Главные вкладки

    Общение как средство развития речи детей раннего возраста. Перспективное планирование работы совместной деятельности с детьми первой младшей группы.
    календарно-тематическое планирование (развитие речи, младшая группа) по теме

    Гармонова Наталия Викторовна

    Моя работа совместной деятельности с детьми по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой – организацию специальных игр и занятий. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                 

     Совместная  деятельность

     с детьми 1 младшей группы

    по теме: «Общение как средство

           развития речи детей раннего

                                                  возраста»

                                                                         Разработала:

                                                                        воспитатель

                                                                       2 кв. категории

                                                                       Гармонова Н.В.

                                2011 – 2012 уч. год

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Важным условием для развития речи является богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше поводов к речевому общению, со взрослыми и со сверстниками.

    Необходимыми условиями для развития у детей речи является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, играют с детьми. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос, именно их словам хочется подражать.

    Для этого мы должны создать для детей жизнерадостную теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние подавленности, страха, в первую очередь, подавляют речевую инициативу детей.

    Речь взрослого, обращенная к детям должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, умывание, игра и т.п. Педагог должен обращаться не только к группе детей, но и лично к каждому ребенку.

    Чтобы пользоваться речью, ребенку необходима уверенность в том, что взрослые его слушают и понимают. Поэтому так важно, чтобы взрослые откликались на все обращения ребенка, поощряли его и поддерживали их.

    Моя работа совместной деятельности с детьми по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой – организацию специальных игр и занятий.

    Для этого следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и большой акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы, в непосредственном общении большое внимание уделять развитию речи детей.

    Подбор приемов, составляющих метод обучения в процессе обыгрывания ситуаций и игры, осуществляется на основе учета всех психических процессов данной возрастной группы детей: необходимость опоры на наглядный материал, действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира, т.е., вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с обозначенным предметом, слова – с действием, слова – признаком, многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми с предметом, которые обозначаются словом. Развитие речи детей осуществляется в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.

    В начале  своей работа по теме: «Общение как средство развития речи детей раннего возраста»,  я провела совместную работу с родителями. Для чего родителям предлагались анкеты: «Анкета для родителей» - для общего представления и ознакомления с родителями; « Тест для родителей «Я и мой ребенок» - где родители смогут сделать определенные выводы о себе как о родителях и проблеме воспитания детей (и мы узнаем из этого теста проблемы воспитания детей, которые существуют у родителей); « Анкета для родителей по выявлению уровня общения между родителями и детьми» (см. Приложение 4 ).

    В тесте для родителей «Я и мой ребенок» предлагалось ответить на 13 вопросов. Так же предлагались возможные ответы: «А» - могу и всегда так поступаю (оценивается в 3 очка); «Б» - могу, но не всегда так (оценивается в 2 очка); «В» - не могу (1 очко).

    Исходя из ответов родителей на тест «Я и мой ребенок», можно сделать выводы о том, что 9 родителей набрали от 30 до 39 очков, что значит, ребенок – самая большая ценность в их жизни. Эти родители стремятся не только понять, но и узнать своего ребенка, относятся к нему с уважением, придерживаются прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Это означает, они действуют правильно и могут надеяться на хорошие результаты в воспитании своего ребенка. Также можно сделать вывод. Что эти родители не испытывают значительных проблем в воспитании своего ребенка, а значит между ними налажен контакт, а значит общение между родителями и ребенком. Остальные 6 человек родителей набрали от 16 до 30 очков, что означает, что эти родители по каким- то причинам не ставят вопрос о заботе ребенка на место первостепенной важности, или испытывают трудности в воспитании ребенка. Из этого можно сделать вывод, что отношения между родителями и их детьми «хромают», отсутствует налаженный контакт между ними, что может вести к нарушению нормального общения между родителями и их детьми.

    В анкете для родителей по выявлению уровня общения между родителями и детьми предлагалось 24 вопроса, которые затронули все сферы (сфера быт, сфера познания, социального мира, внутреннего мира ребенка). Здесь тоже предлагались варианты возможных ответов: «А» - часто обсуждаю это, говорю об этом; «Б» - редко говорю об этом; «В» - никогда не говорю об этом. Ответ «А» - оценивается в 3 очка;  ответ «Б» - в 2 очка; ответ «В» - в 1 очко. Для подведения итогов количество очков суммируется и выявляется уровень общения между родителями и их детьми: от 57 до 72 очков – высокий уровень; от 38 до 57 – средний уровень; менее 38 – низкий уровень.

