Формирование навыков словоизменения у детей с ОНР Ш уровня
статья по логопедии

Черняева Марина Александровна

У детей с III уровнем нарушения речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словоизменения. У детей с ОНР, так же как и у детей с нормальным речевым развитием, этап формирования навыков словоизменения проходит в той же последовательности, но у детей с ОНР возникают трудности. В речи наблюдается неправильное сочетание слов в предложении, что приводит к неправильному употреблению окончаний. Формированию у дошкольников процессов  словоизменения необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а также служит подготовкой к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков словоизменения

у детей с ОНР Ш уровня

       При формировании словоизменения ребёнок должен уметь различать грамматические значения: рода, числа, падежа и др., так как прежде чем использовать языковые формы, ребёнок обязан понимать, что она означает. Появление новых грамматических форм слов усложняет предложения, и наоборот, - использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

       Общее недоразвитие речи представляет собой различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

       По мнению Зализняк А.А., словоизменение — система, при которой каждое слово (лексема) соответствует  всем его словоформам, т.е. парадигма. Чтобы выяснить, что такое словоизменение, его нужно сравнить со словообразованием.  Формы словоизменения различаются грамматическим значением (например: телефон и телефону различаются значением падежа), а лексическое значение у них одинаковое.

        Словоизменение развивается у детей благодаря повседневному общению с взрослыми, а так же совместной деятельности с ними: ситуативно-деловое общение в младшем возрасте, неситуативное в старшем.  В семье общение появляется и разворачивается без всякого умысла.

       Словоизменение в русском языке выражаются разнообразием окончаний слова, которые  при формировании группируются в различные типы склонений и спряжений глаголов. Из-за сложности такой системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Употребление форм слов в том виде, в котором они были услышаны из речи окружающих, и использование слов с другими словами своего словаря  является основным показателем развития этого этапа. Усвоив однажды слово, ребенок использует его для обозначения различных ситуаций. В процессе познания связной речи и рассказывания дети начинают пользоваться сочинительной связью. Часто употребляют простые распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, а также используют прямую речь.

       У детей с нарушением речи при  формировании  грамматического строя возникают большие трудности, чем в овладении активным и пассивным словарем. Это обосновывается  тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

       Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги ИЗ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог ЧЕРЕЗ), дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги К, ПО), предложного падежа для обозначения места (предлоги В, НА). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще.

        У детей с III уровнем нарушения речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словоизменения. У детей с ОНР, так же как и у детей с нормальным речевым развитием, этап формирования навыков словоизменения проходит в той же последовательности, но у детей с ОНР возникают трудности. В речи наблюдается неправильное сочетание слов в предложении, что приводит к неправильному употреблению окончаний.

        Формированию у дошкольников процессов  словоизменения необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а также служит подготовкой к обучению грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентациия : "Игры и упражнения на формирование навыков словоизменения в речи дошкольников"

Данная презентация поможет воспитателю подобрать  игры и упражнения на формирование у дошкольников грамматического  строя речи....

«Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии»

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников...

Формирование навыков словоизменения и словообразования у старших дошкольников с ОНР в процессе ИЗО деятельности.

     Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка, поскольку речь и мыш...

Игры на формирование навыков словоизменения и словообразование

1. Игра «Что спрятано?»Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе, винительном падеже.Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, цветы.Описание игры...

Игры и упражнения на формирование навыков словоизменения.

Игры и упражнения на формирование навыков словоизменения и словообразования...

Формирование навыков словоизменения существительных у дошкольников с ЗПР

Обобщение педагогического опыта представляет собой систему работы по формированию навыков словоизменения  существительных у дошкольников с ЗПР...

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В данной статье раскрывается роль дидактической игры, как  многогранной, универсальной категории, которая может выступать как средством, методом, так формой решения задач по коррекции речи д...