«Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников в быту в процессе игровой деятельности»
проект по обж (старшая группа) на тему

Проничева Татьяна Александровна

Проблема формирования основ безопасного поведения, умение выбрать тот способ взаимодействия с  окружающим миром, который был бы приемлем для самого ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\DCIM\100OLYMP\PB090075.JPG

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотой петушок» п.Пангоды Надымского района»

ул. Ленина, д.24. п.Пангоды, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757

тел.(3499) 56-19-38, 56-19-92 ИНН 8903020450, КПП 890301001, р/с № 4071810900004000002

в РКЦ НАДЫМА г.НАДЫМА

                                                        ПРОЕКТH:\новый 4\Мои рисунки\дети\Копия (2) 12456.png

 «Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников в быту в процессе игровой деятельности»

Автор проекта:

Воспитатель

БыстроваТатьяна Александровна

               

 

                                                               

2017-2018 год

Содержание

Паспорт проекта……………………………………………………………………………………3

  1. Введение

Актуальность, инновационная значимость проекта……………………………………...…..…4

Цели и задачи проекта……………………………………………………………………………..5

  1. Реферативная  часть

Теоретические основы проекта……………………………………………………………………5

Концептуальные основы проекта…………………………………………………………………6

Новизна проекта……………………………………………………………………………………6

  1. Проектная  часть

Нормативно-правовая база проекта……………………………………………………………….6

Стратегия и механизм достижения поставленной цели…………………………………………7

Содержание и этапы реализации  проекта………………………………………………………..7

Формы  и методы проекта……………………………………………………………………….....9

Интеграция с другими образовательными областями.…………………………………………...9

Предметно-развивающая среда.……………………………………………………………..……10

Работа с родителями.……………………………………………………………………..…..……10

Мониторинг……………………………………………………………………………………..…11

Возможные риски……………………………………………………………………………..…...12

Ожидаемые результаты……………………………………………………………………………12

Перспектива………………………………………………………………………………………..12

  1. Заключение

Оценка эффективности работы с детьми………………………………………………………...13

Практическая значимость проекта……………………………………………………………….14

Выводы…………………………………………………………………………………………….14

  1. Список литературы………………………………………………………………………..15
  2. Приложения………………………………………………………………………………..17

Приложение 1. Анкета для родителей.

Приложение 2.Перспективный план по основам безопасности жизнедеятельности

для занятий с детьми дошкольного возраста

Приложение 3. Непосредственно организованная образовательная  деятельность

на тему «В мире опасных предметов».

Приложение 4. Картотека игр и НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со своим организмом, органами чувств. Здоровый образ жизни

Приложение 5. Консультация для воспитателей. Как воспитывать безопасное поведение у дошкольников

Приложение 6. План методической работы с воспитателями  на тему «Правила безопасного поведения в быту»

Приложение 7. Перспективное планирование работы с родителями

Приложение 8. Критерии оценки приобретенных знаний детей

Приложение 9. Мониторинг формирования знаний о безопасности жизни у детей дошкольного возраста


Паспорт проекта

Тема проекта

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор

Быстрова Татьяна Александровна

Условия реализации проекта

Реализация проекта проводилась на базе МДОУ ДС «Золотой петушок» п.Пангоды, Надымский район, ЯНАО. Специальных материальных, кадровых или других условий не требовалось.

В методическом плане: диагностический и тематический материал,  педагогическая  литература имелась в наличии.  

Проблема

Проблема формирования основ безопасного поведения, умение выбрать тот способ взаимодействия с  окружающим миром, который был бы приемлем для самого ребенка.

Актуальность

         Объективная  необходимость информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретение ими опыта безопасного поведения в быту, важность целенаправленной деятельности в этой области.

Цель

Формирование   в процессе игровой деятельности у старших дошкольников  представлений о наиболее типичных, часто встречающихся опасных ситуациях и навыков безопасного поведения  в них.

Задачи

1. Систематизировать знания дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту  через дидактические игры.

2. Формировать практические навыки поведения в условиях игрового пространства через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними.  

3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнения правил поведения в быту.

Новизна

  • Использование метода ситуативно-имитационного моделирования как способа накопления опыта безопасного поведения старших дошкольников в быту;
  • Разработка и апробация комплексных мероприятий по формированию навыков безопасного поведения в быту, интегрированных во все виды образовательной  деятельности.


Введение.

Актуальность, инновационная значимость проекта.

  Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.         Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.

   Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни. Поэтому  «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.        

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.        

Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность  ребенка,  его  активность  в  вопросах познания     окружающего,     поощряемая     взрослым,     порой     становится

небезопасным  для  него.   Формирование  безопасного  поведения  неизбежно

связано  с  целым  рядом запретов.  При этом  взрослые  люди,  любящие  и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.        

      Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали    несамостоятельными,    безынициативными,    не    могут    принимать самостоятельно решение,  не знают  к кому обратиться за помощью, не умеют

принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе.  Безопасность-это   не   просто   сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы  обусловлена         объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Цель проекта:

Цель проекта:  Формирование   в процессе игровой деятельности у старших дошкольников  представлений о наиболее типичных, часто встречающихся опасных ситуациях и навыков безопасного поведения  в них.

Задачи проекта:

1. Систематизировать  знания  дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту  через дидактические игры.

2. Формировать практические навыки поведения в условиях игрового пространства через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними.  

3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнения правил поведения в быту.

2. Реферативная  часть

Теоретические основы проекта

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

Программа Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка».

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации  дома.

