" Формирование навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа) по теме

Лехнер Людмила Кирилловна

Проект «Формирование навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста», направлен на формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, на знание детьми правил поведения в быту, игре, другой деятельности, на умение оценивать свое поведение, поступать правильно в соответствующей ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kultura_povedeniya.docx174.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №18 «Теремок»

Проект

Формирование навыков культурного поведения

у детей старшего дошкольного возраста

Составитель:

Лехнер Л.К.,

воспитатель

Юрга

Автор составитель:        

Л.К. Лехнер, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Рецензент внутренний:        

Л. С. Исаченко, старший воспитатель МБДОУ «ЦРР ДС №18 « Теремок», высшая квалификационная категория, Почетный работник общего образования.

Проект «Формирование навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста», направлен на формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, на знание детьми правил поведения в быту, игре, другой деятельности, на умение оценивать свое поведение, поступать правильно в соответствующей ситуации.


Содержание:

  1. Краткая аннотация проекта………………………………………… 3

  1. Обоснование необходимости проекта……………………………...4

  1. Цели и задачи проекта………………………………………............6

  1. Основное содержание проекта……………………………...............7

  1. Ресурсы……………………………………………………………...14

  1. Партнеры……………………………………………………………15

  1. Целевая аудитория……………………………………………………15

  1. План реализации проекта………………………………………….17

  1. Ожидаемые результаты…………………………………………….21

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………….25

11. Литература……………………………………………….................26


Краткая аннотация проекта

Цель данного проекта - создание системы работы по формированию навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста, используя все многообразие методов и форм работы в условиях основной образовательной программы дошкольного учреждения на современном этапе модернизации российского образования.

Внедрение        проекта        по        формированию        навыков        культурного

поведения        у        детей        старшего        дошкольного        возраста        в        дошкольном

образовании способствует интеграции и координации деятельности педагогов учреждения; предоставляет для воспитанников и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг, а так же делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.

Проект будет реализовываться через совместную деятельность педагога и детей, во взаимодействии с семьей воспитанников, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта и для которых данный проект предназначен, являются воспитанники и их родители (законные представители), педагогические работники детского сада.


Обоснование необходимости проекта

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.

Дошкольный возраст это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Вопросам воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста большое внимание уделяли современные педагоги и психологи. Как показали исследования Е. А. Алябьевой, Л. Р. Болотиной, И. Н. Курочкиной, С. Н. Николаевой эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость формирования культуры поведения.

Однако из педагогов наиболее ярко и полно охарактеризовала роль воспитания культуры поведения в развитие личности С.В. Петерина. Она


считала, что культуру поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. А сама культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами:

  1. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

  1. Особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.
  2. Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

  1. Формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

В рамках данной проблемы определены цель, задачи и содержание данного проекта. 

Цель данного проекта  создание системы работы по формированию навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях основной образовательной программы дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по формированию навыков культурного поведения у детей дошкольного возраста;

- создание эффективной системы управления проектом, включающую мониторинг и коррекцию деятельности, механизмы оценки результативности (в том числе – промежуточной результативности) проекта;

- рассмотреть методы и формы организации воспитания детей старшего дошкольного возраста культуре поведения;

- оценить результативность реализации проекта;

Теоретическая значимость опыта (новизна) определяется тем, что: дано теоретическое обоснование модели образовательного пространства по формированию навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста, необходимости специальной работы, выявлении педагогических условий еѐ создания и эффективной реализации.

Практическая значимость опыта (новизна) состоит: 

во внедрении в практику работы дошкольного учреждения модели образовательного пространства по формированию навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста, являющимся одним из важнейших направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которая способствует интеграции и координации деятельности; предоставляет для воспитанников и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг; в отборе и апробации к имеющимся реалиям педагогической практики современных образовательных технологий и разнообразных форм и методов образовательной работы.

Основное содержание проекта

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту в общении,

  • различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Культура деятельности – проявляется в поведении ребѐнка в образовательной деятельности, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

        В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:

  • культура деятельности,

  • культура общения,

  • культурно-гигиенические навыки и привычки.