    Исходя из ответов родителей на анкету «По выявлению уровня общения между родителями и детьми», можно сделать выводы о том , что 8 родителей набрали от 57 до 72 очков, что означает высокий уровень общения между родителями и их детьми. Остальные 7 человек родителей набрали от 38 до 57 очков, что означает средний уровень общения между родителями и их детьми, причем 3 родителей набрали по 40 очков, а это значит, что эти родители имеют более низкий уровень общения с детьми.

    Все анкеты заполнялись мамами, что является более естественным, так как мама для ребенка раннего возраста – это первая социальная ячейка общества. И в силу разных обстоятельств в большинстве случаев мамы больше уделяют внимания своему ребенку и общению с ним.

    Анализируя данные полученных по анкетам можно сделать вывод, что в большинстве родители имеют высокий уровень общения со своими детьми, а также не испытывают каких либо затруднений в их воспитании, а это благополучно отразится на развитии речи детей. Но все же есть родители, у которых существуют проблемы в воспитании детей и в общении с детьми. Можно предположить, что эти родители не знают как правильно вести себя в воспитании ребенка, или просто мало времени уделяют своему ребенку, ставя на первое место работу, свою личную жизнь и др.

    После подведения итогов по анкетам,  для работы с родителями использовались  информационные стенды и ширмы по развитию речи детей раннего возраста, в которых родители могли узнать ответы на интересующие их вопросы по данной теме, а также иметь общую информацию и рекомендации по развитию речи детей. Так же мной было проведено родительское собрание посвященное теме: «Общение как средство развития речи дошкольников», на котором родителям был зачитан доклад по данной теме,  даны рекомендации, которые в том числе давались не только исходя из вопросов родителей, но которые я посчитала нужными дать исходя из ответов родителей на анкеты.

    В ходе своей работы по теме: «Общение как средство развития речи детей раннего возраста» я старалась, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому даже режимные моменты  решила использовать для развития речи детей. В режимных моментах наша методика подразумевала их обыгрывание с помощью потешек и стишков, применяемых конкретно в каждых моментах, при одевании потешки и стишки для одевания, при кормлении потешки и стишки при кормлении и т.д. Цель этого метода заключалась в том, чтобы вызвать у детей удовольствие и радость, создать хорошее настроение в моментах которые некоторым детям бывают не приятны, а также запоминание предметов одежды, действий, признаков; формировать способность к обобщению. Также в процессе режимных моментов наше общение с детьми строилось с учетом того, что при формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью. Для этого мы использовали поручения «Скажи – повтори» в названиях знакомых действий: «Застегнуть тебе пуговички? Скажи: «Застегните»; «Достать тебе ботиночки? Скажи: «Пожалуйста, достаньте мои ботиночки». Затем вопросы, которые побуждают детей назвать выполненное или предшествующее действие: «А что ты сейчас будешь делать?» И наконец, вопросы побуждающие детей рассказать о том, что они делают в данный момент, формировать у них умение сопровождать речью текущее действие: «Что ты делаешь?» - «Шапку достаю, кофточку надеваю». В режимных моментах закрепляются также представления о мебели, посуде и одновременно накапливается словарный запас: « Курточку вешаем в шкафчик», «Кушаем за столом», «Сидим на стуле», «Пьем чай из чашки» и т.д. Эффективность этого метода закрепляется в каждодневном применении на протяжении всего дня.

    Одновременно каждый день  приучала  детей к культурному общению, культурной речи: приходя в детский сад  приучала детей здороваться с воспитателями, няней, другими детьми; уходя говорить «До свидания !». После приема пищи говорить «Спасибо!»; во время игры не отнимать игрушку, а попросить: «Дай, пожалуйста!». Культурную речь детей надо развивать одновременно со всеми сторонами речи (грамматический строй, разговорная речь и т.д.).

    Отказавшись от прямых указаний, плановых занятий  использовала специальные игры и занятия, направленные на развитие разных сторон речи детей, которые  разделила по группам:

    Первая группа игр преимущественно направлена на развитие понимания детьми речи взрослого. В процессе этих игр дети учатся действовать по речевой инструкции взрослого: «Идите ко мне, бегите ко мне», «Потопали, похлопали» «Дружно ручки поднимаем».

    Вторая группа игр, игры, побуждающие к речевому общению.