Концептуальные основы проекта

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь  с  повышенной  любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих  ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации

 Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза»  из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое мероприятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

Новизна проекта        

  • Использование метода ситуативно-имитационного моделирования как способа накопления опыта безопасного поведения старших дошкольников в быту;
  • Разработка и апробация комплексных мероприятий по формированию навыков безопасного поведения в быту, интегрированных во все виды образовательной  деятельности.

Нормативно-правовая база проекта

•        Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г № 273-ФЗ);

•        «Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Золотой петушок» п. Пангоды (Приказ № 1115 от 18.12.2013г.);

•        Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Золотой петушок» п. Пангоды (Приказ № 62 от 20. 05.2011г.);

Стратегия и механизм достижения поставленной цели.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: сентябрь 2017г. – май 2018 г., долгосрочный, реализуется в течение учебного года.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их родители,  воспитатели.

Содержание и этапы реализации  проекта

Первый этап – подготовительный  

(диагностический, 1-2 неделя сентября) 2017года.

 В ходе реализации данного этапа  проводилась диагностика, уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту через дидактические игры. (Приложение 8). На основе собранных данных был проанализирован уровень сформированности знаний и  навыков безопасного поведения старших дошкольников в быту (Приложение 9). Анализ  исследований позволил выделить следующие компоненты опыта безопасного поведения в быту:

  • знания о правилах безопасности;
  • навыки безопасного поведения;
  • отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности.

Это помогло лучше сориентироваться в  индивидуальной проблеме каждого ребенка, учесть необходимые игры, задания и упражнения в  планировании работы. В ходе реализации данного этапа  проводилось анкетирование по выяснению уровня  компетентности родителей в вопросах безопасного поведения детей в быту. (Приложение 1). А также ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, игры с ребенком). Были составлены план – график мероприятий с воспитателями и родителями  (Приложение 2),  перспективный комплексно-интегративный план  работы с детьми и родителями  на учебный год (Приложение 6,7). Также обновились в группе уголки по безопасности.

На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием игровых ситуаций. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди, «Соедини по точкам» направлены на выявление и закрепление знаний об источниках опасности. Игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др.- об угрожающих ситуациях и правилах безопасности посвящены. «Мы - спасатели», «Сто бед» и  д.р. – выявление    знаний о действиях в опасных ситуациях.

Второй  этап  основной

(практический, 3-4 неделя сентября 2017г.– 3 неделя мая 2018г.).

Второй этап включает в себя апробирование  системы ситуативно-имитационных игр, направленных на имитирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделирование угрожающих ситуаций с учетом активной позиции ребенка.        

В связи с этим были определены условия реализации этой системы в работе с детьми:    

-специально сконструированная  предметно-игровая  среда  в виде  макета домашней обстановки;

-предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

-«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

- поддержание адекватного эмоционального фона.

В рамках проекта начата  работа  над  дидактическим и методическим  пособием «Безопасный дом». Вместе с детьми специально  были изготовлены   макеты  кухни и комнаты, где  разыгрываются  ситуации опасного и безопасного поведения. В дополнение к макету заранее были  вырезаны из бумаги  мебель, инструменты, бытовая техника,  предупреждающие знаки: Х – нельзя пользоваться; ! – осторожно пользоваться. Дети определяли  какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды, и что нужно делать в момент опасности. Наряду с этим широко использовали проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду», «Почистим хомячку морковь», «Поможем няне: стираем, гладим» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.

Перспективный план по основам безопасности жизнедеятельности для занятий с детьми дошкольного возраста представлен в приложении 4.

В ходе реализации второго этапа был разработан ряд  ситуативно-имитационных  игр в электронном виде (с помощью программы Power point) для компьютера и сенсорной доски («Можно-нельзя», «Помоги Незнайке разложить бытовые предметы на полку», «Огонь и проделки Лунтика» и др.).

На данном этапе широко использовали  тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.

Являясь организатором и руководителем  «Музея пожарной безопасности» с 2012г по настоящее время  веду планомерную работу по формированию у детей безопасного поведения в быту. На сайте социальной сети работников образования nsportal.ru   был  создан  персональный блог http://nsportal.ru/denisova-bystrova-tatyana-aleksandrovna, где планируется  ежемесячно   пополнять рубрики дидактическими играми «Для вас, воспитатели» и «Для вас, родители». Еженедельное   пополнение рубрик  реализуется   на основе разрабатываемого         учебно-дидактического  комплекса «Безопасный дом» (часть комплекса представлена в виде Картотеки дидактических игр).

Третий  этап.  Заключительный

(контрольно – диагностический, май 2018года)

Чтобы проверить эффективность условий,  которые были реализованы в ходе основного этапа в МДОУ «Детский сад «Золотой петушок» п.Пангоды, Надымский район, ЯНАО,  были использованы те же методики,  что и на подготовительном этапе.

Формы  и методы проекта 

Наиболее  эффективными были  следующие методы и приемы работы: дидактические игры, ситуативно-имитационные  игры, рассматривание фотографий с изображением сверстников в ситуациях обращения с предметами быта, чтение специально подобранных произведений художественной литературы с последующими беседами по ним, «истории из жизни», опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах.  Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах проводили специальные занятия с участием медицинской сестры.

