Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кузьмичева Ирина Александровна

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_ogorod.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Овощи. Огород

Лексика

Существительные: овощи, огород, грядка, огородник, труженик, земледелец, рассада, семена, дачник, колхозник, теплица, урожай, капуста, свёкла, баклажан, огурец, кабачок, тыква, морковь, чеснок, репа, редька, минералы, витамины, удобрение, инвентарь, куст, помидор (томат), картофель, патиссон, зелень, петрушка, укроп, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, земля, посадка, полив.

Глаголы: работать, сажать, удобрять, поливать, выращивать, копать, рыхлить, полоть, вырывать, собирать, срывать, выкапывать, выдёргивать, выпалывать, заготавливать, консервировать, сушить, варить, наслаждаться, сеять, рыхлить, зреть, поспевать, брызгать, срезать, мыть, натирать, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, мариновать.

Прилагательные: мелкий, крупный, посевной, огородный, хрустящий, рассыпчатый, зелёный, зрелый, чёрно-синий, пузатый, высокий, колючий, червивый, съеденный, красный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, маринованный, консервированный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной.

Наречия: мелко, крупно, давно, глупо, быстро, медленно, охотно.

Грамматический строй речи.

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование уменьшительной формы существительных).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом.

Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называя какой-либо овощ. Ребѐнок ловит мяч и называет овощ «ласково».

Капуста – капусточка

Морковь – морковочка

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик

Картошка – картошечка

Лук – лучок

Чеснок – чесночок

Баклажан – баклажанчик

Укроп - укропчик

Игра «Овощной магазин»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование множественного числа родительного падежа существительных).

Ход игры. Воспитатель — продавец, перед ним разложены муляжи или картинки с изображением овощей. Дети — покупатели, они выбирают, какой овощ хотят «купить», и произносят его название со словом много.

Например:

Я хочу купить помидор ,помидоры, много помидоров.

Я хочу купить огурец, огурцы, много огурцов.

Я хочу купить баклажан, баклажаны, много баклажанов.

Я хочу купить перец, перцы, много перцев.

Игра «Поварята»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей, говорит им, что сейчас дети будут поварятами, и предлагает «приготовить» блюда из этих овощей.

Например:

Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.

Какой сок получится из томатов? — ...

Какие котлеты получатся из капусты? — ...

Какой салат получится из огурцов? — ...

Какие котлеты получатся из моркови? — ...

Какой сок получится из свѐклы? — ...

Какой суп получится из лука? — ...

Какое рагу получится из овощей? — ...

Какая икра получится из кабачков? — ...

Какая каша получится из тыквы? — ...

Игра «Сосчитай до шести»

(С выделением голосом)

Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидоры, пять помидоров,

шесть помидоров.

(Огурец, кабачок, баклажан, тыква, горошина, перец).

 Скажи какой или какая?

Морковь (какая?) – сочная, вкусная, оранжевая.

Огурец (какой?) – зеленый, маленький, сочный.

Помидор (какой?) – красный спелый, мясистый , сочный.

Картофель (какой?) – крупный, рассыпчатый, вкусный.

Фонематические функции.

Старшая группа. Знакомство со звуком и буквой У.  Выделение звука на фоне других звуков. Определение места звука в слове.

Игра «Собери овощи»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой У и предлагает детям положить в нее только те овощи (муляжи), в названии которых есть звук [у].

Слова: картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свѐкла, чеснок, петрушка, редька.

 Подготовительная группа.  Знакомство со звуком и буквой Й.  Выделение звука на фоне других звуков. Определение места звука в слове.

Игра «Собери овощи»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой К и предлагает детям положить в нее только те овощи (муляжи), в названии которых есть звук [к].

Слова: картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свѐкла, чеснок, петрушка, редька.

Игра «Весѐлые звуки»

Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением Буратино и с изображениями лука, тыквы, укропа и салата и предлагает детям помочь Буратино назвать, что изображено на картинках, и выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребѐнок выкладывает схемы на ковролинографе, остальные работают с раздаточным материалом за столами.

Слова: лук, тыква, укроп, салат.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Игра-шутка «Про овощи»

Цели: развивать слуховое внимание, речевой слух.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает постараться отгадать, из названий каких овощей состоят сказочные овощи, которые взошли на огороде.

Жил один садовод,

Он развѐл огород,

Подготовил старательно грядки.

Он принѐс чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена —

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал,

Их берѐг от холодной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвѐкла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли,

Но решить не могли,

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам,

То ли парить их нам?

Ну и съели их просто сырыми!

Н. Кончаловская

Развитие связной речи.

Старшая группа.

Игра «Загадай-ка»

Цели: развивать связную речь, умение составлять рассказы-описания; расширять словарь прилагательных; развивать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже).

Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки по опорной схеме.

Например:

Он овальный, зелѐный, твѐрдый, сочный, хрустящий... (огурец).

Текст для пересказа

КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК

Щипал Телѐнок травку возле забора. Подошѐл к немуПетушок и принялся рядом зѐрнышки в траве искать. Вдруг он увидел капустный листок.

— Ко! — удивился Петушок и клюнул его.

Не понравился ему листок. Решил он Телѐнку предложить попробовать и говорит:

— Ко!

А Телѐнок не понял, в чѐм дело, и спрашивает:

— Му-у?

— Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок.

— Му-у? — не понимает Телѐнок.

Так стоят они около капустного листка и разговаривают:

— Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет:

— Ме-е-е! Мне-е!

                                                                   Л. Яхнин

Вопросы:

1.Что нашѐл Петушок в траве?