    Одним из условий, стимулирующих у ребенка возникновение активной речи, является организация игр, побуждающих его обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбами, желаниями: «Передай колокольчик», «Птичка ест».

    Третья группа игр, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки.

    Эти игры способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функции речи: «Чудесный мешочек», «День рожденье куклы Даши», «Магазин», «На прогулку», «С прогулки», «Узнай и назови».

    Четвертая группа: чрезвычайно полезным для развития речи является чтение книг, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сюжета книгу с помощью сюжетных игрушек. Воспитатель читает детям, показывает иллюстрации, задает вопросы, в случае затруднений сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы: «Теремок», «Теремок» - продолжение

    Пятая группа игр и занятий – это игры с предметными и сюжетными картинками, которые занимают особое место в работе по развитию речи у детей.

    В группе картинок должны быть:

    - Большие и маленькие красочные картинки с изображением отдельных предметов, животных, овощей и т.п.

    - Картинки с изображением простых действий («Кошка пьет молоко», «Лошадь ест траву» и др.).

    - Набор картинок определяющих темы (транспорт, времена года и др.).

    - Несколько картинок из которых можно составить несложный сюжет (например, иллюстрации).

    - Сложные картинки, вызывающие вопросы, суждения, сравнения, обобщения («Дети играют»).

    - Лото, домино в картинках.

    - Книги с предметными и сюжетными картинками.

    Рассматривая их вместе со взрослыми, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность занятий с картинками связана для детей с наглядностью, которая сочетается со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения – названия.

    Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы, называя их, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребенка раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту.

    Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но также и того, что на них отсутствует, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитии у способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность.

    В играх с картинками дети могут не только называть изображенные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. Эти игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное использование речи: «Лото – животные», « Мозаика – «В деревне» - собери картинку», «Мамы и их детеныши», «Транспорт», «Грузовик», «Бобик в гостях у ребят».

    В звукоподражательных играх, которые  относятся к шестой группе, развивается фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения: «Лото – животные», «Мозаика» - «В деревне», «Транспорт», «Мамы и их детеныши».

    Особое место в играх с детьми, седьмая группа игр, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемых ритмической, несложной речью. Упражнения для кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе и развитием мелкой моторики. Также в этих играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, развивается ритм речи, отрабатывается четкость произношения. Эти игры способствуют побуждать малышей к словотворчеству, они полезны для развития чувствительности к родному языку, овладению его грамматическим строем. Игры, направленные на развитие мелкой моторики можно организовывать, сидя с детьми на стульчиках, за столом, на полу на ковре, стоя в кругу: «Капуста», «Зайка», «Рыбки», «Это я», «В гости», «Дом для семьи», «Скворечник».

    Для развития речи детей я старалась использовать как можно больше предметов окружающего мира ребенка, и преподнести это в форме игры, чтобы дети в повседневном общении чувствовали себя комфортно и шли на контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это и было основой нашей программы формирующего эксперимента. Игры-занятия проходили последовательно. В каждой игре – занятии уточнялся и закреплялся познавательный и речевой материал.

    ЦЕЛЬ:

    Развитие активной речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками. В сфере речевого развития детей перед нами стоят следующие основные задачи.

    ЗАДАЧИ:

    1. Развитие активной речи

    2. Развитие пассивной речи (ее понимание)

    3. Формирование грамматической стороны речи

    4. Формирование разговорной (диалогической) речи

    5. Приобщение к детской художественной литературе

    6. Развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как основы произвольного поведения)

    7. Развитие мелкой моторики.

                                        МДОУ   ЦРР   детский сад № 4 «Березка»

                               п. Северный Талдомский район Московская область

    Перспективное планирование работы совместной

      деятельности с детьми первой младшей группы

            № 2 «Колибри» на 2011 – 2012 уч. год

    По теме: «Общение как средство развития

                                          речи детей раннего возраста»

                                                                                   Воспитатель:

                                                                                   Гармонова Н.В.

    2011 г.

    Месяц

    Неделя

    Вид деятельности в работе  с  детьми

    Задачи

    Сентябрь

    1-2 недели

    Игра:  «Идите ко мне, бегите ко мне».

    развивать понимание детьми речи, действовать по речевой инструкции взрослого.

    3-4 недели

    Игра: «Потопали, похлопали».

    развивать понимание детьми речи при выполнении различных инструкций.