В ходе проекта была осуществлена систематизация игрового материала в соответствии с различными видами деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность

Игровая деятельность

Двигательная деятельность

Художественно-творческая деятельность

Игры на подиуме

Игры-тренинги

Развивающие игры

Обучающие игры

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Игротека

Настольно-печатные игры

Подвижные игры

Игры- соревнования

Театрализованные игры

 

Организация работы с детьми по формированию навыков безопасности жизнедеятельности предполагала помимо игр и другие формы взаимодействия взрослого и ребенка. Постоянными  партнерами были не только дети, но и их родители, а это значит информационный материал закреплялся с детьми и дома, в более привычных для них условиях.

Интеграция с другими образовательными областями

При организации образовательного процесса учитываются принцип интеграции образовательных областей. Наиболее тесная интеграция просматривается с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие». Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, мы использовали следующие приемы: чтение детям рассказов и стихотворений и вместе с воспитанниками анализировали поступки героев, фрагмент рассказа служит иллюстрацией к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью определения детьми мер предосторожности.

А так же и с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

В течение учебного года одну неделю в квартал посвящали этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в одну проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка, в течение недели, объединённые одной темой «Органы чувств - наши помощники», «Опасности, которые окружают нас дома» позволяют детям как можно глубже усвоить материал. Полученные знания в рамках «Тематической недели» - закрепляли в течение всего года в играх, спортивных конкурсах, вечерах развлечениях.

Предметно-развивающая среда

В группе был создан  комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий формированию основ безопасности жизнедеятельности. Создано  пространство, где дети могут познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей и их родителей, буклеты, альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные»).

В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов.

Одной из основных задач - обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «101», «102», «103», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».

Таким образом, развивающая среда, обогащенная дидактическими играми, атрибутами, пособиями, способствующие формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со своим организмом, органами чувств представлена в приложении 3.

Работа с родителями

Большая роль в проекте отводится семье. Без  активного участия родителей, не возможно решить поставленные задачи в полном объёме.

Для работы с родителями были составлены анкеты, «Азбука для родителей», консультации, памятки, рекомендации, презентации, советы и т.д.:

  • «Не оставляйте детей без присмотра».
  • «Что нужно делать при пожаре».
  • «Как знакомить детей с основами безопасности».        
  • «Ожог у ребенка» (консультация ст.м/с).
  • «Как устанавливать елку».
  • «Не допускайте шалостей с огнем».
  • «Как вести себя во время пожара».
  • «Ребенок и огонь: обеспечить безопасность».        
  • «Отчего происходит пожар».
  • «Предметы, требующие осторожного обращения».
  • «Использование и хранение опасных предметов».        
  • «Личная безопасность».
  • «Обращение с электрическими приборами».
  • «Правила поведения при пожаре».

Перспективное планирование работы с родителями представлено в приложении 6.

Мониторинг.

Эффективность реализации проекта по формированию навыков безопасного поведения дошкольников в процессе игровой деятельности проверяется практическими способами: беседа, наблюдение, сравнительный анализ, мониторинг эффективности работы по итогам обучения (Приложение 8).

Показатели и критерии уровня формирования навыков безопасного поведения.

Уровень

Критерии

Низкий

Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.

Средний

Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.

Высокий

Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.

Возможные риски

  • Трудности взаимодействия с семьями, находящимися в группе риска -  подключение социального педагога и психолога;
  • негативная  позиция родителей – обеспечение личностно-ориентированного подхода всех специалистов ДОУ. 

Ожидаемые результаты

1.        Повысится уровень знаний и умений детей в  области безопасного поведения  в быту через использование метода ситуативно-имитационного моделирования;

2.        Повысится уровень педагогической  компетентности родителей по вопросам формирования практических навыков безопасного поведения детей в домашней среде;

3.        Подтвердится эффективность  использования метода ситуативно-имитационного моделирования для формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в бытовой среде.

Перспектива

  1. Обогащение  развивающей среды для работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.
  2. Завершить  работу над  учебно-дидактический комплексом  «Безопасный дом». 
  3. Разработать диагностическую методику с приложением для детей 6-7 лет;
  4. Совместно с родителями разработать и внедрить дневник безопасности для каждого ребёнка.
  5. Внедрение данной системы работы в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Заключение.

Оценка эффективности работы

В течение  сентября 2017г. – март 2018г. на базе МДОУ ДС «Золотой петушок» п.Пангоды, Надымский район проходит  апробация проекта «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в процессе игровой деятельности». В конце учебного года (3-я неделя мая) будет проведено итоговое диагностирование уровня сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в быту в  процессе игровой деятельности.

Тем не менее, в январе 2018 г. было проведено промежуточное диагностирование, результаты которого представлены в Приложении 9.

Сравнивая результаты  промежуточного мониторинга  по образовательной области «Безопасность»   в старших  группах «Чебурашка» и «Колокольчик», можно с уверенностью сказать, что   уровень знаний детей  в   группе  «Чебурашка», где   проводилась целенаправленная работа по формированию основ безопасности, выше на 12% . Дети могут свободно общаться по телефону, знают номера спецслужб. Не  путают обозначения светофора. Воспитанники усвоили главное правило выживания – без паники. Они спокойно реагируют на тренировочные занятия по отработке действий при экстренной эвакуации. Могут назвать причины пожара и рассказать об опасностях, которые могут подстерегать их дома, особенно когда они находятся дома одни. В ходе работы прослеживается явная динамика повышения уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей как в количественном измерении, так и в качественном.  Проведенная работа не только сформировала в полной мере знания по основам безопасности жизнедеятельности, но и открыла «коммуникативные каналы» детей. Они объясняли друг другу и взрослым свою точку зрения, свои переживания, подбадривали друг друга, контролировали, оценивали, не соглашались, спорили. Было отмечено, что отношения в группе улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.