Формировать у ребѐнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет: привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить всѐ необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В этом возрасте ребѐнок учится регулировать свою деятельность, отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как:

- умение и желание ребѐнка трудиться;

- интерес к выполненной работе, понимание еѐ цели и обоснованного смысла;

- активность, самостоятельность;

- проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения – предусматривает выполнение ребѐнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое обращение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребѐнка нужно учить замечать состояния других людей. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причѐски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Эту работу нужно строить на следующих принципах:

  • системность;

  • опора на положительное;

  • личностно - деятельный подход;

  • единство воспитательных воздействий.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

  1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

  1. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Игровые воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

  1. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; обсуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

  1. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

  1. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

  1. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

  1. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает:

  • знание этикетного правила;

  • понимание его разумности и необходимости;

  • умение применять его прагматически;

  • эмоциональное переживание от его выполнения.

Важным условием выполнения правил культуры поведения является пред-видение последствий поступков. Для этого детям предлагалось решить проблемные ситуации. Подбор проблемных ситуаций для решения их детьми способствовал тому, что правила, регулирующие отношения между детьми, этический смысл их действий и поступков, а так же действий самого ребѐнка, становились объектом внимания. Ребѐнок сам осознавал и думал, как необходимо действовать в данной ситуации. Например: «Диме папа купил самокат. Он привѐз его в детский сад. Все дети его окружили, им очень понравился самокат. Как поступит Дима? А как поступил бы ты?». При решении этих этических проблемных ситуаций у детей развивались социальные эмоции - сопереживание, сочувствие и др., а самое ценное то, что формировалась психологическая готовность действовать нравственно по собственной инициативе.

В работе над культурой поведения использовался такой приѐм: разыгрывание сценок из жизни детей при помощи кукол. В таком восприятии правило эмоционально окрашивается и побуждает ребѐнка следовать ему.

Для активизации деятельности детей нужно использовать положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях. Также активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал

  • понял, нарушители исправились. Для усиления эмоциональной направленности занятий использовала литературные, музыкальные и живописные произведения. В конце занятия подводился итог. Дети сами делали необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Для закрепления правила рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных понятий являлись этические беседы в непринуждѐнной форме. Дети воспринимали и пересказывали события, которые пережили сами или узнали из книг. Очень важным тот факт, чтобы дети активно принимали участие в беседе, сравнивали и сопоставляли действия литературных героев со своими собственными, вычленяли из жизненных ситуаций образы поведения, последствия поступков, делали обобщения, выводы. Например, в беседе «О чуткости и внимательности» использовался рассказ В. Осеевой «Печенье», «Ваши добрые поступки» - А. Барто, «Вовка - добрая душа» и др.

Вовлечение детей в сопереживание с героями литературных произведений способствовало эмоциональному слиянию детей с героями произведений. Нравственная атмосфера, созданная вокруг литературного героя, незримыми лучами проникала в сердце, сознание детей и тот моральный выбор, который сделал герой, становился выбором самого ребѐнка; вызывая активный отклик, моральные нормы усваивались. 

Важным средством овладения и закрепления правил взаимоотношений является игра, так как в ней ребѐнок активно воссоздаѐт человеческие отношения. Игровые взаимоотношения ребѐнка с окружающими людьми «переживаются» им, как реальные, поэтому возникшие в игре конфликты не оставляют его равнодушным, безучастным. Направляя детскую игру, разрешая справедливо детские ссоры, старайтесь добиваться, чтобы правила культуры поведения выполнялись не под давлением авторитета взрослого и использовались не только при решении конфликтов и ссор, а стали внутренними мотивами поведения, побуждающими к моральным поступкам.

Очень важно тактично вмешиваться в игру и отношения, которые возникают в еѐ процессе. При этом нужно суметь не прервать ход игры, связывая отношения между детьми с уже знакомыми правилами общения. Сначала наблюдайте, как ребѐнок ищет выход из острой проблемной ситуации, затем, если нужно, оказывайте помощь. Можно брать на себя ответственную роль в игре и показать способ решения задачи, либо предлагать детям представить, как действовали бы в этом случае герои книг, фильмов.

В игре, через игру, при помощи игры дети приобщались к правилам поведения среди сверстников, так как ребѐнку значительно легче подчиниться правилу, потому что в игре правила связаны с выполнением взятой на себя роли. Игра для ребѐнка своего рода мостик, который обеспечивает перенос приобретѐнных знаний в реальные взаимоотношения. Беседы, упражнения в решении различных ситуаций, игры - занятия, а так же наблюдения за игрой детей позволили составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и какие ошибки, неточности есть в их представлении о моральных нормах, на что следует обратить внимание в дальнейшей работе по культуре поведения. 