    Октябрь

    1-2 недели

    Игра: «Дружно ручки поднимаем».

    развивать понимание речи детьми, побуждать детей выполнять речевые инструкции и проговаривать текст, активизировать словарь.

    3-4 недели

    Игра: «Передай колокольчик».

    стимулировать у детей возникновение активной речи, побуждая их обращаться ко взрослому и сверстникам с просьбами, желаниями.

    Ноябрь

    1-2 недели

    Игра: «Птичка ест».

    стимулировать у детей возникновение активной речи, побуждая их обращаться ко взрослому и сверстникам, учить детей  понимать заданные им вопросы и отвечать на них.  

    3-4 недели

    Игра: «Чудесный мешочек».

    стимулировать активную речь детей.

    Декабрь

    1-2 недели

    Игра: «День рожденье куклы».

    стимулировать активную речь детей, побуждать детей участвовать в диалоге.

    3-4 недели

    Игра:  «Магазин».

    стимулировать активную речь детей, развивать словарный запас, диалогическую речь детей.

    Январь

    1-2 недели

    Игра-занятие: «На прогулку».

    обеспечить своевременный сбор на прогулку всех детей; формировать правильную последовательность при одевании, навыки самостоятельного одевания; побуждать детей к действиям путем использования народного творчества (потешек);  развивать и активизировать словарный запас (закреплять название предметов одежды, действий); закреплять цвет одежды.

    3-4 недели

    Игра-занятие: «С прогулки» (дидактическая игра).

    помочь детям запомнить последовательность раздевания. Учить их аккуратно вешать и складывать одежду. Побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, повесить, положить, поставить).

    Февраль

    1-2 недели

    Игра: «Узнай и назови».

     учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем несложные фразы. (По ходу использовать в речи собирательное существительное ОВОЩИ).

    3-4 недели

    Игра: «Мозаика – «В деревне» - собери картинку.

    Создать положительно эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации. Учить детей узнавать и называть животных. Учить детей рассказывать по картинке. Развивать и активизировать словарь детей. Учить детей подражать голосам животных.

    Март

    1-2 недели

    Игра: «Теремок».

    «Теремок» (инсценировка сказки).

    Создать положительный эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации. Активизировать  словарь детей за счет глаголов. Приучать детей слушать художественный текст, эмоционально реагировать на содержание. Продолжать формировать умения вступать в диалог, задавать вопрос «кто?», ждать ответ, отвечать за игровой персонаж. Продолжать формировать умения вступать в диалог, задавать вопрос «кто?», ждать ответ, отвечать за игровой персонаж.

    Создать положительный эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации. Приучать детей слушать художественный текст.  Продолжать формировать умения вступать в диалог, задавать вопрос «кто?», ждать ответа, отвечать за игровой персонаж.

    3-4 недели

    Игра: «Лото – животные».

    Создать положительный эмоциональный настрой детей.  Способствовать игровой мотивации. Учить детей узнавать и называть животных. Учить детей понимать вопросы и отвечать на них.  Развивать и активизировать словарь детей. Учить детей подражать голосам животных.

    Апрель

    1-2 недели

    Игра: «Мамы и их детеныши».

    Создать положительно эмоциональный настрой детей. Учить детей узнавать и называть животных и их детенышей. Учить классифицировать, подбирая для каждой мамы ее детеныша .Упражнять детей в звукоподражании  голосов зверей. Развивать и активизировать словарь детей.

    3-4 недели

    Игра-занятие: «Бобик в гостях у ребят».

    Создать положительный эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации. Побуждать детей к поддержанию диалога. Активизировать словарь детей за счет слов-определений. Вызвать доброе отношение к домашним животным.

    Май

    1-2 недели

    Игра-занятие: « Транспорт».

    Создать положительный эмоциональный настрой детей.  Учить детей узнавать и называть транспорт. Развивать подражание движениям и речи взрослого ( звукоподражания би-би, ту-ту, чух-чух;  звука (ж )и( у).

    3-4 недели

    Игра-занятие: «Грузовик».

    Создать положительный эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации детей. Содействовать интересу детей к рассматриванию картины. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя к картине.  Учить самостоятельно рассказывать по картине.

    С 1 сентября 2011г.  по  31 мая 2013 г. – проводить с детьми пальчиковые игры, направленные на развитие речи, ритма и мелкой моторики; учить детей культурной речи ежедневно в течение дня.