Таким образом, в ходе реализации проекта по ознакомлению детей с основами безопасности уже на втором его этапе   дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У них появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама. Одним запретом «НЕЛЬЗЯ» невозможно избежать несчастных случаев, поэтому необходимо стремиться, не запрещать, а дать ребенку исчерпывающие знания. И когда дети пойдут в школу, я за них буду спокойна, потому что уверена в том, что они умеют применять полученные знания на практике: в быту и в экстремальных ситуациях.

Практическая значимость проекта

 Практическая   значимость  работы заключается в обобщении материалов по проблеме формирования  основ   безопасности   жизнедеятельности  в ДОУ и подборке методических материалов по безопасности жизнедеятельности детей.

Выводы

Таким образом,

  • В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.
  • Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
  • Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.


 Список литературы

  1. Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Ананьев В.А. - Томск; Томский гос. университет, 2009. - 220 с.
  2. Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» [Текст] / Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. // Обруч. - 2010 - N 1. - С. 5-6.
  3. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация [Текст] / О.Е. Баксанский // Наука и школа. - 2010. - №1. - с. 19-25.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М.: Просвещение, 2010
  5. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Вавилова Е.Н. - М.: Просвещение, 2010. - 56 с.
  6. Васильева М.А. Руководство играми детей М.: Просвещение, 2012
  7. Дошкольное образование в России в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 2009.
  8. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений/ Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. - М., 2010.
  9. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб.пособ. для студ. пед. ин-тов. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. - М., 2009.
  10. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика. [Текст] Учебное пособие / Н.С. Ежкова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003. - 85 с.
  11. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации. [Текст]/ Ильницкая И.А. - М., 2008. - 356 с.
  12. Касабуцкий Н.И. и др. Давайте поиграем М.: Просвещение, 2009
  13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 4-е издание., стер. - М.: «Академия», 2012. - 416 с.
  14. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. [Текст] / Кудрявцев Т.В. // Педагогика и психология. - 2012. - №4 - 201 с.
  15. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение - понятие и содержание. [Текст]/Кудрявцев Т.В // Вестник высшей школы. - 2010. - №4 - с. 24-32.
  16. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления. [Текст]/ Кудрявцев Т.В. - М., 2009. - 370 с.
  17. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст] // Под ред. А.А. Давыденко. Д.Г. Левитес. - Мурманск, 2012. - 221 с.
  18. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. [Текст] Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов.: Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2012. - 270 с.
  19. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. [Текст] / Леонтьев А.Н. - М.: Политиздат, 2012. - 304 с.
  20. Лернер, И. Л. Проблемное обучение. [Текст] / Лернер И.Л. - М., 2009. - 267 с.
  21. Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках [Текст] / Мартынов С.М. - М.: Просвещение, 2010. - 78 с.
  22. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009
  23. Основы безопасности дошкольников [Текст]/ Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2009.
  24. Поддубная, Л.Б. Правила дорожного движения. Старшая группа. [Текст]/ Л.Б. Поддубная - Волгоград: Корифей. - 96 с.
  25. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс[Текст]: Учеб.для студ. высших учебных заведений: в 2 кн./ И.П. Подласый - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. - Кн. 1: Общие основы процесса обучения. - 576 с.
  26. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 2010.
  27. Толковый словарь русского языка./ Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. - Издательство «Азъ» - М., 2009.


Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!
Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы:

Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в семье, образование –

__________________________________________________________________
Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста._____________________________________________________

  1. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости): - родители
  1. Воспитатели_______________________________________________________________
  2. Школьные учителя___________________________________________________________

3.  Медицинские работники______________________________________________________
4.  Преподаватели безопасности жизнедеятельности_________________________________

5.  Другие (укажите)_____________________________________________________________

  1. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются у Вас в доме:

    ________________________________________________________________________________

4.Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста:

1.  Нельзя играть спичками, зажигалками___________________________________________
2. Нельзя трогать электроприборы_________________________________________________
3. Нельзя брать лекарства без разрешения___________________________________________
4. При пожаре – не прятаться, позвонить по 01_______________________________________
5. Другие (укажите)______________________________________________________________

5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?

1.Прячем______________________________________________________________________
2.Учим пользоваться (уточните чем)_______________________________________________
3.Запрещаем__________________________________________________________________

4. (свой вариант)________________________________________________________________
Остается ли Ваш ребенок на некоторое время дома один? Если да, то что Вы говорите ему, когда уходите:

1. Не ешь грязные овощи и фрукты_________________________________________
2. Никому не открывай дверь______________________________________________________
3. Не трогай лекарства___________________________________________________________
4. Не включай газ/плиту__________________________________________________________
5. Не играй спичками____________________________________________________________
6. Не подходи к телефону_________________________________________________________

7. (укажите свой вариант)_________________________________________________________

  1. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?
    А) да б) нет в) не знаю г) только (подчеркните что)
  1. Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите какие и знает ли Ваш ребенок, как вызвать (подчеркните):
    1. скорую помощь - да, нет, не знаю
    2.  милицию - да, нет, не знаю
    3.  пожарных - да, нет, не знаю
  1. Известна ли Вам литература, где указано как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту? (по возможности, укажите автора и название).
    ________________________________________________________________________________
  2. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях в доме? (по возможности укажите название).
    ________________________________________________________________________________
  3. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту?
    ________________________________________________________________________________
  4. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту?_____________________________________________________________


Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения?
________________________________________________________________________________

