"Использование элементов кинезиологии в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"
методическая разработка по логопедии на тему

Ешенко Наталья Викторовна

"Использование элементов кинезиологии в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_kineziologii_v_rabote_s_detmi_.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование элементов кинезиологии в работе с детьми,

имеющими общее недоразвитие речи"

Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию детей в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Такие дети мало общительны, плохо адаптируются в окружающей среде  и  чтобы   помочь   этим  детям преодолеть  трудности в обучении, сохранить физическое и психическое здоровье, я задумалась над повышением эффективности коррекционной работы путем использования элементов кинезиологии на фронтальных занятиях. 

Кинезиологичческие  упражнения, которые  я использую, у  детей улучшают  мыслительную  деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению  запоминания, повышают  устойчивость внимания  и развивают межполушарное взаимодействие.  Помогают преодолеть синкинезии,  развить   артикуляционный праксис,  кинестетические  чувства,  устранить  дезадаптацию в процессе обучения. А также развивают скрытые способности ребенка, расширяют границы возможностей его мозга. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот. 

          С  помощью специальных  упражнений я  развиваю у детей:

-межполушарное взаимодействие

-синхронизацию работы полушарий

-мелкую моторику

-память, мышление, внимание и  речь.

На коррекционных занятиях снизилась утомляемость детей, повысилась  работоспособность, активизировались мыслительные  процессы, расширились  резервные возможности функционирования головного мозга.

К обязательным условиям для развития  речи, относятся:

  • зрительный, слуховой и тактильный гнозис;
  • сенсомоторные взаимодействия;
  • динамические процессы
  • дыхательные упражнения, массаж, релаксация, растяжки;
  • визуализация, интеллектуальные, мнестические, речевые, перекрестные движения;
  • программирование, самоконтроль, внимание,  коммуникативные навыки.  


Принципы построения занятия: 

  1. Принцип деятельности. Ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие (игра) - способ познания, переживания, сопричастности.
  2. Принцип креативности. Логопед провоцирует и поощряет творческую активность детей.
  3. Принцип одномоментного включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно-двигательных). Этот принцип обеспечивает прочность связей в коре головного мозга.
  4. Принцип доступности. Характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип комплексности.

Элементы кинезиологии включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов ДОУ. 

Схема взаимодействия участников коррекционного процесса. 

  • Инструктор по физической культуре проводит упражнения на мышечную релаксацию, развитие общей моторики и координации движений с использованием элементов кинезиологии. 
  • Логопед максимально корригирует  речевые нарушения с использованием элементов кинезиологии. 
  • Воспитатель контролирует за речь, развивает  моторику.
  • Музыкальный руководитель работает над темпоритмической стороной речи.
  • Педагог-психолог корригирует все психические процессы.


Коррекционно-развивающая работа, основанная на двигательных методах, включает в себя: 

  • Растяжки.
  • Дыхательные упражнения.
  • Глазодвигательные упражнения.
  • Перекрестные телесные упражнения.
  • Упражнения для артикуляционного аппарата.
  • Мелкой моторики рук.
  • Упражнения по визуализации.
  • Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы. 

Таким образом, использование элементов кинезиологии в коррекционно - образовательном  процессе с детьми с нарушениями  речи, позволило оказывать комплексное воздействие на  развитие ребенка,  как на уровне эмоциональной так интеллектуальной сфер,  развивая   мышление,  память,  внимание  и  речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. В процессе игры реб...

Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР....

Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей

консультация для воспитателей о необходимости использовать театрализованную деятельность в работе с детьми ОНР...

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"...

семинар-практикум для воспитателей "использование элементов биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи"

На начальном этапе коррекционной работы дети знакомятся  с упражнением для губ, языка или челюсти, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается.На ...