Конечно же, ни одну воспитательную задачу нельзя решить, если нет плодотворного контакта с семьѐй и взаимопонимания между родителями и воспитателями. Нужно приобщать родителей к сложному и тонкому процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим и убедить родителей, что воспитание чувств ребѐнка - это тяжѐлый, напряжѐнный, но творческий и счастливый труд. Начиная работу по культуре поведения, вначале учебного года на родительском собрании сделайте сообщение о том, что в группе в течение года будет вестись углубленная работа по данной теме, раскройте еѐ значение, познакомьте с задачами мероприятиями, которые будут проводиться для их реализации.

В течение года были проводите беседы: «Ваш ребѐнок», «Роль семьи в воспитании ребѐнка», «Калейдоскоп вопросов»; консультации: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа положительных черт характера ребѐнка», «Индивидуальный подход к ребѐнку», «Авторитет - основа воспитания» и другие; родительские собрания: «Врождѐнное и приобретѐнное в характере ребѐнка», «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим». Были оформлены стенд «Такие разные дети»; папка - раскладушка «Из опыта семейного воспитания»; папки - передвижки: «Воспитание самостоятельности при проявлении внимания, заботливости к окружающим», «Воспитание нравственных качеств культуры поведения в семье», «Характер ребѐнка зависит от нас».

 Старайтесь убедить родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, в серьѐзном отношении к проблемам ребѐнка.

В работе с родителями используйте семейный опыт тех, кто строит отношения с ребѐнком как с равным, признаѐт за ним право на собственную точку зрения. Это формирует у детей самоуважение и уважение к окружающим. Только в отношении равенства, взаимного уважения взрослые смогут приобщить детей к духовным ценностям, открыть перед ребѐнком мир человеческих переживаний, научить не только соучастию, но и содействию в жизни других. Убедите родителей в том, что именно они являются главным примером для детей, то есть родители воспитывают ребѐнка собственной воспитанностью. Взрослые должны воспитывать ребѐнка и вести себя так, чтобы в любой момент сказать детям: «Делайте и поступайте как мы». Только тогда требования взрослых приобретут особую убедительность и авторитет. Взаимное влияние семейного и общественного воспитания - необходимые условия для успешного всестороннего развития ребѐнка.

В результате проделанной работы должны установиться тесные контакты с семьями, с целью обеспечения единства в воспитании культуры поведения.

В «Дни открытых дверей» родителей детально знакомьте с условиями жизни и поведения их ребѐнка в детском саду, это сыграет немаловажную роль в создании у них доверия к детскому саду, воспитателям и другим членам коллектива. Познакомившись со сверстниками своего ребѐнка, родители не останутся безразличными к тому, как проявлялась культура поведения их ребѐнка в детском коллективе. Под влиянием различных методов воздействий повышайте педагогическую культуру общения, у родителей, т.е. они постепенно овладеют основами педагогических знаний, и будут применять их на практике.

Воспитателям, решившим вести углублѐнную работу по воспитанию у детей культуры поведения, рекомендуем начать с анализа взаимоотношений между детьми, чѐткой формулировки правил поведения и с установления доверительных отношений с родителями детей. Именно доверительные отношения способствуют лучшему восприятию советов воспитателя. К разговору с родителями нужно готовиться, продумать форму беседы, консультации, учитывая индивидуальные особенности родителей.

Ресурсы

Кадровые ресурсы: подбор, расстановка и дополнительное обучение педагогов в соответствии с требованиями к уровню их подготовленности: компетентность, инициативность, профессиональное мастерство.

Материально-технические ресурсы: наличие оснащенной материально-технической базы детского сада (создана развивающая предметно-пространственная среда группы). В ДОУ аудио- и видео проигрыватели, мультимедийный проектор, ноутбук.

Программное обеспечение для нововведения: рабочая программа группы в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» внести раздел «Этикет».

Информационно-методическая среда: теоретико - практические, учебно - методические семинары, педагогическая мастерская, единая методическая тема.

Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические комплекты, дополнительная и справочная литература, программно-методические материалы, дидактические игры, дидактический материал, интернет - ресурсы.

Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения педагогов, гранты.

Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера.