  1. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту, и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов дошкольного учреждения?
  2. Какие травмы получал Ваш ребенок дома? (ответ обведите):
  1. Порезы
  2. Отравления (чем) 
  3. Ожоги (уточните какие)
  4. Электротравмы
  5. Переломы
  6. Попадание инородных тел
  7. Ушибы  
  8. Другое (укажите).
  1. Ваши действия при порезах и ссадинах (выберите):
  1. Промыть рану проточной водой
  2. Приложить холодный предмет
  3. Прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом
  4. Обработать края раны йодом
  5. Наложить повязку.
  1. Первая помощь при термических ожогах (выберите):
  1. Подставить под струю холодной воды
  2. Смазать маслом или вазелином
  3. Обработать йодом или спиртом
  4. Наложить сухую повязку
  5. Вскрыть пузыри.
  1. Что Вы будете делать, если в комнате начался пожар? Укажите. 

________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Приложение 2

Перспективный план

по основам безопасности жизнедеятельности

для занятий с детьми дошкольного возраста

Тема

Игра

старшие группы

1.

Транспорт.

Транспорт. Азбука безопасности.

- уточнить представление детей о транспорте;

- развитие у детей быстроты мышления, смекалки и речевой активности

сентябрь

2.

Вежливые пассажиры.

В городском транспорте. ПДД.

- познакомить детей с правилами поведения в транспорте;

- развитие у детей культуры поведения

сентябрь

5.

Безопасность при обращении с животными

Контакты с животными

- познакомить детей с правилами общения с животными

Октябрь ноябрь

6.

Эта спичка-невеличка

Правила пожарной безопасности

- показать детям значение огня в жизни человека;

- дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём;

- познакомить с правилами пожарной безопасности

ноябрь

7.

Пожарная безопасность

Табак. Пассивное курение

(в рамках декады «SOS»)

- продолжить знакомить детей с правилами пожарной безопасности;

- познакомить детей с правилами поведения при пожаре

декабрь

8.

Безопасность в доме

Безопасное поведение в быту

- познакомить детей с такими опасностями дома как: острые, колющие и режущие предметы, электроприборы, стиральные машины, лекарства и бытовая химия, газ, балкон, лестничные перила, лифт

декабрь

9.

Личная безопасность дома

Электробезопасность

- познакомить детей с правилами безопасного поведения при ситуации "если незнакомый человек звонит в дверь"

январь

10.

Один дома

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома

- познакомить детей с основами безопасного поведения в ситуации "один дома"

февраль

11.

Правила безопасности дома (практическое занятие)

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице

- закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома

февраль

12.

Личная безопасность на улице

Внешность человека может быть обманчива

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице

март

13.

Безопасность в играх на улице

Насильственные действия незнакомого взрослого на улице

- познакомить детей с правилами безопасного поведения в играх на улице;

- познакомить детей с правилами безопасного пребывания на солнце в жаркую погоду

март

14.

Безопасность на льду

Безопасность в городе

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на льду

апрель

15.

Безопасность на воде

Как устроено тело человека

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде

апрель

16.

Оказание первой помощи

Что бывает, когда глаза не берегут

- познакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах, ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах, попадании мусора в глаза, обморожениях.

май

17.

О пользе купания и умывания

Личная гигиена. Микробы и вирусы

- рассказать детям о пользе купания и умывания;

- привитие детям культурно-гигиенических навыков

май


Приложение 3

Непосредственно организованная образовательная  деятельность

на тему «В мире опасных предметов»

Цель: Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. Дать знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож).

Оборудование: иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», Материал к занятию: Карточки с точным изображением предметов; опасные предметы: инструменты – пила, топор, молоток, гвоздь, нож, клещи, спички;
швейные принадлежности – катушка ниток, иголка, ножницы;
лекарственные препараты – таблетки, йод, микстура, градусник, шприц;
игрушки – мяч, кубик, мелкие резиновые игрушки, кукла.

Ход занятия.

1.  Игра «Подбери игрушку Танюшке»

(Дети выбирают из коробки картинки с изображением предметов:  инструменты, игрушки, швейные принадлежности и лекарства, те предметы, которыми, по их мнению, может играть кукла Таня).
Когда задание будет выполнено, предложить детям обосновать свой выбор.
В ходе беседы сделать выводы:
можно/нельзя играть опасными предметами. Почему? Что может произойти? Как поступить, если получил травму? (Помазать йодом, вызвать скорую помощь – 03). Что нужно сделать, если случился пожар? (Позвонить по номеру 01, назвать имя, фамилию, адрес).

2. Работа с иллюстративным материалом. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением опасных ситуаций (неправильное пользование иглами , ножом, розеткой, лекарствами, молотком, спичками, газовой плитой, ножницами) и комментирует каждую иллюстрацию.

1. Не играй со спичками – это опасно!

Я спичек коробок нашел

И высыпал его не стол,

Хотел устроить фейерверк –

Все полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжет меня всего…

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!!

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не, шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надежный старый друг.

  1. Не включать газовую плиту.

Как мама, я хочу уметь

Все  ручки на плите вертеть,

И спички ловко зажигать,

И газ включать и выключать.

Но мама строго мне сказала:

- К плите чтоб руки не совала!

Опасно это, так и знай!

Пока за мной понаблюдай.

И к газу ты не подходи

Сперва немного подрасти!

3. Будь осторожен при обращении с источником тока.

Ты, малыш, запомнить должен;

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвозди в нее совать.

