Перспективное планирование по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту» (подготовительная к школе группа)
календарно-тематическое планирование по обж (подготовительная группа)

Пунгина Екатерина Анатольевна

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Перспективное планирование по теме:

«Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту»

(подготовительная к школе группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно - эстетическому и социально-личностному

развитию детей № 21 «Искорка», г. Бердск

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Перспективное планирование по теме:

«Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту»

(подготовительная к школе группа)

                                                                             Составитель:

                                                      Воспитатель первой

                                                                      квалификационной категории

                                           Пунгина Е.А.

                                                                           

Заведующий МАДОУ 21 «Искорка» __________________Никифорова С.А.

2021

Аннотация

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми подготовительной к школе группы, при формирование навыков безопасного поведения у детей в быту.

Актуальность

 Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Этот  возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и  увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.     

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Интерес детей к действиям с реальными предметами быта достаточно высок, и у дошкольников имеется большое желание приобрести элементарный опыт пользования ими. Опыт безопасного поведения  не дается ребенку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития.  Поэтому очень важно научить дошкольников, с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты.

Цель: формирование навыков осознанного безопасного

поведения в быту у детей через различные виды детской деятельности.

Задачи:

  1. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям дома.
  2. Расширять и систематизировать   знания детей  о правильном поведении при контактах с опасными предметами.
  3. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности при обращении с опасными предметами.
  4. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
  5. Формировать умение оказать первую помощь себе, если  рядом нет взрослых.

Планируемые результаты:

К концу года ребенок; 

  • соблюдает правила безопасности при обращении с опасными предметами в быту
  • проявляет осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям дома
  • умеет обращаться за помощью к взрослым
  • знает как оказать первую помощь себе, если  рядом нет взрослых
  • полученные умении, знания и навыки активно применяет в повседневной жизни, в быту

Содержание методической разработки

Данная разработка является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает более эффективному обучению и развитию дошкольников  по  формированию навыков безопасного поведения у детей в быту. Во время знакомства детей с опасными предметами и правилами обращения с ними, учитывать, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие предметы могут быть опасными.

Рассматривать с детьми иллюстрации, картинки, фотографии опасных предметов,  выделение группы предметов, которыми категорически запрещается  пользоваться детям, предметов, которыми можно пользоваться, но нужно соблюдать осторожность, и предметов, которыми можно пользоваться, но только под присмотром и с разрешения взрослых.

Использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений. После чтения предложить детям ответить на вопросы, обсудить с детьми поступки героев.

Проводить с детьми беседы для уточнения знаний детей об окружающих предметах в быту, правилах обращения с ними, особенностях использования и хранения, беседы о возможных последствиях, которые могут произойти при не соблюдении правил обращения с опасными предметами, вместе с детьми анализировали опасные ситуации и подбирали необходимый способы для их решения: «Как помочь себе если…», «Для чего нужна аптечка», «Каждой вещи – свое место», «Мой дом и опасности в нем»  и др. Обсудить с детьми, кто является нашими помощниками, в той или иной ситуации, какие службы спасения всегда приходят на помощь, если случиться беда, предложить игры «Закончи предложение…», «Важные номера телефона», «Позвони и расскажи, что случилось» и др. 

Для формирования более точного понимания, какие предметы в быту могут принести вред жизни и здоровью, использовать в работе закрашивание рисунков, обводить контур этих предметов по точкам, дорисовывать недостающую часть. предложить детям изобразить на одном рисунке те предметы, которые они считают безопасными, а на  другом рисунке, предметы при обращении с которыми нужно соблюдать осторожность.  Организовывать выставки детских рисунков «Опасные предметы в доме», с целью закрепления правильного и безопасного пользования опасными предметами в быту.

Для закрепления правил поведения с опасными предметами в быту предлагать детям специально подготовленные игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, предметы (игрушки) заместители,  способствующие систематизации и закреплению знаний о безопасности и строгого  соблюдения правил безопасного поведения с предметами в быту.

Уделить внимание работе с родителями. Для знакомства родителей с особенностями работы по формированию навыков безопасного поведения при обращении с опасными предметами оформить консультации, провести родительское собрание в форме семинара-практикума, подготовить наглядную  агитацию, выпуск буклетов , памяток, папок передвижек, а так же индивидуальные беседы.

Знакомить детей с безопасностью через: игровые обучающие ситуации. Использование игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Рассматривание сюжетных картинок, тематических карточек, плакатов и схем, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. Отрабатываем с детьми защитное поведение через тренинги, а так же тренинги для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.

Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Приемы: поощрение, анализ, образец, подсказ, наглядность.


                                           Перспективный план работы по ОБЖ

(Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту)

в подготовительной к школе группе

Месяц

Виды деятельности

Тема

Задачи

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

Сентябрь

Беседа

 «Как могут стать опасными домашние вещи»

Сформировать у детей представление детей о предметах, требующих осторожного обращения.

Продемонстрировать, какие опасные ситуации могут возникнуть дома.

Развивать внимание, воображение.

Воспитывать сочувствие, умение сопереживать.

иллюстрации различных опасных ситуаций в быту

Анкетирование родителей «Безопасность детей в доме»

Ситуация

«Опасные предметы в быту»

Формировать представление о

возможных опасных ситуациях в быту

карточки с опасными ситуациями

изготовление красных

карточек «меток» для обозначения опасных предметов дома

Дид / игра

«Кто поможет нам в беде?»

Учить находить выход из различных сложившихся ситуациях

сюжетные картинки

Рекомендации для родителей «Подбор игр для дома»

Чтение

Чтение и театрализация Сказка «Волк и семеро козлят»

Познакомить детей с различными опасными ситуациями, формировать навыки безопасного поведения

маски и костюмы персонажей и декорации сказки «Волк и семеро козлят»

рекомендации для родителей

Тренинг

«Оказание первой помощи при травмах дома»

 

Предостеречь детей от неприятностей, связанных с опасностями в быту; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в обращении с опасными предметами

иллюстрации различных опасных ситуаций с опасными предметами, атрибуты: макет аптека, набор доктора

беседа с родителями

Октябрь

Беседа

 «Осторожно – электроприборы»

уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах, сформировать  бережное отношение к своему здоровью.

иллюстрации различных опасных ситуаций в быту связанных с электроприборами

Консультация для родителей «Мой дом и безопасность в нем»

Дид / игра

 «Четвертый лишний»

закреплять умение находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара

карточки с изображением опасных предметов

Памятка для детей «Правила техники безопасности дома»

   Ситуация

«Ребенок один дома»

Прививать чувство собственной безопасности находясь дома без взрослого, закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в быту.

Плакат «Если дома ты один»,сюжетные картинки из серии «хорошо-плохо»

Оформление папки – передвижки «Безопасность детей дома»

Чтение

Литературная викторина «Что? Где? Когда?».

закрепить знания о мерах собственной безопасности,  познакомить с литературными произведениями в которых описываются ситуации опасные для жизни

книги с иллюстрациями различных сказок и рассказов

беседа с родителями

Тренинг

«Громко позови на помощь»

Использовать приемы самозащиты

-

консультация для родителей

Ноябрь

Беседа

«Огонь наш друг-огонь наш враг!»

Формировать осторожное обащение с огнем, четко правильно вести себя в опасных ситуациях, закрепить знания о мерах собственной безопасности

иллюстрации различных опасных ситуаций , телефон, картинки спички, зажигалка, карточки с номерами телефонов спец служб

Совместная деятельность родителей и детей дома на тему: «Опасно – безопасно!

Дид / игра

«Знакомый, свой, чужой»

Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал

сюжетные картинки, описания различных опасных ситуаций

беседа с родителями

Игровая ситуация

 «Что делать если…. »

Систематизировать знания детей правильно действовать в сложившейся ситуации

картинки для составления рассказа с определением причинно-следственных связей

консультация для родителей

Декабрь

Беседа

 беседа и моделирование ситуаций на тему: «Украшаем елку»

Закрепить строгое соблюдение правил безопасности по средствам  рассматривания действий с опасными предметами во время новогодних прздников (хлопушками, бенгальскими огнями и т. д.).

Плакат с иллюстрациями о правилах поведения возле елки

Консультация для родителей «Безопасный Новый Год»

Сюжетно-ролеая игра

«Мы спасатели»

расширять знания детей о профессиях спасателей посредством игры. Формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности, навыков осознанного, безопасного поведения.

Атрибуты, костюмы, маски спасателей, карточки с номерами спец служб, телефон

Беседы с родителями

Дид / игра

«Так или не так»

 Формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности

разрезные картинки

Семенар-практикум для родителей

«Развитие навыков осознанного безопасного поведения в быту по средствам игровой деятельности»

Январь

Беседа

«Предметы требующие осторожного обращения»

познакомить детей с предметами, требующими осторожного обращения, объяснить, где надо хранить эти предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим, довести до сознания детей мысль о том, что пользоваться этими предметами без взрослых нельзя.

