Детеныши диких  животных »  

 1. Специальная артикуляционная  гимнастика для постановки свистящих  звуков

2.  Подвижная игра «У кого кто? »  Активизация предметного словаря, составление предложений с предлогом « у»
Воспитатель раздает детям картинки с изображением диких животных и их детенышей. Дети  самостоятельно находят «свою пару». Затем проверяется правильность составления каждой пары «мама-детеныш». Дети проговаривают предложения: «У зайчихи - зайчонок» (аналогично для других животных).

3. Составление описательных рассказов о диких животных

 План рассказа: название животного, части тела, где живет, чем питается, какую пользу приносит людям, как называется детеныш животного.

4. Дидактическая игра «Один – много»

( зайчонок- зайчата, лисенок-лисята, волчонок- волчата, медвежонок- медвежата, ежонок- ежата, лосенок- лосята, бельчонок- бельчата)

5. «Договори предложение»

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал … лосёнок,

За мамой-лисицей крался …лисенок,

За мамой-ежихой катился …ежонок,

За мамой-медведицей шел …медвежонок,

За мамою-белкой скакали …бельчата,

За мамой-зайчихой – …косые зайчата,

Волчица вела за собою… волчат,

Все мамы и дети напиться хотят. (делают движения языком – “лакают”).

6.Д/и “Накорми животного” употребление сущ. в Т.п. ( учить отвечать полным предложением)
Чем мы угостим бельчонка? 
- Шишками, орехами
Чем мы угостим медвежонка? - Медом, малиной.
 Чем мы угостим волчонка? 
- Мясом.
Чем мы угостим зайца? -, морковкой, капустой. 

7. Согласование сущ. с числит.  Игра « Сосчитай до пяти» (бельчонок, волчонок, медвежонок, ежонок, лосенок, зайчонок)

8.  «Кто кем будет?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творительный падеж)
Зайчонок будет- …(зайцем или зайчихой)

( бельчонок, волчонок, медвежонок, ежонок, лосенок)

9. Разрезные картинки « Детеныши диких  животных»

10. Зрительное внимание  Игра « Кого  не стало»     ( 5 детенышей животных)  

11. Игра «Четвертый лишний» ( домашние и дикие животные ) Объяснить почему 

12. Пальчиковая гимнастика

Зайка – ушки на макушке –     ( указательные и средние пальцы выпрямлены –   «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.      (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –             (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

 Лексическая тема : « Зима. Зимние забавы »  

1. Артикуляционная  гимнастика

2. Развитие связной речи .  Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Спросите его, знает ли он, что пришла зима, что зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают сильные морозы, снегопады, метели, люди тепло одеваются, дети катаются на лыжах и санках   

3. Помогите ребенку составить рассказ о зиме. Если ребенок  затрудняется, помогите ему с помощью вопросов:

  • Какое время года наступило? (Наступила зима.)
  • Что лежит кругом? (Кругом лежит снег.)
  • Что на реке? (На реке лед.)
  • Что на улице? Почему холодно? (На улице мороз.)
  • Как одеваются дети? Почему? ( Дети одеты тепло, потому что на улице холодно)
  • Какое все вокруг? (Все вокруг белое.)
  • Что делают дети? (Дети катаются на санках., на лыжах, на коньках)

После этого повторите рассказ сами: «Наступила зима. Кругом лежит снег. На реке лед. На улице мороз. Дети одеты тепло. Все вокруг белое. Дети катаются на санках, на лыжах, на коньках».  Попросите ребенка рассказать о зиме самостоятельно
4. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.   Игра « Назови ласково»   

Зима- зимушка, мороз – морозец, лед- ледок, холод- холодок, снег- снежок, снежинка- снежиночка, елка- елочка, санки- саночки, горка- горочка, снеговик – снеговичек , ком- комочек )

5. Слоговая структура слова. Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги  ( лы-жи ,ел-ка, сан-ки, гор-ка, конь-ки,  лед, мо-роз ,ме-тель, ком-ки, зи-ма, снег, суг-роб )  

6. Согласование сущ. с числит.  Игра « Сосчитай до пяти»    ( снежинка, горка, сосулька ,елка, снеговик)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

7.  « Закончи предложения»  Падает белый  пушистый…. , вся река покрылась…., ребята слепили…., на окнах мороз нарисовал …..

8. Игра « Что лишнее»

 Лыжи,сани,коньки,велосипед.