Сунешь гвоздик ненароком –

И тебя ударит током,

Так ударит, что, прости,

Могут даже не спасти!

4. Не разбрасывай вокруг острые предметы.

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвози на дороге

Ты увидел – убери!

Это острые предметы

Не бросайте на полу.

Сам наступишь незаметно –

С раной поведут к врачу.

5. Не трогай незнакомые предметы.

Есть в квартире много скляночек.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо, деточки –

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

6. Не ешь незнакомые таблетки.

Все маленькие детки

Обязаны узнать:

Пилюли и таблетки

Тайком нельзя глотать!!

Когда вы заболели,

Тогда врача зовут,

И взрослые в постельку

Таблетки принесут!

7. Будь осторожен с кипящей водой!

Не только огонь, но и пар обжигает,

Когда из кастрюли его выпускают.

Так будь осторожен с кипящей водой

И правила эти надежно усвой.

3. Тренинг «Разложи предметы по местам».

Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места.
Предложить детям разложить предметы по местам их хранения:
инструменты – в ящик для инструментов;
лекарственные препараты – в аптечку;
швейные принадлежности – в специальную коробочку.

Воспитатель называет предмет (в виде загадки), дети отгадывают и кладут предмет «на место».

- Маленького роста я, 
  Тонкая и острая,
  Носом путь себе ищу,
  За собой иглу тащу.
(Иголка).

- Есть у моего Антошки
  Только шляпка, да железная ножка.
(Гвоздь).

- Не хочу я молчать –
  Дайте вволю постучать!
  И стучит день-деньской
  Он железной головой.
(Молоток).

- Очень любят обрезать,
  Разрезать и надрезать.
(Ножницы).

- В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (спички)

- Я подмышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять.
(Градусник)

- К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)

 - Пройдусь слегка горячим я,
  И гладкой станет простыня.
  Могу поправить недоделки
  И навести на брюках стрелки.
(Утюг).

- Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила)

- Где упрется хвостом,
Станет дырка потом.  (Шило)

- В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки. (Спицы)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами обращения с опасными предметами. Теперь вы будете внимательными и аккуратными используя их.


Приложение 4

Картотека игр и занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со своим организмом, органами чувств. Здоровый образ жизни.

Как устроено тело человека. Скелет.

Ц: Познакомить со строением и значением скелета.

1.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.55)

2.Опыт «Почему мы не падаем»

3.Дидактическая игра «Моделирование скелета».

4.Опыт «Зачем нужна кожа?».

5.Рассматривание кожи через лупу.

Зачем человеку руки?

Ц: Познакомить с частями тела - руки.

1.Опыт «Зачем нужны руки?».

2.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.59)

3.Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

4.Загадка «Пальцы».

5.Пальчиковая гимнастика.

Зачем человеку ноги?

Ц: Познакомить с частями тела – ноги.

1.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.61)

2.Опыт «Зачем нужны ноги?».

3.Самомассаж ног.

4.Опыт «Чем удобнее – руками или ногами».

Голова – главная часть тела человека.

Ц: Познакомить с частями тела – голова.

1.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.55)

2.Самомассаж головы.

3.Опыт «Зачем шея».

Почему у нас два глаза?

Ц: Познакомить с органом чувств – глаза.

1.Опыт «Зачем нужны глаза».

2.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.117)

3.Опыт «Два глаза лучше, чем один».

4.Опыт «Зачем нужны брови».

5.Стихотворение «Ребятишкам про глаза».

Знакомство с ухом.

Ц: Познакомить с органом чувств – уши.

1.Опыт «Зачем нужны уши».

2.Наблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.113)

3.Проблемная ситуация «Что случится, если поковыряться тонкой палочкой в ухе».

4.Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Как мы чувствуем запахи.

Ц: Познакомить с органом чувств – нос.

1.Опыт «Зачем нос».

2.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.102)

3.Опыт «Запах еды помогает нам ощущать её вкус».

4.Стихотворение «Носы»

Для чего нужен язык?

Ц: Познакомить с органом чувств – язык.

1.Самонаблюдение и беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.91)

2.Дидактическая игра «Определи вкус».

3.Опыт «Не почувствуете вкуса».

Что такое микробы?

Ц: Дать элементарные представления о болезнях и их возбудителях.

1.Стихотворение «Микроб».

2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.73)

3.Проблемная ситуация «Как микробы попали в желудок ребёнка».

4.Дидактическая игра «Это правда или нет?».

Одежда и обувь.

Ц: Дать представление о том, как надо правильно одеваться, чтобы не болеть.

1.Беседа по теме. (Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. Стр.42)

2.Стихотворение «Ты подумай, что надеть».

О доброте. Если нет руки.

Ц: Стараться пробудить в детях чувство сострадания.

1.Опыт «Одной рукой неудобно работать».

2.Беседа по теме. Инвалиды. Как бы вы им помогли, если бы были волшебниками?

3.Самомассаж рук.

О доброте. Если нет ноги.

Ц: Стараться пробудить в детях чувство сострадания.

1.Опыт «На одной ноге неудобно ходить».

2.Беседа по теме. Инвалиды. Как бы вы им помогли, если бы были волшебниками?

3.Самомассаж ног

Для чего нужны волосы?

Ц: Формировать представление о значимости частей тела.

1.Беседа по теме. Зачем нужны волосы.

2.Диалог ребёнка со своими волосами.

3.ТРИЗ. Игра «Плохо – хорошо». (Длинные волосы).

4.Почему на голове так много волос?

О доброте. Опыт «Закрой глаза».

