Конспект подгруппового занятия по формированию фонетико-фонематических представлений "Приключения Ветерка"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бутина Валерия Львовна

Данное занятие является этапом формирования фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы. Оно позволяет первоначально закрепить звук Ш с целью автоматизации его в дальнейшем в составе слогов и слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priklyucheniya_veterka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

Пояснительная записка

Данное занятие является этапом формирования фонетико – фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы. Оно позволяет первоначально закрепить звук Ш с целью автоматизации его в дальнейшем в составе слогов и слов.

Методическая тема занятия: «Формирование представлений детей о звуке Ш».

Тема занятия, называемая детям «Приключения Ветерка».

Место занятия в образовательной программе логопедической работы и форма проведения: подгрупповое логопедическое занятие по формированию фонетико – фонематических представлений.

Цель: первоначальное закрепление звука Ш.

Задачи:

1. Создание психологической готовности к вызыванию звука речи, которая включает:

наличие мотивации, интереса к логопедическим занятиям;

способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций;

определенный уровень сформированности слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

2. Создание артикуляторной готовности к вызыванию звука речи, которая включает:

представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции;

воспроизведение и удержание в течение 5-7 секунд характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции.

3. Создание фонематической готовности к вызыванию звука речи, которая включает:

способность выделять на слух вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции.

Оборудование:

Демонстрационный материал

Демонстрационные карточки к проведению артикуляционной гимнастики для звуков Ш, Ж.

Раздаточный материал

Наборы картинок: шапка, щетка, сумка, автобус, шишка; мыши, бабочка, санки, бусы, шкаф; шашки, сапоги, ящик, самокат, шиповник; самолет, кошка, мяч, осы, шуба. 

Листы бумаги, наборы разноцветных карандашей, фишки.

Предварительная работа.

1. Выполнение упражнений для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти (I блок, II блок) по методике Ткаченко Т. А.

2. Выполнение упражнений по выделению на слух вызываемого звука речи из ряда прочих звуков, слогов и слов.

3. Выполнение артикуляционных упражнений (III блок для звуков ш, ж) по методике Ткаченко Т. А. «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Парус», «Маляр», «Грибок», «Качели», «Дудочка».

4. Выполнение упражнений для кистей рук (I блок) по методике Косиновой Е. М. «Блины», «Пароход», «Флажки», «Стол», «Труба».

5. Инсценировка начала сказки «Ветерок и Дракон» по методике Ткаченко Т. А.

Предполагаемые (планируемые) результаты, достигнутые на логопедическом занятии.

Дети проявляют интерес к логопедическому занятию; способны к воспринимать ступенчатые словесные инструкции.

Дети имеют представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции; способны воспроизводить и удерживать в течение 5-7 секунд характерную для вызываемого звука позицию органов артикуляции; способны изолированно произносить звук Ш.

Дети способны выделять на слух вызываемый звук из ряда звуков, слогов и слов.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Дети стоят около столов.

Психолог. Слушайте меня внимательно и выполняйте упражнения:

- правой рукой коснитесь правого плеча;

- правую ногу отведите в сторону, а левую руку поднимите вверх;

- левой ладонью прикройте правый глаз;

- правой ладонью прикройте левое ухо;

- левую руку поднимите вверх, правую на пояс.

Дети выполняют словесные инструкции взрослого после однократного прослушивания (без показа).

Логопед. А сейчас на свое место может сесть тот, кто назовет два (один, три) гласных звука.

Дети садятся на свои места.

Логопед. Вы хотите научиться правильно, красиво говорить? Запомните, для этого необходимо выполнять задания, специальные упражнения — упражнения для губ и языка. Если вы будете стараться, то обязательно научитесь правильно говорить!

Актуализация имеющихся знаний у детей

Логопед. Назовите два (одно, три) упражнения для губ и языка, которые вы знаете.

Дети называют артикуляционные упражнения, которые выполняли на предыдущих занятиях.

Логопед. А сейчас мы все вместе выполним эти упражнения, а помогут нам в этом картинки.

Дети по демонстрационным картинкам выполняют комплекс артикуляционных упражнений для звуков Ш, Ж «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Парус», «Маляр», «Грибок», «Качели», «Дудочка».

Одновременно с упражнением «Лопаточка» дети выполняют упражнение для кистей рук «Блины» (попеременно касаются поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью). Одновременно с упражнением «Парус» - упражнение для кистей рук «Пароход». Одновременно с упражнением «Качели» - упражнение для кистей рук «Флажки». Одновременно с упражнением «Грибок» - упражнение для кистей рук «Стол». Одновременно с упражнением «Дудочка» - упражнение для кистей рук «Труба».