Снег,лёд,метель,дождь.

Шуба,шапка,шарф,сарафан.

Снеговик,ёлка,снегурочка,цветок.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      9.Разрезные картинки « Зима. Зимние забавы»

10. Дыхательное упражнение « Снежки»  ( выработка направленной воздушной струи   )                   Дать ребенку кусочек ваты , предложить положить его на ладонь. « Сделай вдох и подуй на « снежок» не раздувая щек, вытянув губы трубочкой»

 11. Пальчиковая гимнастика «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,                       Загибать пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.                        идем по столу указательным и средним пальцами
Бабу снежную лепили.                                Имитировать лепку комков
Птичек крошками кормили,                         Крошить хлебушек всеми пальчиками
С горки мы потом катались.        Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу валялись.                            Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли,                            Отряхивать ладошки
Съели суп и спать легли                   Производить движения воображаемой            ложкой,положить руки

    

Лексическая тема : «Новогодний   праздник »  

1. Артикуляционная  гимнастика

2. Развитие связной речи .  Побеседуйте с детьми какой праздник приближается. Задайте вопросы  детям:    Кто приходит к детям на Новый год?   Что приносит Дед  Мороз?

 Что украшают к новогоднему празднику в каждом доме?

 Елка какая? (красивая, зеленая, нарядная, высокая, пушистая, колючая)

 Что висит на елке?      Игрушки какие? (блестящие, разноцветные, красивые)

Как дети встречают новогодний праздник? (шумно, весело, радостно, интересно)

В какие костюмы дети наряжаются? (снежинок, елочек, медведей, зайчиков)

3. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.   Игра « Назови ласково»   

(Елка-елочка ,  костюм  - …, подарок -…, конфета -…,   игрушка -…,    хлопушка -…,  шар - …, фонарь -…)                                                                                                                                                                 4. Слоговая структура слова. Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги  (  ел-ка,  по-да-рок,  иг-руш-ки,  хло-пуш-ка, сне-гу-роч-ка,  дед  мо-роз, кон-фе-ты )  

5. Согласование сущ. с числит.  Игра « Сосчитай до пяти»    ( один подарок-…. пять подарков , одна снегурочка -…., одна хлопушка-…., один дед мороз-…,  одна елочка -… , один шарик-…)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

6.  « Закончи  предложения»  Мы нарядили новогоднюю ..,  под елкой мы нашли много …,  дети водят вокруг  елки…, на елке висят разноцветные …

7. Игра « Один-много» (  снегурочка -…, шарик -…, хлопушка -…, елка- …, дед  мороз -…, подарок -…, хоровод -…, гирлянда -…., конфета -…)

8. Игра «Что висит на елке?»

Дети  говорят «Да!», если согласны с ответом. Если не согласны « Нет»

Что висит на елке?

- Блестящие шишки  ?    Картонные мишки ?     Тетрадки и  книжки ?    Яркие игрушки ?  Бусы и хлопушки ?  Тарелки и кружки ?   Разные зверушки?  Стеклянная пчелка?   Старая метелка ?  Разноцветные шары?  Мошки  и комары ?    Много яркой мишуры ?

 9.  Дыхательное упражнение « Подуй на снежинку»    ( Положить снежинку на ладонь  и  подуть на снежинку , вытянув губы трубочкой , не раздувая щек)  

10. Развитие фонематического слуха  Дети хлопают в ладоши , если услышат слово, которое начинается с гласного звука « и»      Астра, искра , ослик,  Ира, утка,  иголка,  аист  , Оля, Игорь, Аня, ириска, улитка, ананас, икра                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

11. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

Перед нами елочка:

 пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, — верхушка «елочки».

Шишечки, иголочки,

 «шишечки» — сжатые кулачки и «иголочки» — растопыренные пальцы.

Шарики, фонарики,

 «шарики»: ладошка — «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.

Зайчики и свечки,

 «зайчики» — кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» — сложенные ладони со сведенными пальцами.

Звезды, человечки.

 «звезды» — сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечки» положение «ушки» вниз (изобразить идущих человечков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе

В методической разработке  обобщен опыт по организации взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с нарушением речевого разв...

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя 2 младшей группы

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя 2 младшей группы...

тетрадь Взаимодействие логопеда с воспитателем

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя в подготовительной группе...

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя...

Тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателем (пример)

Для наглядности представлены два варианта оформления тетради...

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя старшей группы.

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя...