Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта".
методическая разработка по логопедии на тему
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт" | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповые задания
Тема: «Транспорт. Виды транспорта..»
ЛЕКСИКА
Старшая группа
Существительные: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электровоз, поезд, карета «скорой помощи», полицейская машина, пожарная машина, самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, собаки, осёл, верблюд, сани, телега, карета, упряжка.
Глаголы: едет, мчится, бежит, несётся, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, пристаёт, причаливает, поворачивает, останавливается, ждёт, выходит, поливает, убирает, тормозит, сигналит, заводит.
Прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, гужевой, наземный, подземный, почтовый, багажный, скорый, санитарный, военный, моторная, подводная, служебная, строительная.
Подготовительная группа.
Существительные: транспорт, машина, поезд, катер, судно, паровоз, машинист, пешеход, самолёт, вертолёт, аэроплан, велосипед, автомобиль, грузовик, самосвал, трамвай, метро, ракета, машина «скорой помощи», яхта, тепловоз, аэропорт, причал, автостанция, вокзал, телега, светофор.
Глаголы: ехать, лететь, плыть, кататься, передвигаться, мчаться, сигналить, перевозить, наезжать, загружаться, причаливать.
Прилагательные: классификация по месту передвижения: водный, воздушный, наземный, подземный, городской, железнодорожный.
• Кто чем управляет?
Автобусом управляет (водитель); грузовиком управляет (шофёр); поездом управляет (машинист); вертолётом управляет (вертолётчик); самолётом управляет (лётчик); кораблём управляет ( капитан); мотоциклом управляет (мотоциклист); велосипедом управляет (велосипедист); ракетой управляет (космонавт).
• Четвёртый лишний
Автобус, трамвай, самолёт, автомобиль.
Катер, лодка, мотоцикл, пароход.
Троллейбус, велосипед, метро, трамвай.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Старшая группа
• Один — много
Автобус — автобусы — много автобусов.
Грузовик — грузовики — много грузовиков.
Поезд — поезда — много поездов.
Машина — машины — много машин.
Электричка — электрички — много электричек.
Колесо — колеса — много колес.
Самолёт — самолёты — много самолётов.
Пилот — пилоты — много пилотов.
Троллейбус — троллейбусы — много троллейбусов.
Корабль — корабли — много кораблей.
Игра «Кто чем управляет?»
Цели: активизировать словарный запас по теме, совершенствовать грамматический строй речи (употребление творительного падежа существительных в единственном числе).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения.
Машинист управляет...
Водитель управляет...
Капитан управляет...
Велосипедист управляет...
Пилот управляет...
Мотоциклист управляет...
• Образуй новое слово с помощью приставок в-, пере-, за-, под-, на-
Ехать — въехать, переехать, заехать, подъехать, наехать. Лететь, плыть.
Подготовительная группа
• Сосчитай до десяти
Один воздушный лайнер, два воздушных лайнера, три воздушных лайнера,., десять воздушных лайнеров.
Аналогично со словосочетаниями: пассажирский самолёт, маленький ослик, железнодорожный состав.
• Я, ты, мы, вы, они
(Составь предложения.)
Я управляю воздушным судном, ты управляешь воздушным судном, мы управляем воздушным судном, вы управляете воздушным судном, они управляют воздушным судном.
Аналогично с предложениями: я плыву на красивой яхте, я веду легковой автомобиль, я скачу на лошади.
Развитие фонематических функций по лексической теме.
Игра «Расставь по гаражам»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям построить из кубиков два гаража. В одном из них будут слова, в которых два слога, во втором — слова, в которых три слога. Затем дети расставляют транспорт (картинки или игрушки) по соответствующим гаражам.
Игра «Назови звуки»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах — названиях транспорта.
Слова: трамвай, автобус, машина, мотоцикл, троллейбус, такси, самолѐт, катер.
Игра «Собери слово»
.
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно- пространственные представления, профилактика дисграфии.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем он задаѐт вопросы на ориентировку, например: «Назовите букву, которая находится справа от буквы м (слева от с, между буквами о и м и т. д.)».
Затем воспитатель называет только цифры, а дети должны соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось.
После чего дети выполняют полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).
Например:
5, 8, 1, 4, 2, 8 — машина
9, 3, 10, 6, 8— лодка
1, 4, 2, 8 — шина
Если ребѐнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребѐнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ.
Игра «Исправь ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный
запас.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям исправить предложения.
Пилот ловко управляет своим теплоходом.
За штурвалом самолѐта профессиональный водитель.
Машинист ведѐт грузовик на погрузку.
Поезд приближался к станции, и капитан замедлил его ход.
Игра «Четвѐртый лишний»
Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.
Например:
Самолѐт, машина, поезд, машинист. —Лишнее слово «машинист», потому что оно называет профессию, а остальные слова — названия транспорта.
Трамвай, автобус, самолѐт, троллейбус. — Лишнее слове «самолѐт», потому что оно называет воздушный вид транспорта, а остальные — называют наземный.
Игра «Сколько машин нарисовано на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, учить согласовывать числительные с существительными.
ХОД игры. Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько машин нарисовано на картинке. Ребѐнок считает: «Одна машина, две машины....»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"...
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями. Лексическая тема "Новый год"
Лексическая тема "Новый год"...
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема:"Знакомство с творчеством С.Я.Маршака".
Знакомство с творчеством С.Я.Маршака. ...
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Семья.День матери".
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Семья.День матери"....
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Зима. Зимующие птицы".
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Зима. Зимующие птицы"....
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Космос".
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Космос"....
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Наша Родина - Россия. Москва – столица»
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Наша Родина - Россия. Москва – столица»...