конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Рахимова Лейсан Ильдусовна

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Занятие №3       Звук С, СЬ. Буква С.

  1. Орг.момент.

Сядит тот, кто скажет, что кому нужно: хоккеисту – клюшка, фигуристу – коньки, лыжнику лыжи и т. д.

  1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

а) Общее расслабление.

Как на горке – снег, снег,

Руки поднимают вверх.

И под горкой – снег, снег,

Приседают, опускают руки.

И на елке – снег, снег,

Встают и поднимают руки.

И под елкой – снег, снег.

Приседают, опускают руки.

А под снегом спит медведь

Тише, тише… Не шуметь!

Садятся на свои места и изображают спящего медведя.

Б) Развитие общей моторики.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

Дети взмахивают руками и кружатся.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Приседают, встают (2 раза)

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!

Руки поднимают вверх.

Как розовые яблоки,

Кольцо из рук над головой – «яблоки».

На ветках снегири!

Руки вверху, пальцы растопырены – «ветки».

В) Развитие мелкой моторики.

Птички полетели,

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Крыльями махали,

Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами.

На деревья сели,

Руки вверх, все пальцы широко расправить.

Вместе отдыхали.

То же, что и на первую строку.

Г) Массаж лица.

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

Д) Развитие мимических мышц.

Злится старуха зима -

Сердитое лицо.

Хочет заморозить маленького снегиря!

Злость.

Но снегирю все нипочем!

Удивление.

Повесим для него и других птичек кормушки!

Улыбка.

А птички с радостью будут к ним прилетать.

Радость.

Г)  Развитие артикуляционной моторики. Упражнение:

- для челюсти: медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов;

- для щек: « помидоры – толстячки», «огурцы худышки»;

- для губ: «трубочка» - «улыбка»( 5 раз);

- для языка: самомассаж – покусать язык (тя-тя-тя); расслабить язык,  пошлепать его губами (пя-пя-пя).

д) Работа по развитию дыхания и голоса.

- упражнение по развитию дыхания:

  Вы устали? Отдохнем,

  Больше воздуха вдохнем.

Выдох: - пффф( через рот) ----Пауза. ---- Возврат дыхания (вдох через нос). ---- Пффф----Пауза.----Возврат дыхания: -----Пфффф-----

Пауза----Возврат дыхания.

       На морозе расслабляться,

Очень, очень нам приятно.

- голосовые  упражнения: произносить на одном выдохе.

Вдох – выдох. АУО_________

                           АУО____________

                           АУО_________________

  1. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

А) Объявление темы.

Сегодня мы попробуем спеть песенки вместе с зимующими птицами и при этом будем следить за правильным произношением звуков С, СЬ.

Б) Акустико - артикуляционный образ звуков.

Проговаривание звуков  С, СЬ хором, индивидуально. Характеристика звуков.

Звук С – согласный ( не поется, воздух встречает преграду – зубы), твердый, глухой, свистящий.

Звук СЬ – согласный, мягкий, глухой, свистящий.

Звук  С – обозначается фишкой синего цвета, а звук Сь – фишкой зеленого цвета.

В) Развитие фонематического слуха.

Дети рассматривают предметные картинки с зимующими птицами. Нужно отобрать те картинки название которых начинаются на звуки С, СЬ ( снегирь, сорока, синичка, сова и т.д)

Г) Связь звуков и букв .

Рассматривание буквы С, подбор предметов, которые она похожа. Буква С – домик для звуков С, Сь. Выкладывание буквы С из веревочек.

Д) Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

- Игра « Скажи наоборот». СА – СЯ; Со – СЕ, Су – СЮ, Сы – Си.

- Звуковой анализ слогов СЫ, Си. Графическая схема.

- Подбор картинок ( из выставленных на доске схемам) к схемам:

с

к

с

з

к

с

к

( сок, сито).  Деление слов, на слоги, выделение ударного слога, составление слов из букв разрезной азбуки.

- Составление предложений со словами сок и сито. Членение их на слова. Запись графических схем.

4. Физкультминутка.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

Медленно приседают.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые снежинки.

Встают.

Кружатся над головою

Каруселью ….снеговою.

Кружатся.

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой….снегири.

Приседают.

  1. Упражнение по развитию лексико - грамматической стороны речи. Игра « Кто как голос падает?»

На столе у каждого ребенка разрезные картинки. Дети составляют из них изображение птицы и называют части ее тела. Логопед спрашивает: «Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? ( Зимующие.) Голоса каких птиц мы слышим зимой»?

     Голубь (что делает?) – воркует

Воробей – чирикает       сорока - стрекочит

Ворона – каркает            сова – ухает.

  1. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Сравнение звуков С, СЬ. Их характеристика.

Называние птиц, которые остаются зимовать.



