Консультация для воспитателей "Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста".
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Романова Елена Валерьевна

Консультация представляет этапы работы, практическийи игровой материал для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста»

(Картотека игр по развитию фонематического восприятия)

Учитель-логопед: Романова Е.В.


Ребёнка окружает множество звуков: щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание водыи т.д. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Фонематическое восприятие, это способность ребенка выделять и различать звуки родного языка. Фонематическое восприятие формируется с шести месяцев.

При нормальном психоречевом развитии к трем годам ребенок различает все звуки родного языка. После трех лет у ребенка развивает навык слухового контроля над собственным произношением. Если фонематическое восприятие к трем годам не сформировано, то в последующем можно наблюдать значительные трудности при формировании правильного звукопроизношения; в понимании речи окружающих, а, следовательно, в развитии пассивного и активного словаря.

Поэтому педагогам младших групп необходимо постоянно проводить коррекционную работу на развитие слухового восприятия, через различение неречевых звуков, имитаций звукоподражаний при помощи игровых упражнений на различение одинаковых слов, звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса.

Этапы работы:

I. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Звуки природы»

Цель. Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям аудиозапись различных звуков природы: журчание воды, щебетание птиц, шум ветра, шум дождя, жужжание пчелы и т.д. Дети должны различить и назвать правильно звуки природы.

Игра «Шумовые коробочки»

Цель. Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Ход игры: Воспитатель наполняет коробочки разными предметами: скрепками, крышками, спичками, косточками, крупой и т.д. Дети должны найти одинаковую по звучанию парную коробочку.

Игра «Внимательные ушки»

Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, листок бумаги, чайную ложку.

Ход: Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан, помешивает ложкой в стакане с водой, сминает бумагу, постукивает пальцами по столу.  Дети слушают, угадывают по звуку что он делает и называют действие.

Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит – гуляйте, а когда стучит – прячьтесь в домик».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Ход: Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

Игра «Угадай, на чем играю»

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик, дудочку.

Ход игры: Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

II. Различение одинаковых слов, звуков по высоте, силе и тембру.

Игра «Угадай, кто позвал»

Цель. Различение слов по тембральной окраске.

Ход игры: Дети идут по кругу. Водящий находится в середине круга с закрытыми глазами. Он должен узнать по голосу, кто его позвал и назвать имя этого ребенка.

«Ваня, ты сейчас в лесу,

Мы кричим тебе: «Ау»

Ну-ка, слушай, не зевай,

Кто позвал тебя, узнай!»

Игра «Часы»

Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так»; как бьют часы: «Бом-бом». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак…».

– Давайте заведём большие часы. Идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (дети повторяют соответствующее звукосочетание три раза).

– Теперь заведём маленькие часы. Часы идут и тихо поют. Часы очень тихо бьют.

Игра «Колокольчик»

Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь».

Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дын-дын-дын».

Воспитатель предлагает «позвенеть» сначала девочкам, затем мальчикам.

Игра «Большие и маленькие машины»

Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие машины. Они встают друг против друга.

Воспитатель. Когда едут большие машины, колёса их громко шуршат: «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бып-бып-бып».

Маленькие машины едут тихо и колёса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетания два-три раза).

Игра «Забей гвоздик молоточком»

Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук».

Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).

Воспитатель. Давайте забьём гвоздь большим молотком.

Теперь забьём маленький гвоздик маленьким молоточком.

Закройте глаза и послушайте, какой  молоток стучит (Воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Игра «Идут животные»

Воспитатель делит детей на 4 группы – это слоны, медведи, поросята и ёжики.

Воспитатель. Идут слоны, они топают очень громко: «Топ-топ-топ».

– Идут медведи, они топают потише.

– Идут поросята, они топают ёще тише.

– Идут ёжики, они топают очень тихо.

– Пошли слоны (дети ходят по группе, топают и произносят звукосочетания то громко, то тихо).

Игра «Кукушка и дудочка»

Воспитатель. В лесу живёт птица – кукушка. Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Однажды дети пришли в лес собирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли дудочки: «Ду-ду-ду-ду».

Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Даёт разные команды то кукушкам, то дудочкам (дети повторяют звукосочетания).

Игра «Комары»

Воспитатель делит детей на две группы: одни изображают комаров, другие – гуляющих детей. Большие комары громко звенят: «З-з-з-з-з», бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в домике. Потом участники игры меняются ролями.

Маленькие комары тихо звенят: «Зь-зь-зь» и бегут за ребятами.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям, домашних животных: корову, собаку, козу, кошку, лошадь, ослика, свинью, утку.

Ход: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!  Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!  Снеслась в кустах.

Мур-муррр!  Пугаю кур.

Ам-ам!  Кто там?

Кря-кря-кря!  Завтра дождь с утра!

Му-му-у!  Молока кому?

Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.

 Рассказ «Песня-песенка»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

- Ты спой, Мурка!

- Мяу, мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула утка.

- И ты. Мишка!

- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой!

- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.

- А ты, кукла, что споешь?

- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста

В статье описаны особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста и даны рекомендации по развитию фонематического восприятия....

Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста (перспективное планирование)

Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста в процессе игр и упражнений...

Педагогическая статья на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста через систему дидактических игр и игровых приёмов».

    Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.  Полноценная речь ребенка являетс...

Педагогическая статья на тему: «Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста»

В статье мы рассмотрим особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста, будут даны рекомендации по развитию фонематического восприятия....

Игры для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста

 В процессе развития речи в младшем дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию фонематического восприятия детей. Предложенные игры помогут в этом как педагогам, та...