Конспект логопедического занятия «Звук [И], буква И»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия  по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы. Знакомство со звуком и буквой "И", закрепление их правильного произношения, определение места звука в словах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_i.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук И, буква И».

Цель: Создание условий для закрепления правильного произношения звука [И], знакомство с буквой И.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Учить детей правильно артикулировать звук [и].

- Познакомить воспитанников с буквой «И».

- Учить выделять звук [и] из ряда гласных и определять его место в слове.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать навыки звукового анализа.

- Развивать слуховое внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать  усидчивость и интерес к новому.

- Воспитывать уважение друг к другу.

Ход занятия

  1. Вводная часть (Организационный момент).

- Ребята, встанем красиво, ровно.

- Ребята, у нас необычное занятие. К нам гости пришли посмотреть, как вы умеете правильно отвечать и самостоятельно работать. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями.

(Обращаю внимание на посадку детей.)

- Ребята, сядет на свое место тот, кто ответит на вопрос:

        - Какой сегодня день недели? (Четверг)

        - Сколько дней в недели? (7)

        - Месяц? (ноябрь)

        - Время года? (осень поздняя)

        - Чем покрыта земля? (снегом)

        - Как называется природное явление, когда падает снег? (снегопад)

II. Основная часть.

1. Развитие артикуляционной моторики.

- Для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

- Ребята, посмотрите к нам залетели снежинки. Возьмите их за варежку. Подуйте на них долго, плавно, спокойно, не напрягаясь. (Выработка плавной длительной воздушной струи)

- Прилетели к нам не только снежинки, но и льдинки. Кладем льдинку на середину карточки (на пустую клетку) (На партах у каждого лист с 9-ю квадратами и картинками)

-Сейчас внимательно слушайте, куда дальше полетит льдинка.

Даю указания: вверх, вправо, вниз, влево, снова вниз на один квадрат.

-Где остановилась льдинка? (на картинке)

- Что нарисовано на картинке? (варенье)

Выполним упражнение «Варенье»

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка. Укреплять  мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком облизывать губы, как будто варенье лежит на губах.

-Сейчас внимательно слушайте, куда дальше полетит льдинка.

Даю указания: вверх, вправо, вниз, влево, снова вниз на один квадрат и влево.

-Где остановилась льдинка? (на картинке)

- Что нарисовано на картинке? (часики)

Выполним упражнение «Часики»

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

Снова положите льдинку на серединку листа с расчерченными квадратами.

Полетела льдинка: внимательно слушайте!

Вниз, влево, вверх. Опустилась на картинку. Что нарисовано у вас клеточке? (расческа)

Выполним упражнение «Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

- Ребята, какие звуки и буквы мы с вами уже знаем? (звуки и буквы «А, У»)

- Мира охарактеризуй звук «А» (гласный, обозначается красным цветом, символ звука [А]   большой красный круг).

- Вова, дай характеристику звуку «У» (гласный, обозначается красным цветом, символ звука [У] маленький красный круг).

Физкультминутка

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Для того чтобы узнать с каким звуком и буквой мы познакомимся отгадайте загадки.

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

- А называют кораблик… (Иголка)

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка.

И машина, и зверушки

Называются… (Игрушки)

- Какой звук вы слышите в словах-отгадках в начале слова? (звук [И])

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о звуке [И].

3. Акустико – артикуляционный образ звука.

(работа с зеркалами)

- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [И] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (губы улыбаются). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

- Давайте произнесем звук [И] – громко, а теперь тихо.

- Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук. А гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (красным)

- Ребята, давайте попробуем пальцем напишем букву «И» в воздухе.

- Давайте выложим букву «И» из счетных палочек.

- Ребята посмотрите символ звука [И] – красная полоса.

- Я вам раздам листы, найдите букву «И» на своих листах. Проведите по ней пальчиком. Каким цветом мы ее закрасим? Почему? а рядом символ звука [И]. он тоже обозначается красным цветом.

А теперь давайте поиграем. Игра «хлопни в ладоши»

- Когда услышите звук «И» хлопаем в ладоши:

И  О  И  А  У  И  Э  И  И   Ы   О  Э   И  О 

- А теперь попробуем определить, где в слове находится звук И (начало, конец слова), нужную клетку закрасим красным цветом.

- А теперь предлагаю вам почитать. (Листы с символами звуков)

ДАЛЕЕ ПО ЛИСТУ

Пальчиковая гимнастика

        Разбросала осень листья

        Разукрасила их кистью

Мы в осенний парк пойдем,

В букеты листья соберем.

                Лист кленовый, лист осинки,

                Лист дубовый, лист рябинки,

                Рыжий тополиный лист

                На дорожку спрыгнул вниз.

III. Итог.

- Ребята вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились?

- С какой буквой?

- Максим дай характеристику звуку «И».

- Что понравилось больше всего?

- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:Звук [а], буква А. Задачи:Коррекционно – образовательные:  - уточнить произношение звука [...

конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]

- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]- определять позиции звука в словах;- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;- развивать фоне...

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные: - знак...

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.

. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...

Конспект логопедического занятия. Звук и буква "Ы"

Конспект логопедического занятия с детьми 6 - 7 лет.  Работа над фонетико - фонематическим слухом, знакомство с образом буквы....