Предварительный просмотр:

   Занятие №3       Звук С, СЬ. Буква С.

  1. Орг.момент.

Сядит тот, кто скажет, что кому нужно: хоккеисту – клюшка, фигуристу – коньки, лыжнику лыжи и т. д.

  1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

а) Общее расслабление.

Как на горке – снег, снег,

Руки поднимают вверх.

И под горкой – снег, снег,

Приседают, опускают руки.

И на елке – снег, снег,

Встают и поднимают руки.

И под елкой – снег, снег.

Приседают, опускают руки.

А под снегом спит медведь

Тише, тише… Не шуметь!

Садятся на свои места и изображают спящего медведя.

Б) Развитие общей моторики.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

Дети взмахивают руками и кружатся.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Приседают, встают (2 раза)

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!

Руки поднимают вверх.

Как розовые яблоки,

Кольцо из рук над головой – «яблоки».

На ветках снегири!

Руки вверху, пальцы растопырены – «ветки».

В) Развитие мелкой моторики.

Птички полетели,

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Крыльями махали,

Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами.

На деревья сели,

Руки вверх, все пальцы широко расправить.

Вместе отдыхали.

То же, что и на первую строку.

Г) Массаж лица.

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

Д) Развитие мимических мышц.

Злится старуха зима -

Сердитое лицо.

Хочет заморозить маленького снегиря!

Злость.

Но снегирю все нипочем!

Удивление.

Повесим для него и других птичек кормушки!

Улыбка.

А птички с радостью будут к ним прилетать.

Радость.

Г)  Развитие артикуляционной моторики. Упражнение:

- для челюсти: медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов;

- для щек: « помидоры – толстячки», «огурцы худышки»;

- для губ: «трубочка» - «улыбка»( 5 раз);

- для языка: самомассаж – покусать язык (тя-тя-тя); расслабить язык,  пошлепать его губами (пя-пя-пя).

д) Работа по развитию дыхания и голоса.

- упражнение по развитию дыхания:

  Вы устали? Отдохнем,

  Больше воздуха вдохнем.

Выдох: - пффф( через рот) ----Пауза. ---- Возврат дыхания (вдох через нос). ---- Пффф----Пауза.----Возврат дыхания: -----Пфффф-----

Пауза----Возврат дыхания.

       На морозе расслабляться,

Очень, очень нам приятно.

- голосовые  упражнения: произносить на одном выдохе.

Вдох – выдох. АУО_________

                           АУО____________

                           АУО_________________

  1. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

А) Объявление темы.

Сегодня мы попробуем спеть песенки вместе с зимующими птицами и при этом будем следить за правильным произношением звуков С, СЬ.

Б) Акустико - артикуляционный образ звуков.

Проговаривание звуков  С, СЬ хором, индивидуально. Характеристика звуков.

Звук С – согласный ( не поется, воздух встречает преграду – зубы), твердый, глухой, свистящий.

Звук СЬ – согласный, мягкий, глухой, свистящий.

Звук  С – обозначается фишкой синего цвета, а звук Сь – фишкой зеленого цвета.

В) Развитие фонематического слуха.

Дети рассматривают предметные картинки с зимующими птицами. Нужно отобрать те картинки название которых начинаются на звуки С, СЬ ( снегирь, сорока, синичка, сова и т.д)

Г) Связь звуков и букв .

Рассматривание буквы С, подбор предметов, которые она похожа. Буква С – домик для звуков С, Сь. Выкладывание буквы С из веревочек.

Д) Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

- Игра « Скажи наоборот». СА – СЯ; Со – СЕ, Су – СЮ, Сы – Си.

- Звуковой анализ слогов СЫ, Си. Графическая схема.

- Подбор картинок ( из выставленных на доске схемам) к схемам:

с

к

с

з

к

с

к

( сок, сито).  Деление слов, на слоги, выделение ударного слога, составление слов из букв разрезной азбуки.

- Составление предложений со словами сок и сито. Членение их на слова. Запись графических схем.

4. Физкультминутка.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

Медленно приседают.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые снежинки.

Встают.

Кружатся над головою

Каруселью ….снеговою.

Кружатся.

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой….снегири.

Приседают.

  1. Упражнение по развитию лексико - грамматической стороны речи. Игра « Кто как голос падает?»

На столе у каждого ребенка разрезные картинки. Дети составляют из них изображение птицы и называют части ее тела. Логопед спрашивает: «Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? ( Зимующие.) Голоса каких птиц мы слышим зимой»?

     Голубь (что делает?) – воркует

Воробей – чирикает       сорока - стрекочит

Ворона – каркает            сова – ухает.

  1. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Сравнение звуков С, СЬ. Их характеристика.

Называние птиц, которые остаются зимовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект подгрупповой НОД по теме "Звук и буква Ч" для детей подготовительной группы

Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»

Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...