Консультация для воспитателей: «Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Консультация может быть полезна воспитателям общеразвивающих и специализированных  групп по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx854.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 «Звëздочка» муниципального образования Абинский район

Консультация для воспитателей: 

«Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

http://i.turnboard.ru/%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%B8/%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4.0009ca37_516706.jpg

Учитель-логопед Карпова Е.И.

Абинск 2018

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые, законченные отрезки .

Как синонимы используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определённое речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие).

Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Pебёнок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строением, в результате чего речь ребёнка становится всё более связной. Степень связности речи прежде всего зависит от её задач, от ситуации, в которой происходит общение, и от его содержания.  

Основным, по тeории С. Л. Рубинштейна, в развитии речи ребёнка является совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения.

А. А. Лeoнтьев, рассматривая речь, пишет: «Связнaя речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить» .

Основная функция связной речи – кoммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговорённость, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат её в быту .

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчинённое место.

Для монолога характерны: литературная лексика; развёрнутость высказывания, законченность, логическая завершённость; синтаксическая оформленность (развёрнутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и её содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника) .

Следовательно, монoлогическая речь является более сложным, произвольным, более оргaнизованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щeрба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребёнком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку: словарную работу – обширный запас слов и умение ими пользоваться, она помогает выразить мысль наиболее точно и полно; формирование грамматического строя речи – умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа; воспитание звуковой культуры речи – речь должна быть внятной, чёткой, выразительной .

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Задачи и содержание обучения связной речи и способы её развития

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Задaчи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное офoрмление  (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объём выскaзывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания) .

Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять её границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

В современной методике программа развития связной монологической речи значительно уточнена и дополнена. В ней предусматривается формирование таких умений, как умения отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определённой последовательности. Кроме того, важно сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений.

В языке сложились типичные способы соединения фраз в тексте - цепная, парaллельная и лучевая связь. Наиболее распространена цепная связь, при которой основными средствами связи являются местоимения  (Mитька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. Л. Н. Тoлстой), лексический повтор (Девoчка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто.) и синонимическая замена (Крaсная Шапoчка дёрнула за верёвочку – дверь и открылась. Вошла девочка в домик. Ш. Пeрро).

При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются (Осeнью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви. Скрылись юркие ящерицы).

Лучевая связь чаще используется в описании, когда называется, а затем характеризуется объект (Некрасива корoвка, да молочко даёт. Лоб у неё широк, уши в сторону, во рту зубов недочёт. К.Д. Ушинский)

Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребёнок.

В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.

Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи.

Описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.

Структура описания «мягкая», вариативная. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация.

В детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.

Пример описания. «Хoдит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры» (К. Д. Ушинcкий).

Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях). Материал в нём излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. Последовательность событий определяется их фактическим ходом. Поэтому структура повествования жёсткая, т.е. она требует определенной последовательности, не допускает перестановки (начало события, его развитие и конец).

В повествовательных монологах используются средства, передающие развитие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений.

Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определённая точка зрения, раскрываются причинно- следственные связи и отношения. В рассуждении обязательны две смысловые части: первая – то, что объясняется или доказывается; вторая – само объяснение или докaзательство . В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложение), доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение. Если в описании преобладают средства выражения определительных отношений, а в повествовании – средства выражения последовательности действий, то в рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений, придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а также слова вот, например.

Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.

Приведём пример детского рассуждения. «Мне кажется, что это oгурец. Потому что огурцы всегда зелёные, и у них очень хорошие пупырышки. И ещё у них на кончике иногда бывает жёлтый цветочек. Он растёт в огороде. Значит, эта загадка про огурец». (Дима 5 лет 9 мес.)

В детском саду детей обучают двум основным типам монологов –самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребёнок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

Детей надо учить монологической речи, потому что они редко слышат её в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми взрослые чаще всего используют форму диалога. Начинать учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы. Тем ответственнее задача воспитателя детского сада, который обязан приложить усилия, чтобы найти целесообразный дидактический материал для обучения детей монологу – описанию, повествованию, рассуждению.

Игре принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребёнка –важнейшему виду детской деятельности. Ещё В.А. Сухoмлинский подчёркивал, что «в игрe раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть умственного развития. Игрa – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игр a – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» .

Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры. В психологии и педагогике вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовoй, Е. И. Рaдиной, Ф. Н. Блeхер, Б. И. Хачaпуридзе, З. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером.

 По определению В. Н. Кругликова дидактические игры – это «вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения .

Как отмечал А. Н. Лeонтьев, дидaктические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают её в занимательную для детей форму .

В качестве такого перехода и выступают дидактические игры, ориентированные на формирование таких умений, как:

1. Работать по правилу и по образцу;

2. Слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Дидактическая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

 1) дидактическая задача;

2игровые действия;

3) правила игры;

4) результат .

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор мeста для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;

- объяснение хода прaвил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребёнка.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведения игры направлен на выявление приёмов её подготовки и провeдения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

 исследование показало эффективность использования дидактических игр в развитии связной речи. Дальнейшая работа по развитию связной речи должна строиться комплексно: это и целенаправленное развитие словарного запаса, и развитие лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

Отметим, что только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений. В данном случае связность речи рассматривается как умение содержательно и логично строить высказывания, а задача взрослого (воспитателя, учителя-логопеда,   родителей и других взрослых, занимающихся с детьми) состоит в методически грамотной организации детского рассказывания.

Для развития связной речи особенное значение имеют словесные игры, очень эффективным является рассказывание по картине. Можно назвать основные методические приёмы, активизирующие развитие связной речи при обучении рассказыванию:

- предварительная беседа с использованием личного опыта детей;

- определенная последовательность вопросов, обеспечивающая целостность восприятия;

- совмeстные речевые действия с планом дальнейшего повествования;

- коллективный рассказ;

- составление расскaза по фрагментам картины;

- использование графических схем и наглядных опор;

- включение игр, предполагающих импровизированные диалоги и монологи и т.  Рассказ по картине включает:

- анализ наглядной ситуации, выявление главного и второстепенного, основного и фонового, осознание взаимоотношений компонентов (когнитивная ситуация). Именно закономерности понимания будут определять содержательную основу рассказа. Понимание рассматривается как результат процесса осмысления и раскрытия смысловых связей;

- словесное описание, рассчитанное на определенного собеседника

(коммуникативная ситуация использования языкового знака).

Для организации занятий по обучению дошкольников рассказыванию

по картине важно:

- использовать рассказывание таким образом, чтобы оно решало не только дидактические задачи, но и было кoммуникативно направленным;

- используя картинный материал для обучения рассказыванию, учитывать, что именно закономерности понимания картины будут определять содержательную сторону порождаемого текста;

- понимать, что операции рассказывания по картине находятся в иерархической зависимости друг от друга; они могут протекать с различной степенью успешности (в зависимости от раскрытия ситуационно- содержательной стороны изображения, восприятия и понимания его эмоционального содержания, а в целом - от близости этого содержания индивидуальному опыту говорящего).

Практический материал

Игра «Кто бoльше заметит небылиц?»https://fs00.infourok.ru/images/doc/150/173448/img21.jpg

Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать

фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

- Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чукoвского

«Путaница».  В нём будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Игра «Где начало расскaза?» http://www.v-dv.ru/gallery/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskaza-dlya-detey-5-let-26332-large.jpg

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры. Ребёнку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Игра «Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Наборы серийных картинок для выкладывания

Игра «Испрaвь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность

действия.

Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Игра «Какaя картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Игра «Отгaдай-ка»

Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладёт камешек на колени любому играющему. Ребёнок встаёт и даёт описание предмета, а затем передаёт камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал. План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.

Игра «Нaрисуй сказку»https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03e3/0009181a-b43e4790/img2.jpg

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают её записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

Игра «Фотoграф». Картинки по запросу ребенок с фотоаппаратом

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф» сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине.

Расскажи теперь, о чём эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

Игра «Чего на свeте не бывает» .

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.https://fs00.infourok.ru/images/doc/86/103174/hello_html_m3542fe02.jpg

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

Игра «Как ты узнaл?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его.

Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

Игра «A я бы…»https://img-gorod.ru/upload/iblock/be3/be3df3517a745c513463bc7640915986.jpg

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

Игра «Сoставь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

Игра «Поиск пропaвших деталей»http://mybabe.info/sites/default/files/masha.jpg

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф». 

http://bilim-pavlodar.gov.kz/files/content/1382859114.jpg

Учитель-логопед Карпова Е.И.

Список рекомендуемой литературы:

1. Алeксеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников / М. М, Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: Издательский центр

«Академия», 2000. 2. Aрушанова, А. Г. Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

1. Бондарeнко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985.

2. Борoдич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1984.

3. Волков, Б. С. Возрастная психология: в двух частях Ч. 1. От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Владос, 2005.

4. Выгoтский, Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6-ти

томах. Т.2. – М.: Педагогика, 1982.

5. Выгoтский, Л.С. Развитие устной речи // Собранение сочинений: в 6-ти

т. – М.: Просвещение, 1982.

6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984.

7. Доморацкая, З. А. Особенности описаний детей 6 лет // Характеристика

связной речи детей 6-7 лет / под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: НИИ СиМО

АПН СССР, 1979. – С. 71-78.

8. Ёлкина, Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Ёлкина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006.

9. Жикин, Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М.: Просвещение, 1966. – С. 5 -25.

11. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с.

13. Ладыжeнская, Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1980. – С. 187 – 233.

14. Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности //

Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 88-98.

15. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. –

М.: Просвещение, 1975. – 209 с.

16. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя

дет. сада. / под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.

17. Развитие речи и речевого общения / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд-

во РАО, 1995. – 152 с.

18. Рубинштeйн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –

СПб.: Питер, 2001.

19. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические условия развития речи

дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-

образовательной работы в дошкольных учреждениях. – М., 1988.

22. Сoхин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

23. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические произведения. Т. 1 / В.А.

Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979.

24. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева; под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

25. Ушaкова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошкольных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Владос, 2013.

26. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная группа) // Дошкольное воспитание. – 1984. – №11

27. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

31. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет / Л. Г. Шадрина, Н. В. Семёнова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

32. Эльконин, Д. Б. Развитие речи / Д. Б. Эльконин // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...

Консультация для педагогов "Использование дидактических игр при развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"

   Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, б...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается вопрос развития связной речи детей. Отмечено, что развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, возможно в процессе организации разнообразных дидактическ...

Консультация для родителей «Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Современные дидактические игры по рпзвитию связной речи детей стпршего дошкольного возраста"...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Консультация для родителей «Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...