Сообщение темы занятия

Логопед. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш. А поможет нам в этом сказочная история.

«Ветерок и Дракон». Объяснение артикуляции звука Ш с помощью сказочной истории.

Логопед. В одной сказочной стране жил – был гордый Ветерок. Больше всего на свете он любил свободу. Летал Ветерок, где хотел, никого не боялся и никому не подчинялся!

Дети по просьбе взрослого дуют на полоску бумаги, изображая Ветерок.

Логопед. Узнал об этом правитель страны злой Дракон, разозлился и запер Ветерка в своей огромной пасти, будто в темной и сырой пещере.

Дети открывают рты и рассматривают их в зеркала.

Логопед. Выбраться из плена Ветерку было очень трудно.

Дети закрывают рты, зубы и губы сомкнуты.

Логопед. Охраняли пленника Губы.

Дети вместе со взрослым вытягивают губы вперед, затем размыкают и смыкают их.

Логопед. Охраняли пленника Зубы.

Дети вместе со взрослым обнажают зубы и стучат ими.

Логопед. Охранял пленника Язык.

Дети вместе со взрослым высовывают язык и покачивают им из стороны в сторону.

Логопед. Грозные стражники пещеры Губы, Зубы и Язык не позволяли Ветерку выбраться на волю, не выпускали его. А Ветерок мечтал о свободе! Вот и стал он готовиться к побегу.

Дети закрывают рты, зубы и губы сомкнуты.

Логопед. Вокруг Ветерка темная и мрачная пещера.

Дети широко открывают рты.

Логопед. Язык, грозный стражник пещеры, не пропускает Ветерка к выходу. Язык прижимается своими боками к верхним Зубам, а передней частью поднимается вверх к потолку. Язык пытается преградить Ветерку дорогу.

Дети поднимают широкий язык к небу, но не касаются его. Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам.

Логопед. Еще чуть-чуть – и путь к свободе будет совсем закрыт! Ветерок прорывается в щель между поднятым Языком и потолком пещеры.

Дети дуют на широкий язык, поднятый к небу.

Логопед. Прорывается так быстро, что Зубы не успевают сомкнуться и закрыть ему выход. Между Зубами остается широкая щель. В нее и выскакивает радостный Ветерок.

Дети вытягивают губы вперед, размыкают зубы на расстояние в 4-5 мм. Отчетливо, длительно, многократно произносят звук Ш.

Логопед. Ветерок преодолел все преграды, перехитрил стражников и шипит от радости так сильно, что удивленные Губы вытягиваются вперед.

Дети приближают ладони ко рту, чувствуют струю теплого воздуха.

Анализ артикуляции звука Ш по плану:

- положение губ;

Логопед. Что делают наши губы, когда мы произносим звук Ш? Вытягиваются вперед или улыбаются?

Дети. Губы круглые, вытянуты вперед.

- положение зубов;

Логопед. Какое расстояние между зубами, когда мы произносим звук Ш? «Узкая» дорожка или «широкая»?

Дети. Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «широкая» дорожка.

- положение языка;

Логопед. Что делает наш язык, когда мы произносим звук Ш? Упирается в нижние зубы или поднимается вверх?

Дети. Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».

- характер воздушной струи;

Логопед. Воздушная струя теплая или холодная, когда мы произносим звук Ш?

Дети. Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ш_____. Воздушная струя теплая.

- участие голосовых связок;

Логопед. Что делает наше горлышко, когда мы произносим звук Ш?

Дети. Горлышко не гудит.

Характеристика звука (гласный — согласный).

Логопед. Звук Ш гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Произнесение звука Ш изолированно

Логопед. Широко открываем рот. Поднимаем широкий язык к небу, но не касаемся его. Боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам. Дуем на широкий язык, поднятый к небу. Вытягиваем губы вперед, произносим длительно Ш_______. Приближаем ладони ко рту, чувствуем струю теплого воздуха.

Дети широко открывают рты; поднимают широкий язык к небу, но не касаются его; боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам; дуют на широкий язык, поднятый к небу; вытягивают губы вперед, размыкают зубы на расстояние в 4-5 мм. Отчетливо, длительно, многократно произносят звук Ш; приближают ладони ко рту, чувствуют струю теплого воздуха.

Упражнения по выделению на слух вызываемого звука речи среди прочих звуков

«Фонарики»

Логопед. Я буду произносить разные звуки. Когда вы услышите звук Ш, «зажгите» фонарики.

