Важность семейного общения для развития речи детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Коломиец Светлана Байзетовна

Семинар-практикум для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ МО Динской район «Детский сад №29»                        .

Первая группа раннего возраста «Крепыши»

Педагог: Коломиец С.Б.

Семинар-практикум для родителей

«Важность семейного общения для развития речи детей раннего возраста»

План проведения:

  1. Приветствие: игра «Пожелание»
  2. Обсуждение: «Как я люблю проводить время с ребенком»
  3. Обсуждение результатов опроса «Общение родителей с детьми»
  4. Упражнение: «Чтение сказки»
  5. Лекция: «Значение общения со взрослыми для развития ребенка раннего возраста» (развитие речевого дыхания, игры на развитие фонематического восприятия и артикуляционная гимнастика)
  6. Рефлексия: игра «Чудесная корзинка»

Цель: дать родителям  возможность задуматься о ценности семейного общения, познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на развитие речи детей.

Необходимые материалы: игрушка, три книжки со сказками («Репка», «Теремок», «Курочка ряба»), «Чудесная корзинка», памятка «Развиваем речь играя».

Сценарный план мероприятия

 

  1. Игра «Пожелание»

Цель: установить контакт между родителями.

Родители сидят в кругу. Каждый из них встает по очереди и говорит какое - либо пожелание в адрес других, передавая игрушку.

  1. Обсуждение «Как я люблю проводить время с ребенком»

Цель: создать атмосферу общности, дать участникам возможность поделиться опытом семейного общения.

Воспитатель предлагает рассказать о том, как взрослые члены семьи проводят время с ребенком.

  1. Обсуждение результатов опроса «Общение родителей с детьми»

Воспитатель комментирует ранее заполненные родителями анкеты, акцентируя внимание на время, уделяемое общению с ребенком и характер совместного общения.

  1. Упражнение «Чтение сказки»

Воспитатель: На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша. А сейчас мы с вами увидим, на сколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи. Перейдем к упражнению.

Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая на текст. После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»

  1. Лекция «Значение общения со взрослыми для развития ребенка раннего возраста»

Для двухлетнего ребенка общение со взрослыми происходит в совместной деятельности. Взрослый для ребенка не только источник любви, доброжелательности, но и образец человеческих действий с предметами.  Предметная деятельность способствует развитию познавательной активности и мышления малыша. Именно в этой деятельности и появляется речь. И это становится наиболее впечатляющим достижением раннего возраста. Речью ребенок овладевает в общении со взрослыми и никак иначе. Поэтому важно сделать это общение разнообразным, насыщенным и отвечать потребностям ребенка.

Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда 10 минут для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Бытует неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых; будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни ребенка. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук. Особенно четко надо произносить незнакомые, новые для ребенка, и длинные слова. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Поскольку ведущая деятельность в дошкольном возрасте игровая, развивать речь ребенка необходимо через игру. Игра – это жизнь любого ребенка. Игра – это детство.

Игры на развитие речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности и интонационной выразительности речи.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос (набираем полную грудь воздуха);

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать их, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует до тех пор, пока не закончится воздух.

Следует иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют малыша, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры следует ограничивать во времени. Расскажу об одной из таких игр.

«Плыви, кораблик!» - для того, чтобы кораблик плыл, надо на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щек. Таким образом, нужно пригнать кораблик к другому краю таза.

Подобные игры можно выполнять с абсолютно любыми предметами в Вашем доме: перышком, мыльными пузырями, игрушками в воде, листьями, игрушками-вертушками и т.д. Главное вовремя включать фантазию.

Игры на развитие фонематического восприятия

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух позволяет понимать смысл сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы получаем совершенно иное значение: «дом – том», «бочка – почка» и т.д.

Сформированное фонематическое восприятие – залог четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, родители облегчают своему ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Система упражнений для развития фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному. Она включает в себя шесть уровней, кратко опишу их и приведу примеры для игр.