Ц: Стараться пробудить в детях чувство сострадания.

1.Опыт «Не могу видеть».

2.Беседа по теме. Инвалиды. Как бы вы им помогли, если бы были волшебниками?

3.Дидактическая игра «Что расскажут пальчики».

4.Стихотворение «Жмурки».

О доброте. Опыт «Закрой уши».

Ц: Стараться пробудить в детях чувство сострадания.

1.Опыт «Ничего не слышно».

2.Беседа по теме. Инвалиды. Как бы вы им помогли, если бы были волшебниками?

3.Опыт «Когда лучше слышно».

Опыт «Не дыши».

Ц: Формировать представление о значимости частей тела.

1.Опыт «Попробуй, не дышать».

2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.105)

3.Стихотворение «Зачем носик малышам»

Ситуация «Если бы не было рта»

Ц: Формировать представление о значимости частей тела.

1.Опыт «Зачем нужен рот».

2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.97)

3.Опыт «Зубы».

4.Загадка «Язык».

Про еду.

Ц: Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.

1.Проблемная ситуация «Как надо было сделать».

2.Беседа «Режим питания».

3.Стихотворение «Чтобы правильно питаться».

4.ТРИЗ. Игра «Хорошо – плохо». (Торт).

Что такое осанка?

Ц: Узнать, что к болезни может привести нарушение поведения.

1.Обследование грудной клетки.

2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.57)

3.Стихотворение «Пряменький зайка».

4.Упражнения для профилактики нарушений осанки.

Чтобы ручки были сильными.

Ц: Формировать представление о значимости частей тела.

1.Опыт «Ведущая рука».

2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.80)

3.Стихотворение «Зарядка».

4.Проблемная ситуация «Перелом руки».

5.Диалог ребёнка со своими руками.

Что такое плоскостопие?

Ц: Узнать, что к болезни может привести нарушение поведения.

1.Стихотворение «Плоскостопие».

2.Беседа по теме. Правила выбора обуви.

3.Упражнения для профилактики плоскостопия.

4.Самомассаж стопы.

Почему иногда болит горло?

Ц: Знать простейшие признаки простуды.

1.Стихотворение «Большая беда».

2.Беседа по теме. Признаки нездоровья.

3.Диалог ребёнка с горлышком.

4.Точечный массаж.

Почему опасен телевизор?

Ц: Узнать, что к болезни может привести нарушение поведения.

1.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.120)

2.ТРИЗ. Игра «Хорошо – плохо». (Телевизор).

3.Гимнастика для глаз.

4.Загадка «Очки».

Для чего прокалывают уши?

Ц: Формировать представление о значимости частей тела.

1.Диалог ребёнка с органами слуха.

2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.113)

3.Самомассаж ушей.

4.ТРИЗ. Игра «Хорошо – плохо». (Серёжки).

Почему из носа иногда капает?

Ц: Узнать, что к болезни может привести нарушение поведения.

1.Самомассаж носа.

2.Беседа по теме. Признаки нездоровья.

3.Диалог ребёнка с органами обоняния.

4.Аромотерапия.

Гимнастика для язычка и губ.

Ц: Продолжать формировать представление о значимости органов человека.

1.Беседа по теме.

2.Диалог ребёнка с язычком.

3.Гимнастика для губ и язычка.

Врачи – добрые люди.

Ц: Научить детей не бояться врачей.

1.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.164)

2.Сюжетно – ролевая игра «Больница».

Как сохранить свою кожу здоровой?

Ц: Формировать знания о необходимости  гигиенических процедур.

1.Проблемная ситуация «Можно ли очистить кожу от грязи, полизав её».

2.Беседа по теме. В каких случаях надо мыть руки.

3.Стихотворение «Умывай-ка».

Уход за руками и ногтями.

Ц: Формировать знания о необходимости  гигиенических процедур.

1.Игра «Доскажи словечко». (Мыло).

2.Беседа по теме. Почему надо стричь ногти.

3.ТРИЗ. Игра «Хорошо – плохо». (Длинные ногти).

4.Дидактическое упражнение «Наши пальчики и ногти чистые и красивые»

Уход за ногами.

Ц: Формировать знания о необходимости  гигиенических процедур.

1.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.77)

2.Диалог ребёнка с ногами.

Зачем нужны расчёска и шампунь?

Ц: Формировать знания о необходимости  гигиенических процедур.

1.Загадка «Расчёска».

2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.46)

3.Дидактическое упражнение «У каждого своя расчёска».

4.ТРИЗ. Сочинение сказки «Почему расчёска убежала от Непослухи».

Почему мы умываемся?

Ц: Формировать знания о необходимости  гигиенических процедур.

1.Проблемная ситуация «Не умыли лицо»

2.Беседа по теме. (Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. Стр.30)

3.Диалог ребёнка с органами зрения.

4.Стихотворение «Умывание».

А уши надо мыть?

Ц: Формировать знания о необходимости  гигиенических процедур.

1.Загадка «Мыло».

2.Беседа по теме. Ушная сера. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.117)

3.ТРИЗ. Сочинение сказки «Почему ушки обиделись на мальчика».

Зачем нужен носовой платок?

Ц: Формировать знания о необходимости  гигиенических процедур.

1.Дидактическая игра «Можно – нельзя».

2.Беседа по теме. (Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр.108)

3.Дидактическое упражнение «Я умею пользоваться носовым платком».

Как правильно ухаживать за зубами?

Ц: Формировать знания о необходимости  гигиенических процедур.

1.Проблемная ситуация «Что полезно для зубов».

2.Беседа по теме. Почему в зубах образуются «дырки». (Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. Стр.36)

3.ТРИЗ. Игра «Хорошо – плохо». (Жевательная резинка).

4.Дидактическое упражнение «Покажи, как правильно чистить зубы».

Закаляйся!

Ц: Формировать знания детей о необходимости закаливающих процедур физкультуры.

1.Стихотворение «Физкульт – ура!».

2.Беседа по теме. (Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. Стр.34)

3.Стихотворения «Закаляйся».


Приложение 5

Консультация для воспитателей

Как воспитывать безопасное поведение у дошкольников

 Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать. Безопасность жизнедеятельности детей данного возраста, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения. Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками  можно не более 20-25 минут.

Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у детей.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

При организации физической культуры  учите детей правильно падать во избежание тяжелых травм.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.

Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.

Тренинги (игровые) с телефоном в ОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению детей– развивать у них силу, ловкость, выносливость.

Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.

Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.

«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.

Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким – либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки..

«Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т. д.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.

Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы, указанные выше.


Приложение  6

План методической работы с воспитателями 
на тему «Правила безопасного поведения в быту»

Тема

Форма работы

Ответственный

Срок

Основы безопасности и жизнедеятельности, правила победения в помещении

Выставка и обзор литературы

Заместитель заведующего по УВР, воспитатели групп

Сентябрь

Формы и методы обучения детей поведению в быту

Консультация

Заместитель заведующего по УВР

Октябрь

Мониторинг знаний правил безопасного поведения в быту

Информационно-практическое занятие

Ноябрь

Организация предметноразвивающей среды в группе по обучению безопасному поведению в быту

Конкурс педагогического мастерства

Декабрь

Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению в быту

Практикум

Воспитатели групп

Январь

Выработка методических рекомендаций по безопасному поведению в быту

Круглый стол

Творческая группа

Февраль

Дидактические игры, методические разработки, перспективные планы

Презентация

Воспитатели групп

Март

Усвоение знаний, умений и навыков детей по безопасному поведению в быту

Диагностика

Заместитель заведующего по УВР, педагогпсихолог

Апрель

Оборудование на территории детского сада для обучения детей правилам безопасного поведения в быту

Практикум

Заведующий детским садом

Июнь

Выявление знаний и умений педагогов по данной тематике

Анкетирование

Заместитель заведующего по УВР

Июль

Приложение 7

Перспективное планирование работы с родителями

Консультации с использованием методики песочной терапии

Консультация

Дискуссионный клуб:

- анкетирование

- дискуссия

- тренинг

- игра

- интервью

«Безопасность ребенка в наших руках»

«Пример для подражания»

«Безопасность наших детей»

1-2 недели

1-4 недели

Консультации в родительском уголке

«Беседы с ребенком о правилах дорожного движения»

«Какой я пешеход?»

3-4 недели

Семинар

«Что нужно для безопасности ребенка?»

2 неделя

Устный журнал

«Правила дорожного движения для детей и взрослых»

3 неделя

Конкурс семейных проектов

«Красный, желтый, зеленый»

3 неделя

Совместный досуг

Спортивная эстафета «Автогонки»

4 неделя

Совместная экскурсия

«Путешествие по городу»

2 неделя

 


Приложение  8

Критерии оценки знаний и  навыков безопасного поведения

 старших дошкольников в быту

Первый блок  «Огонь – друг, огонь – враг! ».

1. Подробно рассказывает о пользе и опасности огня.

2. Находит пожарного среди картинок представителей других профессий, рассказывает о его работе.

Второй блок «Здоровый ребёнок».

1. Сообщает элементарные сведения о том, как устроен человеческий организм.

2. Подробно рассказывает о значении и гигиене зрения и слуха.

3. Имеет элементарные знания о микробах, инфекционных болезнях, профессии врача.

4. Считает, что зарядка – это один из способов сохранения здоровья ребёнка, рассказывает о её пользе.

Третий блок «Один дома».

1. Знает правила пользования предметами быта, рассказывает об опасности колющих и режущих предметов, местах их хранения.

2. Знает, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми.

3. Объясняет понятие «бережливость», используя его по отношению к предметам, ресурсам, труду других людей.

Уровни освоения программы.

• Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.

• Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.

• Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.

Диагностическая карта оценки знаний и  навыков безопасного поведения  детей 5- 6 лет в быту

Ф. И. ребёнка

возраст

дата

Первый блок  

Пожарная безопасность

 «Огонь – друг, огонь – враг! »

Второй блок

«Здоровый ребёнок».

Третий блок «Один дома».

О профессии пожарника

Опасные игры и электроприборы

Поведение во время пожара

Устройство человеческого организма.

Гигиена  зрения и слуха.

Инфекционные  болезни, профессии врача.

Значение и польза зарядки

Безопасность в доме, правила пользования предметами быта

Служба скорой помощи


 Приложение 9

Мониторинг формирования знаний о безопасности жизни у детей дошкольного возраста

Количественный анализ результатов обследования  

(январь 2017 г)                                                

Качественный анализ результатов обследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников на улице через проектный метод

 Ежедневно в нашей стране происходят около тысячи ДТП, в которых погибают до ста тысяч человек, около тысячи получают ранения и увечий. Почти 40% пострадавших дети, и эта цифра из го...

«Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников»

«Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников»...

"Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников».

            Все мы – педагоги, родители, воспитатели- пытаемся ответить на вопрос: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям. Ребёнок ведь поп...

Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...