Консультация для педагогов "Использование дидактических игр при развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"
консультация по логопедии (старшая группа)

Родионычева Наталья Владимировна

     Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными «американскими» боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающих формированием речи подрастающего поколения.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

     Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

     У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в пред-шествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности детей. Дидактические игры способствуют  интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Благодаря использованию дидактических игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста  форме.

Игра поможет обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную, диалогическую речь, создать эмоционально комфортную образовательную среду в детском саду, сформировать стремление активно общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.

     Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

     Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное) .

Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

     Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

«Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов.

Задачи:

1. Образовательные:

- обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов.

- обогащение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие познавательных процессов (памяти, внимания) ;

3. Воспитательные:

- воспитание доброжелательности;

- формирование навыков сотрудничества;

«Кузовок»

Цель: упражнять в подборе существительных оканчивающих на –ок.

Задачи:

1. Образовательные:

- обогащение словаря;

- обучение в подборе существительных оканчивающих на –ок.

2. Развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- воспитание доброжелательности, желание быть справедливым.

«Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение и конкретизация представления о обобщающих понятиях и их назначении;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование навыков ответственного отношения к выполнению задания;

- воспитание исполнительности.

«Подружи слова»

Цель: обучать составлять предложения, используя данные слова.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение составлению простых предложений по согласованию слов;

- совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

- формирование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование навыков положительной установки на участие в занятии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр при развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Родионычева Н.В.

     Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными «американскими» боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающих формированием речи подрастающего поколения.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

     Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

     У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в пред-шествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности детей. Дидактические игры способствуют  интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Благодаря использованию дидактических игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста  форме.

Игра поможет обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную, диалогическую речь, создать эмоционально комфортную образовательную среду в детском саду, сформировать стремление активно общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.

     Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

     Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное) .

Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

     Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

«Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов.

Задачи:

1. Образовательные:

- обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов.

- обогащение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие познавательных процессов (памяти, внимания) ;

3. Воспитательные:

- воспитание доброжелательности;

- формирование навыков сотрудничества;

«Кузовок»

Цель: упражнять в подборе существительных оканчивающих на –ок.

Задачи:

1. Образовательные:

- обогащение словаря;

- обучение в подборе существительных оканчивающих на –ок.

2. Развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- воспитание доброжелательности, желание быть справедливым.

«Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение и конкретизация представления о обобщающих понятиях и их назначении;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование навыков ответственного отношения к выполнению задания;

- воспитание исполнительности.

«Подружи слова»

Цель: обучать составлять предложения, используя данные слова.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение составлению простых предложений по согласованию слов;

- совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

- формирование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование навыков положительной установки на участие в занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...

Консультация для воспитателей: «Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Консультация может быть полезна воспитателям общеразвивающих и специализированных  групп по речевому развитию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается вопрос развития связной речи детей. Отмечено, что развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, возможно в процессе организации разнообразных дидактическ...

Консультация для родителей «Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Современные дидактические игры по рпзвитию связной речи детей стпршего дошкольного возраста"...

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Игра является ф...

Консультация для родителей «Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...