  1. Первый уровень – узнавание неречевых звуков – фундамент и основа развития фонематического слуха

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушать с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложить ребенку закрыть глаза и отгадать-что это звучало.

  1. Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

  1. Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами. Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

  1. Четвертый уровень – различение слогов.

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова, и проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Вместе ребенок и взрослый произносят слова («па-па», «ло-па-та» и т.д.), отхлопывая слоги.

  1. Пятый уровень – различение звуков.

На этом этапе нужно объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик пищит – «зззз», ветер дует – «сссс» и т.д.

  1. Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Артикуляционная гимнастика

Зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное звукопроизношение. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть свои органы артикуляции. Заниматься с ребенком необходимо ежедневно по 5-7 минут. Чтобы ребенок охотно выполнял гимнастику, проводить ее следует в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки «О Веселом Язычке». Это серия сказок, вы можете самостоятельно найти все сказки в Интернете, а в памятке я описала для вас одну из них – «Домик для Язычка».

  1. Рефлексия: игра «Чудесная корзина»

Цель: закрепить полученные на семинаре-практикуме знания, обменяться мнениями.

Родители говорят о том, что сегодня на семинаре им показалось особенно интересно и ценно. При этом участник берет в руки какой-либо символ (заранее приготовленные звездочки, цветочки и т. д.) и опускает его в «чудесную корзину». Игра проводится по кругу.

Light horizontal



Предварительный просмотр:

БДОУ МО Динской район «Детский сад № «29»

Первая группа раннего возраста «Крепыши»

ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИГРАЯ

Материал разработан в рамках проведения семинара-практикума для родителей «Важность семейного общения для развития речи детей раннего возраста»

Дыхательные упражнения быстро утомляют малыша и даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать во времени.

«Вертушка»

 Взрослый показывает ребенку вертушку и предлагает подуть ему самостоятельно: «давай сделаем ветер, подуем на вертушку! Вот как завертелась, подуй еще сильнее!». Вертушка вертится быстрее. Дуть можно не более 10-ти секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра.

«Катись, карандаш!»

 Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш.

Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Развиваем фонематическое восприятие – различение на слух звуков речи.

 «Жмурки»

 Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

 «Похлопаем»

 Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок. В усложненном варианте повторяем ритм с закрытыми глазами.

«Узнай свой голос»

Записать голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросить его угадать кто говорит.

«Слушай и выбирай»

 Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять нужную картинку.

«Верно – неверно»

 Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

«Похлопаем»

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

        Артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение детям 2-4 лет.

Сказка «Домик для язычка»

Взрослый читает сказку, показывая ее «главных героев», а затем ребенок повторяет.

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел.

Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? (Рот) Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.

В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? (Щёки)

А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное – не было сквозняков.        



Предварительный просмотр:

Опросник на тему:

«Общение родителей с детьми»

п/п

Виды деятельности

Сколько минут уделяется этому виду деятельности?

Как часто Вы это делаете?

Каждый день

Раз в 3-4 дня

По выходным

1

Совместная игра

2

Чтение книг, рассматривание иллюстраций

3

Рассказывание сказок, историй

4

Совместное рисование, лепка, аппликация

5

Совместное выполнение домашних дел

6

Игры с участием всех членов семьи

Опросник на тему:

«Общение родителей с детьми»

п/п

Виды деятельности

Сколько минут уделяется этому виду деятельности?

Как часто Вы это делаете?

Каждый день

Раз в 3-4 дня

По выходным

1

Совместная игра

2

Чтение книг, рассматривание иллюстраций

3

Рассказывание сказок, историй

4

Совместное рисование, лепка, аппликация

5

Совместное выполнение домашних дел

6

Игры с участием всех членов семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение как средство развития речи детей раннего возраста. Перспективное планирование работы совместной деятельности с детьми первой младшей группы.

Моя работа совместной деятельности с детьми по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи...

Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх

Необходимо больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей...

Дидактические игры «Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»

laquo;Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»...

20.02.2024 Важность русского фольклора для развития речи детей раннего возраста

Важность русского фольклора для развития речи детей раннего возраста...