Карточки с опасными предметами, красные круги «метки»

Памятка для родителей «Никогда не забывай, помни и соблюдай»

   Ситуация

«Куда мне нужно позвонить и для чего»

закреплять знания детей об экстренных номерах телефонов, и в каких случаях надо звонить.

Разрезные картинки, телефон

памятка для родителей

Дид/игра

"Раз, два, три, что может быть опасно - расскажи"

закреплять представления детей об источниках опасности в доме, развивать умение делать простые умозаключения,  развивать пямять, внимание и мышление

карточки с опасными ситуациями в быту

памятка для родителей

Двигательная активность

игра «Запрещается — разрешается»

Закрепить знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях по ОБЖ

мяч

консультация для родителей

Февраль

Беседа

 «Запомните детки, таблетки не конфетки!»,

Учить детей правильному обращению с содержимым аптеки , уточнить предметы из аптеки можно брать самому, можно ли самому принимать таблетку или микстуру, как надо вести себя с неизвестными лекарствами, формировать чувство ответственности

иллюстрации различных опасных ситуаций, макет аптеки,

плакат «можно/нельзя»

подборка иллюстраций родителями

Игра — тренинг

 «Откуда может прийти беда?»
или «Почему это случилось?»

Закреплять умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам о опасных ситуациях в быту, развивать логическое мышление, внимание и память

карточки с опасными ситуациями в быту

Консультация для родителей

«Практические советы для организации безопасного пространства дома»

Дид / игра

«Доскажи словечко»

С помощью отгадывания загадок закрепить правила безопасного поведения в быту

карточки с правилами

консультация для родителей

Март

Беседа

 «Опасные ситуации дома»

сформировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.

карточки с опасными ситуациями в  быту

беседа с родителями

Моделирование ситуации

«Ты один дома»

Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Сюжетные картинки из серии»хорошо-плохо»

консультация для родителей

Апрель

Беседа

«Домашние вещи могут быть опасными: иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке»

Расширять представлений об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту, закрепить понятие, что у каждой вещи или предмета есть свое место

Опасные предметы (карточки), коробочки для них

Изготовление книжек-малышек по безопасности в быту(совместная творческая деятельность детей и родителей)

Ситуативный разговор

 «Мой дом и порядок в нем»

Сформировать и закрепить знания детей о правилах обращения с опасными предметами и местах их хранения, о необходимости соблюдения порядка в группе и дома

Сюжетные картинки из серии»хорошо-плохо»

 «Использование и хранение опасных предметов»

Чтение

Чтение стихов к картинкам:  «Как избежать неприятностей»

Закрепить знания о мерах собственной безопасности

книга с иллюстрациями

Просмотр  мультфильмов «Смешарики.  Азбука безопасности»

Разыгрывание сценки

«Кот, петух и лиса»

Учить детей правильному поведению в непредвиденных ситуациях

деревянные модели персонажей и декорации сказки «Кот, петух и лиса»

беседа с родителями

Май

Беседа

 «Моя квартира»

закрепление правил личной безопасности дома, формирование ответственного отношения к их выполнению

иллюстрации различных опасных ситуаций дома

подборка иллюстраций родителями

Моделирование ситуации

 «Один дома»

познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных последствиях их нарушения.

Сюжетные картинки

рекомендации для родителей

Дид / игра

«Волшебные телефоны?

Закрепить номера телефонов служб безопасности 01,02,03

сюжетные картинки, телефон

беседа с родителями

Тренинг

«Уроки безопасности»

закрепить полученные знания детей по теме «Как вести себя с незнакомыми людьми»

альбом, цветные карандаши, ножницы, вырезки опасных ситуаций с незнакомыми людьми

подборка картинок, иллюстраций, вырезок опасных ситуаций родителями

Список использованной литературы

  1. К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. К.Ю. Белая Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: мир человека. - М.: Школьная пресса, 2011.
  3. Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста. Альбом. Часть 1. - М.: АСТ-ЛТД, 1997.
  4. А. Усачев, А. Березин "Основы безопасности жизнедеятельности".
  5. Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 1998.
  6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. "Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников". - СПб.: 2005. 
  7. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Шорыгина Т.А. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, 2005 г.
  8. Интернет-ресурсы. Сайты: www.nsportal.ru;www.maaam.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».

Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в  педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....

Проект "Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни....

Самообразование по теме: Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Одним из главных критериев уровня жизни человека является  безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее...

Самообразование по теме «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»

  В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом,...