2.Понравилсяли ему капустный листок?

3. Кому Петушок предложил листок капусты?

4. Попробовалли его Телѐнок? Почему?

5.Что сказала Коза?

Закончи предложение.

Начало предложения и вопрос проговаривает взрослый.

Земледельцы собирают (что?)….урожай.

Земледельцы собирали в поле много (чего?)….урожая.

Земледельцы рады богатому (чему?)……урожаю.

Земледельцы делятся богатым (чем?)……урожаем.

В следующем году земледельцы мечтают (о чем?)…..о богатом урожае.

Расскажи об овоще по плану.

1. Назови овощ.

2. Какой он формы?

3. Какой по размеру?

4. Какого цвета?

5. Какой он на ощупь?

6. Какой он на вкус?

7. Где его выращивают?

Отгадай загадки и выучи понравившуюся.

Есть загадка для ребят,

 Про меня так говорят:

 Что я старый дед,

 Во сто шуб одет.

 Что все плачут от меня,

 Что сердитый очень я. (ЛУК)

.Большая, как маленький слон,

 На грядке она- чемпион. (ТЫКВА)

Он зеленый, презеленый,

 Просто-загляденье!

 Он и свежий и соленый,

 Просто-объеденье!(ОГУРЕЦ)

Она важней всех овощей,

 Для винегретов и для борщей,(СВЕКЛА)

Она растет на грядке,

 Чтобы разбегались все микробы,

 -Ты, простыл, голубчик?

 -Съешь, хотя бы зубчик! (ЧЕСНОК)

Фиолетовое брюшко

 С тонким хвостиком макушка,

 Поколдуют повара,

 И получится икра(БАКЛАЖАНЫ)

Любят девчонки, любят мальчишки,

 Желтые зернышки на кочерыжке,

 И это лакомство, солью натертое,

 Съем, хоть на третье, хоть на четвертое. (Кукуруза)

Красный, маленький стручок,

 Обжигает язычок,

 Больше пробовать не буду,

 Я уже не дурачок. (перец)

Любопытный, красный нос,

 По макушку в землю врос,

 Лишь торчат на грядке,

 Зеленые пятки.(Морковь)

На плетне зеленый крюк,

 На плетне висит сундук,

 В сундуке пять ребят,

 Смирно, рядышком сидят.

 Вдруг раскрылся сундук,

 Все рассыпались вокруг.(Горох)

.Был зеленый плод-

 Не просился в рот,

 Положили в лежку,

 Он сменил одежку,

 Красную надел,

 Для еды поспел. (Помидор)

В огороде вырастаю,

 А когда я созреваю,

 Варят из меня томат,

 В щи кладут и так едят.(Помидор)

Круглая, да не мяч, желтая, да не масло,

 С хвостиком, да не мышь.(Репка)

 И зелен и густ, на грядке вырос куст,

 Покапай немножко, под кустом…(Картошка)

Подготовительная группа

•        Вставь пропущенный предлог

Дачники убирают огородный инвентарь (куда?) ... сарай (в). Мама взяла тяпку и пошла (куда?) ... грядку, чтобы прополоть лук (на). Бабочки летают (где?) ... грядками капусты (над). Колорадские жуки прячутся (где?) ... листьями (под). Пчела слетела (откуда?) ... куста, напившись нектара (где?) ... цветке (с, в). Картофельный куст вырастает (из чего?) ... маленького клубня (из).  

• Послушай и перескажи русскую народную сказку «Мужик и медведь»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:

—        Мужик, я тебя сломаю.

—        Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

—        Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушёл в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью ко¬пать репу. А медведь из дубравы вылезает:

—        Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

—        Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повёз в город прода¬вать. Навстречу ему медведь:

—        Мужик, куда ты едешь?

—        Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

—        Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел — заревел.

—        Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь.

Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

—        Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит:

—        Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и

увёз домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Вопросы по содержанию сказки

1.        Что посеял мужик?

2.        Почему ему пришлось делиться с медведем?

3.        Когда мужик собрал урожай репы?

4.        Как он разделил урожай? Почему?

5.        Почему рассердился медведь на мужика?

6.        Что посеял на следующий год мужик?

7.        Как поступил медведь?

8.        Кто выиграл в этот раз? Почему?

9.        Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

Развитие общей и мелкой моторики. 

Координация речи с движением «Веселье»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать

творческое воображение.

На весѐлом огороде                                     (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Лук, и редька, и чеснок,

Закружились в хороводе                            

Влево, вправо — скок-поскок!

И капуста не дремала —                       (Ставят руки на пояс, кружатся вокруг себя.)

Пела песни и плясала;

И включился в дружный хор                    (Надувают щѐки ивыставляют ножки)

Тугощѐкий, алый-алый,

Разудалый помидор.

— Ведь и я не тугоухий! —

Засмеялся бурачок.

И с морковкой-хохотухой                      (Кружатся парами.)

Пляшет танец «Крыжачок».

Е. Благинина

Пальчиковая гимнастика.

У Лариски - две редиски»

У Лариски –

Две редиски.

У Алешки –

Две картошки.

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики  из кулачка, начиная с большого,  на одной, а затем на другой руке)

Капуста

 Мы капусту рубим, мы капусту рубим.

 Мы морковку трем, мы морковку трем.

 Мы капусту солим, мы капусту солим.

 Мы капусту жмем, мы капусту жмем.

(Выполнять соответствующие движения)

Овощи

 Собираем мы в лукошко

 И морковку, и картошку.

 Огурцы, фасоль, горох-

 Урожай у нас не плох.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок).