Главные вкладки

    Самообразование по теме: Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
    методическая разработка (старшая группа)

    Науменко Людмила Николаевна

    Одним из главных критериев уровня жизни человека является  безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Самообразование по теме

    «Школа безопасности. Формирование навыков безопасного

    поведения у детей старшего дошкольного возраста».

    Старший дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Поэтому формирование навыков безопасности является актуальной работой, так как именно в этом возрасте формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. А мои наблюдения показали, что дети не самостоятельны, не могут принять правильное решение, у них нет навыка поведения в опасной ситуации.

    Так как одним из главных критериев уровня жизни человека является  безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее я решила взять тему по формированию навыков безопасного поведения и воспитания привычки к здоровому образу жизни.

             Я считаю важным побудить ребенка задуматься над необходимостью соблюдения правил поведения в игре, природе, быту, на улице. Но как добиться желаемого результата? Как найти такие методы и приемы работы, которые позволили бы дошкольникам мыслить более продуктивно, решать трудные задачи, выдвигать версии, делать открытия, принимать самостоятельные решения? Эти вопросы и выявленные проблемы привели меня к убеждению о необходимости создания условий для развития творческих способностей воспитанников через воспитательно-образовательную  систему  по ОБЖ.

    Все это возможно только при наличии творческого подхода к обучению, как с моей стороны, так и со стороны детей и их родителей. Я находилась в поиске таких методов и приемов, которые совершенствовали бы мыслительные и творческие способности дошкольников, способствовали ситуации успеха, а значит, интереса к предмету ОБЖ.

    Идея опыта заключается в формировании интереса к предмету безопасности, в создании оптимальных условий для формирования жизнестойкой, духовно развитой личности, способной творчески мыслить, действовать через систему современных образовательных технологий.

    Новизной работы является комплексное использования элементов ранее известных и современных методик, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

    Целью своей работы я поставила формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

    Содержанием деятельности в данном направлении стало решение таких задач:

    -расширить и систематизировать знания детей об окружающей среде и здоровом образе жизни, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

    -развивать практические навыки безопасного поведения детей в окружающей среде;

    -формировать позитивное и ответственное отношение к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью;

    -развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации;

    -учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

    -воспитывать культуру здорового образа жизни;

    -воспитывать самостоятельность и ответственность, толерантность;

    -развивать речь, внимание, память, мышление, наблюдательность, познавательный интерес, волевые и физические качества.

    В работе с родителями: призвать к сотрудничеству, повышать компетентность родителей по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.

    Работу осуществляла по этапам:

    I. Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности. Постановка проблемы, определение цели и задач. Подбор литературы по теме. Донесение до участников проекта важности данной темы. Создание технической базы.

    II. Обогащение и закрепление знаний, умений и навыков детей через непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность и самотворчество детей. Осуществлялась работа через групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации.

    III. Мониторинг деятельности. Распространение опыта.

    В работе по формированию основ безопасного поведения использую разные формы обучения развития и воспитания: с педагогами (индивидуальные и групповые консультации, семинары, открытые мероприятия, выпуск памяток и буклетов), с дошкольниками (занятия в форме эвристической беседы; практическая деятельность: экскурсии, целевые прогулки, наблюдения; экспериментирование; спасательные акции, моделирование ситуаций; чтение художественной литературы, просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов; проведение тематических викторин, праздников, досугов, театрализованных представлений, сюжетно – ролевые и дидактические игры); с родителями (консультации,  папки-передвижки, конкурсы, выставки, мастер-классы).

    Педагогический опыт показал наиболее успешную технологию воспитания ответственного отношения к своему поведению – метод проектов. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать тему и получение быстрых практических результатов. В проекте есть возможность объединить содержание знаний из всех образовательных областей, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В своей практике использовала несколько видов проектов: ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей), исследовательско - творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников рассказов, альбомов), информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни: макеты, символы или используются, например, в оформлении группы: плакаты - памятки), творческие (результат – спектакль, сказка, постановка).

    Задачи по формированию осознанного выполнения правил безопасного поведения       решаю в неразрывной связи с семьей. Так, в группе мы создали библиотеку информационных альбомов: «Я по улицу иду», «Правила для детей. Безопасность в быту», «Важные номера», «Пожароопасные предметы у нас дома», «Будь осторожен», «Правила поведения на отдыхе», «Если хочешь быть здоров», «Рассказы о домашнем питомце», «Предупреждающие, информирующие знаки»; фотоальбомов: «Достопримечательности г. Железногорска», «Дендрарий», «Зимние развлечения», «Мама, папа, я – спортивная семья!».

    Использование методических наработок по теме опыта дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков в среднем у 86.5 % детей группы.

    Дети знают и могут рассказать, как надо правильно себя вести в тех или иных ситуациях, осознанно выполняют большинство правил безопасного поведения в быту, на улице, дороге, транспорте. Знают значение сигналов светофора, действуют в соответствии с ними, знают назначение дорожных знаков.

    Имеют представление о природных явлениях, правилах поведения в лесу, на водоёме, при контакте с объектами, о безопасной деятельности в природе.

    Осознанно относятся к вопросам личной безопасности, здоровью и безопасности окружающих. Имеют представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями. Умеют предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее.

    Повысились: познавательная активности, коммуникативные навыки; творческие способности.

    Развились волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, проявлять дисциплинированность, выдержку,  навыки самоконтроля.

    Своим опытом работы по безопасности поделилась  с коллегами  -  выступила с обобщением  на педсовете, также провела консультации «Создание условий для формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста», «Развитие навыков безопасного поведения», НОД «Правила дорожные знать каждому положено», также на личном педагогическом сайте.

    Воспитывать детей – ответственная, трудная и кропотливая работа, требующая больших усилий, душевных затрат, терпения. Поэтому я систематически повышаю свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство, и планирую продолжить повышать свою квалификацию и делиться опытом с детьми, родителями и коллегами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

    Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

    " Формирование навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

    Проект «Формирование навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста», направлен на формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, на знание детьми пр...

    Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

    В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...

    Формирование навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для педагогов. Представлен опыт работы в подготовительной к школе группе по формированию навыков сюжетного рисования посредством комментированного рисования....

    Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

    С целью формирования представлений о правилах игры в футбол у детей старшего  дошкольного возраст, развитиюнавыков коллективного поведения, а также для использования этого вида спорта не только к...

    опыт работы учителя-дефектолога по теме "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий"

    Обобщенный опыт работы по методической теме: "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий...