Важность общения для развития речи детей
консультация по теме

Консультация для воспитателей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Важность общения для развития речи детей

Потребность ребенка 2-3 лет в общении с взрослыми я сверстниками возрастает. В разговоре с взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы; «Где? Кто это?» Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами: «Что это? Зачем? Куда? Когда?» и т. п. Время вопросов содержит очень много информации, а значит и новых слов. Так что приготовьтесь спокойно (без тоскливой гримасы и вздохов) ответить на вопрос. Ваш ответ должен быть связан с тем, что ребёнок уже знает. Постарайтесь показать ребёнку хотя бы картинку. Наблюдайте и называйте окружающее (особенно на прогулке, на природе), не поленитесь подойти к дереву поближе, поковырять кору, вместе собрать листья, рассмотреть серёжки. Комментируйте все свои действия, помогайте малышу принимать участие во всех манипуляциях. Старайтесь не перегружать ребёнка информацией, иначе всё может смешаться и ничего не запомнится.

Возрастает понимание ребёнком речи. Малыш понимает не только го, что свершилось в его присутствие сиюминутно, но и то, что должно произойти. Об уровне понимания ребёнком речи судят и по его действиям, которые он выполняет по заданию взрослых, и по высказываниям.

Словарный запас детей младшего дошкольного возраста увеличивается в 3-4 раза и достигает 1000 - 1500 слов. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушки, посуда, одежда и пр., т С. в основном тех предметов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами (т. е. словами - действиями). Но все же в словарном запасе малыша преобладают слова-предметы   (существительные)  до 60%.

 Малыш начинает широко пользоваться местоимениями (однако понятия мужского и женского рода часто ещё не согласуются с существительными), предлогами (например, предлог на употребляется чаще, чем в, ко реже пользуется предлогами из, за), понимает, что такое «далеко, близко, много, мало», знает время суток - утро, день, вечер, ночь. При помощи прилагательных ребёнок обозначает не только размеры предметов, но и чаще называет их цвет, свойства, качества (красный, чистый, горячий и др.) Таким образом, в речи ребёнка третьего года жизни есть почти все части речи. Но многие названия предметов ребёнок хоть и хорошо знает (может быстро найти его среди разных вещей), но в активной речи пользуется ими не всегда. Всё реже малыш прибегает к облегченным словам (говорит «собака» вместо ранее употребляемого «ав-ав»). Нередко сам придумывает свои слова для обозначения предметов.

В грамматическом отношении речь ребёнка ещё далеко не всегда правильна, хотя малыш в этом возрасте уже пользуется как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов. К концу года ребёнок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о своих нуждах, о том, что видел, что нового узнал, но речь его носит пока ситуативный характер.

В этом возрасте малыш способен воспринимать простые небольшие по объёму сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может ответить на некоторые вопросы по их содержанию. При пересказе сказок ребёнок способен лишь договаривать отдельные слова или группы слов, Но небольшие знакомые стишки он может запомнить наизусть. В этом возрасте становится доступным отгадывание загадок, где есть знакомые звукоподражательные  слова   (например: «На болоте живет и квакает: «ква-ква»).

Звукопроизношение. Несмотря на все достижения в развитии речи детей 3-х лет, они ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим, с большим трудом воспринимается, особенно маленькими собеседниками. Хотя и значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти), но произношение всё ещё далеко от нормы. Они заменяют недостающие звуки другими, более лёгкими для произношения (например: р заменяют звуками п или ль; шипящие ш, ж - мягкими свистящими сь, зъ, а иногда и звуками ли, дь. Но звуки я, б, м, в, ф, которые в процессе становления звуков появляются раньше, и гласные звуки а, у, и, о - малыш произносит правильно. Следует отметить, что у некоторых детей бывает неправильное формирование отдельных звуков (межзубное произнесение звуков с, з - язычок высовывается между зубами при произнесении).

В произнесения многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: укорачивают слова, переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки. Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох, многие говорят недостаточно громко, не умеют говорить шёпотом (например: во время тихого часа). Чтобы речь детей была хорошей, нужно правильно и полноценно дышать, развивать речевое дыхание (можно подуть на ватку, бумажку - не сильно, но продолжительно выдыхать через рот, следите, чтобы щёки не надувались, а воздушная струя была направлена вперёд).

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их, упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат. Для развития мышц ротовой полости, губ, языка необходима гимнастика для губ и языка. Научите малыша сплёвывать с губ крошки, бумажки. Можно губы, особенно верхнюю, смазать вареньем или чем-нибудь сладким, малышу будет приятно слизывать сладкое язычком. Давайте вылизывать ложки, блюдца (не очень эстетично, но зато полезно). Попробуйте прилепить к твёрдому нёбу (в области за верхними зубами) кусочек чего-нибудь сладкого, и пускай малыш кончиком языка пытается отлепить его оттуда. Необходимо следить за ходом упражнений и хорошо иногда ставить перед ребёнком зеркало.

Какой бы ни была речь малыша, внимательно выслушивайте его и не нервничайте, не одёргивайте, не торопите ребёнка, не изводите его постоянными придирками и замечаниями. И сами следите за тем, чтобы ваша речь была четкой, достаточно громкой, разборчивой.

                                                                                                                                                         Учитель-логопед : Заярная Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Дефицит общения – проблема развития речи детей».

Консультация для родителей о проблеме дефицита общения, рекомендации по решению этой проблемы....

Дефицит общения – проблема развития речи детей.

Дефицит общения – проблема развития речи детей....

план-конспект выступления перед родителями подготовительной к школе группы о важности работы по развитию речи детей перед началом школьного обучения

Развитая речь у первоклассника - залог его  первых успехов в школе. И если с  письменными работами не все бывает гладко - и это допустимо, то к речи ученика в современной школе предъявляют в...

Консультации для родителей по развитию речи дошкольников «Дефицит общения» – проблема развития речи детей

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.Современные родител...