     


                                Список используемой литературы

    1. Азбука общения. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. – Санкт-Петербург, 2010.
    2. Бубнова А.Х. Развитие речи. – М.: Мой мир, 2008.
    3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском саду. 3-е изд. – СПБ. Питер, 2008.
    4. Воробьев Ю.А., Иванова М.В. Основы теории коммуникации. – М. 2007.
    5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./Под ред. Эльконина Д.Б., Драгуновой Т.В. – М., 1967.
    6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6т. – М.,1982.
    7. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей детского сада и родителей./ Под ред. Е.О.Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М., 1996.
    8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М. 1992.
    9. Горянина В.А. Психология общения.: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.  – М. 2002.    
    10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М. Мозаика-Синтез., 2006.
    11. Дошкольное воспитание. – М.,№ 8, 2003.
    12. Дошкольное воспитание. – М.,№ 6, 2010.
    13. Дошкольное воспитание. – М.,№ 4, 2006.
    14. Дошкольное воспитание. – М.,№ 8, 2008.
    15. Дошкольное воспитание. – М.,№ 11, 2007.
    16. Дошкольное воспитание. – М.,№ 9, 2004.
    17. Дошкольное воспитание. – М.,№ 11, 2006.
    18. Дошкольное воспитание. – М.,№ 7, 2010.
    19. Дошкольное воспитание. – М.,№ 4, 2004.
    20. Дошкольное воспитание. – М.,№ 6, 2007.
    21. Дошкольное воспитание. – М.,№ 3, 2008.
    22. Дошкольное воспитание. – М.,№ 9, 2011.
    23. Дошкольное воспитание. – М.,№ 8, 2011
    24. Дошкольное воспитание. – М.,№ 5, 2011.
    25. Диагностический журнал. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.  – В.: Учитель, 2010.
    26. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
    27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль.1997.
    28. Кашин В.Б. Введение в теорию коммуникации.: Учеб.пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
    29. Кравцова Е., Берешковская Е. Ребенок внутри общения. Дошкольное образование. – М., 2005.
    30. Ломов Б. Ф. Проблема общения. – М., 1981.
    31. Лешли Д. Работа с маленькими детьми. – М. 1991.
    32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., Издательство. Речь. 2006.
    33. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет. Автореферат докт. Дис. – М.1974.
    34. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М. 1986.
    35. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – М.: Педагогика, 1974.
    36. Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М., 1981.
    37. Михайленко  Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
    38. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М. Мозаика-Синтез., 2005.
    39. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. Изд-во Скрипторий. – М. 2011.
    40. . Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.
    41. Развитие общения дошкольников со сверстниками./Под ред. Рузской А.Г. – М., 1989.
    42. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
    43. Развитие речи детей дошкольного возраста. /под ред. Сохиной Ф.А. – М., 1976.
    44. Ребенок в детском саду. Науч. метод.журнал. – М., № 2. 2001.
    45. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
    46. Сухина Е.М. Развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетенции у дошкольников. – Томск. 2002.
    47. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М,. 2000
    48. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.,1981.
    49. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). Лютова. Е.К., Монина Г.Б. – СПб. Изд. «Речь». 2006.стр 25.
    50. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи. – М.2010.
    51. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у                            дошкольников. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2005.
    52. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Планы занятий- 2-е изд., испр. и доп- М:Мозайка -  синтез, 2010.
    53.  Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры – занятия для детей раннего возраста.- М.2011.
    54. Е.А. Янушко. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. – «Мозаика-синтез». – М.2011.
    55. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики от 0 до 3 лет), -  М., 2009 г.
    56. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы в первой младшей группе детского сада, - М., 2012 г.
    57. В. Цвынтарный  «Играем пальчиками и развиваем речь», - М., 2010 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности с детьми первой младшей группы по образовательной области "Познавательное развитие"

    Конспект совместной деятельности с детьми первой младшей группы по образовательной области "Познавательное развитие", по теме "Путешествие к бабушке в деревню"Цель: обобщение и закрепление знаний о до...

    Обобщённый опыт работы "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"

    Описание опыта работы по теме. Театрализованные, дидактические, сюжетные игры для малышей, развиивающие их активный и пассивный словарь...

    Конспект совместной деятельности с детьми первой младшей группы по физическому развитию "Поможем кукле Кате"

    Конспект совместной деятельности в первой младшей группе по физическому развитию "Поможем кукле Кате"...

    План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

    Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

    План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

    В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...