Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта".
методическая разработка по логопедии на тему

Кузьмичева Ирина Александровна

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповые задания

Тема: «Транспорт. Виды транспорта..»

ЛЕКСИКА

Старшая группа

Существительные: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электровоз, поезд, карета «скорой помощи», полицейская машина, пожарная машина, самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, собаки, осёл, верблюд, сани, телега, карета, упряжка.

Глаголы:  едет, мчится, бежит, несётся, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, пристаёт, причаливает, поворачивает, останавливается, ждёт, выходит, поливает, убирает, тормозит, сигналит, заводит.

Прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, гужевой, наземный, подземный, почтовый, багажный, скорый, санитарный, военный, моторная, подводная, служебная, строительная.

Подготовительная группа.

Существительные: транспорт, машина, поезд, катер, судно, паровоз, машинист, пешеход, самолёт, вертолёт, аэроплан, велосипед, автомобиль, грузовик, самосвал, трамвай, метро, ракета, машина «скорой помощи», яхта, тепловоз, аэропорт, причал, автостанция, вокзал, телега, светофор.

Глаголы: ехать, лететь, плыть, кататься, передвигаться, мчаться, сигналить, перевозить, наезжать, загружаться, причаливать.

Прилагательные: классификация по месту передвижения: водный, воздушный, наземный, подземный, городской, железнодорожный.

• Кто чем управляет?

Автобусом управляет (водитель); грузовиком управляет (шофёр); поездом управляет (машинист); вертолётом управляет (вертолётчик); самолётом управляет (лётчик); кораблём управляет ( капитан); мотоциклом управляет (мотоциклист); велосипедом управляет (велосипедист); ракетой управляет (космонавт).

• Четвёртый лишний

Автобус, трамвай, самолёт, автомобиль.

Катер, лодка, мотоцикл, пароход.

Троллейбус, велосипед, метро, трамвай.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Старшая группа        

• Один — много

Автобус — автобусы — много автобусов.

Грузовик — грузовики — много грузовиков.

Поезд — поезда — много поездов.

Машина — машины — много машин.

Электричка — электрички — много электричек.

Колесо — колеса — много колес.

Самолёт — самолёты — много самолётов.

Пилот — пилоты — много пилотов.

Троллейбус — троллейбусы — много троллейбусов.

Корабль — корабли — много кораблей.

Игра «Кто чем управляет?»

Цели: активизировать словарный запас по теме, совершенствовать грамматический строй речи (употребление творительного падежа существительных в единственном числе).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения.

Машинист управляет...

Водитель управляет...

Капитан управляет...

Велосипедист управляет...

Пилот управляет...

Мотоциклист управляет...

• Образуй новое слово с помощью приставок в-, пере-, за-, под-, на-

Ехать — въехать, переехать, заехать, подъехать, наехать. Лететь, плыть.

Подготовительная группа

• Сосчитай до десяти

Один воздушный лайнер, два воздушных лайнера, три воздушных лайнера,., десять воздушных лайнеров.

Аналогично со словосочетаниями: пассажирский самолёт, маленький ослик, железнодорожный состав.

• Я, ты, мы, вы, они

(Составь предложения.)

Я управляю воздушным судном, ты управляешь воздушным судном, мы управляем воздушным судном, вы управляете воздушным судном, они управляют воздушным судном.

Аналогично с предложениями: я плыву на красивой яхте, я веду легковой автомобиль, я скачу на лошади.

Развитие фонематических функций по лексической теме.

Игра «Расставь по гаражам»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям построить из кубиков два гаража. В одном из них будут слова, в которых два слога, во втором — слова, в которых три слога. Затем дети расставляют транспорт (картинки или игрушки) по соответствующим гаражам.

Игра «Назови звуки»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах — названиях транспорта.

Слова: трамвай, автобус, машина, мотоцикл, троллейбус, такси, самолѐт, катер.

Игра «Собери слово»

.

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно- пространственные представления, профилактика дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем он задаѐт вопросы на ориентировку, например: «Назовите букву, которая находится справа от буквы м (слева от с, между буквами о и м и т. д.)».

Затем воспитатель называет только цифры, а дети должны соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось.

После чего дети выполняют полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).

Например:

5, 8, 1, 4, 2, 8 — машина

9, 3, 10, 6, 8— лодка

1, 4, 2, 8 — шина

Если ребѐнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребѐнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ.

Игра «Исправь ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный

запас.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям исправить предложения.

Пилот ловко управляет своим теплоходом.

За штурвалом самолѐта профессиональный водитель.

Машинист ведѐт грузовик на погрузку.

Поезд приближался к станции, и капитан замедлил его ход.

Игра «Четвѐртый лишний»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.

Например:

Самолѐт, машина, поезд, машинист. —Лишнее слово «машинист», потому что оно называет профессию, а остальные слова — названия транспорта.

Трамвай, автобус, самолѐт, троллейбус. — Лишнее слове «самолѐт», потому что оно называет воздушный вид транспорта, а остальные — называют наземный.

Игра «Сколько машин нарисовано на картинке?»

Цели: развивать зрительное внимание, учить согласовывать числительные с существительными.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько машин нарисовано на картинке. Ребѐнок считает: «Одна машина, две машины....»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"...

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Семья.День матери".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Семья.День матери"....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Зима. Зимующие птицы".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Зима. Зимующие птицы"....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Космос".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Космос"....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Наша Родина - Россия. Москва – столица»

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема:  «Наша Родина - Россия. Москва – столица»...