Логопед произносит ряд звуков: ф, ш, ш, т, х, с, ш.

Дети выделяют на слух звук Ш из ряда других звуков и «зажигают» фонарики — разжимают и сжимают пальцы на обеих руках одновременно.

«Ловишки»

Логопед. Я буду произносить части слов — слоги. Если вы услышите звук Ш, хлопните в ладоши.

Логопед произносит ряд слогов: шка, фто, ах, ош, сма, шту, ще.

Дети хлопками выделяют на слух слоги со звуком Ш из ряда других слогов.

«Фишки»

Логопед. Я буду произносить разные слова. Если вы услышите слово со звуком Ш, положите на стол синюю фишку. Если в слове нет звука Ш, положите на стол оранжевую фишку.

Логопед произносит ряд слов: фонтан, шишка, насос, шкаф, хомяк, щетка, камыш.

Дети на столах выкладывают слева направо ряд фишек.

Самостоятельная практическая деятельность детей по выделению звука Ш из ряда слов

Игра «Отбери картинку»

Перед детьми на столах наборы картинок: шапка, щетка, сумка, автобус, шишка; мыши, бабочка, санки, бусы, шкаф; шашки, сапоги, ящик, самокат, шиповник; самолет, кошка, мяч, осы, шуба. 

Логопед предлагает каждому из детей показать названную им картинку.

Логопед. Отберите картинки, в названии которых есть звук Ш.

Дети раскладывают картинки в два ряда.

Логопед. Я сейчас медленно назову картинки, а вы скажите, все ли правильно выполнили задание.

Дети внимательно слушают логопеда и вместе проверяют выполненные задания.

Игра «Волшебные линеечки»

Перед детьми на столах листы бумаги и наборы цветных карандашей.

Психолог. Слушайте меня внимательно и выполняйте задание:

- в верхнем правом углу нарисуйте 2 красных мяча, а в левом нижнем углу – 3 желтых цветка.

После двукратного прослушивания дети выполняют инструкцию взрослого.

Психолог. Вы знаете, что в школе за каждую работу ставится оценка. Но у нас в детском саду оценки необычные. Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек. Сначала оценим, правильно ли Максим выполнил задание.

Психолог рисует линеечку «П» - «правильно».

Психолог. Если ошибок нет, я поставлю свою оценку здесь.

Психолог ставит крестик на самом верху линеечки.

Психолог. Если есть одна ошибка, я поставлю свою оценку здесь.

Психолог ставит крестик в верхней трети линеечки.

Психолог. Если в работе две ошибки, я поставлю оценку здесь.

Психолог ставит крестик в середине линеечки.

Психолог. Если только одна часть работы выполнена правильно, я поставлю оценку здесь.

Психолог ставит оценку в нижней трети линеечки.

Психолог. Если я считаю, что вся работа выполнена неправильно, я поставлю крестик в самом низу линеечки.

Дети вместе оценивают каждую работу.

Психолог. А теперь оценим, красиво ли Максим выполнил задание.

Психолог уточняет критерии выполнения задания, а затем дети оценивают каждую работу.

Логопед. Скажите, а это задание было для вас сегодня самым трудным или нет? Максим, какое задание было для тебя самым трудным?

Максим. «Фонарики».

Логопед. Когда мы играли в «Фонарики», ты ни разу не ошибся. А в игре «Отбери картинку», у тебя было несколько ошибок. Я считаю, что эта игра была для тебя сегодня самой трудной. Но в следующий раз, я уверена, у тебя все получится!

Логопед и психолог слушают ответы остальных детей и уточняют критерии собственной оценки работы детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию фонетико-фонематических представлений "Подарки для феи"

Данное занятие - контрольный этап проекта "Путешествие в Красный Замок", целью которого является формирование фонетико-фонематических представлений о гласных звуках у детей старшей группы. Д...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Конспект подгруппового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 - 6 лет) Тема: «В гости к нам пришёл мишка»

Конспект  подгруппового занятия   по коррекции  фонетико-фонематического  недоразвития  речи  у детей  дошкольного  возраста (5 - 6 лет)...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....

Подгрупповое занятие по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Цель: закрепление формирования артикуляционного уклада звука Р в самостоятельном произношении в словах, фразах, предложениях....

Подгруппового занятия по формированию Фонетико-фонематических процессов

Технологическая картаПодгруппового занятия по формированию Фонетико-фонематических процессовпо развитию речис детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»...