Формирование навыков словоизменения и словообразования у старших дошкольников с ОНР в процессе ИЗО деятельности.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Терентьева Татьяна Сергеевна

       Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка, поскольку речь и мышление тесно связаны. У детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (далее ОНР) лексико-грамматический строй совсем не совершенен: словарь беден, употребление имеющихся в лексиконе слов не соответствует законам языка, стремления к образованию слов нет. Ребёнку с речевой патологией недостаточно однажды услышать слово, чтобы в дальнейшем в определенной ситуации образовать новое слово, похожее по каким- либо характеристикам или назначению, или изменить даже знакомое слово аналогично словам, схожими определёнными грамматическими признаками. Средства изобразительной деятельности могут активно использоваться в коррекционно-логопедической работе, так как они оказывают огромное коррекционное влияние на формирование и развитие всех высших психических функций. Изображение различных предметов и сюжетов развивает наблюдательность, любознательность, аналитико-синтетическую деятельность, коммуникативную функцию ребёнка, что способствует формированию и развитию лексико-грамматического строя языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков словоизменения и словообразования у старших дошкольников с ОНР в процессе ИЗО деятельности.

          Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка, поскольку речь и мышление тесно связаны. В норме, к старшему дошкольному возрасту детям уже доступны все закономерности связи слов в словосочетаниях и предложениях, они легко оперируют практически всеми частями речи, способны изменять слова и даже образовывать новые. Формирование навыков словоизменения и словообразования особенно важны, так как, несмотря на внешнюю лёгкость и примитивность, они являются по своей сущности сложными аналитическими действиями.

          У детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (далее ОНР) лексико-грамматический строй совсем не совершенен: словарь беден, употребление имеющихся в лексиконе слов не соответствует законам языка, стремления к образованию слов нет. Проблема формирования навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на сегодняшний день, к сожалению, очень актуальна, так как детей этой категории становится всё больше. Эти дети не чувствуют связи, существующей между словами, закономерностей изменения и образования слов, они просто не обращают внимание на них. Это очень сильно препятствует общению, так как они не могут чётко излагать свои мысли, становятся непонятны для окружающих, и вследствие этого, и у них к окружающим, и у окружающих к ним теряется интерес и потребность во взаимодействии. Кроме того, несформированная лексико-грамматическая сторона речи значительно тормозит дальнейшее развитие ребёнка в целом, делает невозможным освоение ряда других учебных дисциплин, может стать причиной неуспеваемости ребёнка в школе, если его своевременно не устранить.

         В норме, ребёнок усваивает лексико- грамматические единицы непроизвольно, неосознанно- просто запоминает слова- шаблоны, обозначающие определённые предметы в определённой ситуации, объекты и явления окружающего мира, и затем, на основе этих шаблонов способен так же неосознанно грамотно изменить похожие по грамматическим категориям слова и образовать новые. И чем больше у ребёнка в экспрессивной или даже в импрессивной речи определённых шаблонов, тем легче ему даётся словообразование и словоизменение.

         Ребёнку с речевой патологией словоизменение и словообразование не доступны, ему недостаточно однажды услышать слово, чтобы в дальнейшем в определенной ситуации образовать новое слово, похожее по каким- либо характеристикам или назначению, или изменить даже знакомое слово аналогично словам, схожими определёнными грамматическими признаками. Для него это слишком сложно, так как помимо скудного лексикона, у такого ребёнка имеются нарушения в психическом развитии, из-за чего он не способен провести аналогию. Лишь многократное восприятие, проговаривание и повторение ребёнком несформировавшихся звеньев грамматического строя в процессе различных видов деятельности: игровой, изобразительной, исследовательской, коммуникативной, двигательной может способствовать переходу на качественно новый уровень развития.    

         Использование средств изодеятельности на логопедических занятиях углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Изображая, дошкольники замечают происходящие с предметами изменения, их отношения, существующие между ними связи. Изображение различных предметов и сюжетов развивает наблюдательность, любознательность, аналитико-синтетическую деятельность, коммуникативную функцию ребёнка, что способствует формированию и развитию лексико-грамматического строя языка. Средства изобразительной деятельности могут активно использоваться в коррекционно-логопедической работе, так как они оказывают огромное коррекционное влияние на формирование и развитие всех высших психических функций, а именно: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.

        В процессе специально организованных коррекционно-логопедических занятий с элементами изодеятельности ребёнок слушает речь педагога, учится вслушиваться в неё, замечает малейшие изменения слов, обращает внимание на производные слова и, постепенно, в наиболее интересной для него форме, ему становится доступно вычленение морфем как значащих элементов языка, оперирование ими, он усваивает закономерности родного языка.

         Использование средств изодеятельности способствует познанию окружающей действительности, расширению представления о предметах, явлениях, в следствии чего формируются всё новые и новые обобщения, благодаря которым, со временем, при возможности не только познавать, но и делиться впечатлениями, опытом, формируется чувство языка. Ребёнок быстрее начинает правильно воспринимать слова в составе предложений, грамматически правильно употреблять знакомые и незнакомые слова в собственной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии»

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников...

«Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников в быту в процессе игровой деятельности»

Проблема формирования основ безопасного поведения, умение выбрать тот способ взаимодействия с  окружающим миром, который был бы приемлем для самого ребенка....

Игры на формирование навыков словоизменения и словообразование

1. Игра «Что спрятано?»Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе, винительном падеже.Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, цветы.Описание игры...

Конспект непрерывной образовательной деятельности 5-6 лет «Формирование навыков сотрудничества и взаимопомощи у старших дошкольников»

Цель: Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.Задачи:Воспитывать художественный вкус, самостоятельность и творческую инициати...

Методические аспекты формирования навыка словоизменения имен существительных у старших дошкольников с ОНР

Нормативное овладение языком является одним из обязательных условий для полноценного речевого и общего развития детей....

Формирование навыков словоизменения глагола по числам у дошкольников

Формирование навыков словоизменения  глагола по числам у дошкольников...