  Партнеры проекта:

МАОУ «Гимназия города Юрги»

- МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа  №18» г. Юрги;

- МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»;

-МБУК «Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего востока»;

- МОУДО «Детская художественная школа №7 г. Юрга».

  • родительская общественность.

Целевая аудитория

Проект рассчитан для группы детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. Количество детей в группе – 25. Также участниками проекта являются родители (законные представители) воспитанников.

Целевые группы и их интересы в проекте:

Воспитанник:

  • формирование основ поведенческой культуры, который включает знание этикетного правила; понимание его разумности и необходимости; умение применять его прагматически;

  • получение возможности раскрыть свои способности;

  • формирование адаптивности к условиям окружающей действительности.

Воспитатель:

  • осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;

  • определение собственного уровня педагогического мастерства;

  • представление собственных научно-методических достижений;

  • обобщение опыта, публикация научно-методических материалов;

  • творческое самовыражение.

Администрация образовательного учреждения:

- мониторинг уровня профессионализма воспитателя;

-  представление  материалов об опыте воспитателя на

награждение,

конкурсы;

  • изучение и накопление материала, накопленного педагогами;

  • создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.


План реализации проекта

этап

решаемые задачи

мероприятия

сроки

ответственный

организационный

Создать эффективную систему управления проектом, включающую мониторинг и коррекцию деятельности, механизмы оценки результативности (в том числе промежуточной результативности проекта)

Определение результатов реализации проекта для всех участников образовательного процесса. Разработка критериев эффективности проекта. Разработка системы мониторинга по определению эффективности реализации проекта

IX-X

2016 г

воспитатель

Обеспечить участников проекта необходимым оборудованием материалом для участия в реализации проекта

Оформление необходимого материала: дидактических  карточек, схем. Подготовить и оснастить уголок «Весѐлый этикет»

IX-X

2016 г

воспитатели

родители

реализационный

Создать систему работы по формированию навыков культурного поведения у старших дошкольников.

Обеспечить развитие образовательной среды по формированию основ поведенческой культуры.

Обеспечить эффективное использование модели по формированию навыков культурного поведения.

Реализация перспективного плана по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», -в совместной деятельности, -в режимных моментах,

 - в самостоятельной деятельности,

- во взаимодействии с семьей.

Выполнение проекта «Веселый этикет» с последующей презентацией.

Систематическое пополнение методического кабинета образовательными ресурсами (учебными пособиями, дидактическими материалами)

Проведение открытых занятий, мероприятий. Мониторинг эффективности: динамика уровня достижений воспитанников, результативность педагогов  и воспитанников в конкурсах, проектах, анкетирование родителей.

X, 2016 г

X, 2016 г.

-III, 2018 г.

воспитатели, родители, воспитанники

итоговый

Оценка результативности реализации проекта

Определение результативности реализации проекта путем анализа данных мониторинга. Оформление результатов проекта. Выпуск информационно – методического реализации проекта. Публикация инновационного опыта.

III, 2018 г.

администрация

воспитатели


Ожидаемые результаты и социальный эффект

Предполагается, что по итогам реализации проекта будут получены различные результаты, как связанные с личностными изменениями воспитанников и педагогов, так и с созданием инновационной образовательной модели.

Результат

Индикатор

Для социума

Повысится уровень активности детей, возрастет

Положительная динамика(данные

самостоятельность

в   решении

мониторинговых замеров)

х

поставленных задач

Успешная  социализация   и  высокий  уровень

Положительная динамика

сформированности навыков культурного поведения

у дошкольников на выходе в школу

Родители   станут   активными   участниками образовательного процесса

100%

Для участников образовательного процесса

Создание  системы  работы  по  формированию

Наличие

перспективного

навыков культурного поведения

плана,  учебно-дидактического комплекса

Развитие

образовательной среды по

Наличие   в банке данных

формированию навыков культурного поведения

дидактических и методических

образовательных  ресурсов  по интеграции образовательных областей области

«Социализация» раздел «Этикет»

Эффективное использование модели работы по формированию навыков культурного поведения

Проведение открытого семинара для участников образовательного процесса

Повышение уровня компетентности

Положительная динамика , не менее 70 %

воспитанников:

- высокий уровень КГН;

- высокий уровень культуры взаимоотношений;

-  высокий  уровень  общения  со  взрослыми  и сверстниками

- высокий коэффициент культуры деятельности.

Проведение проектов направленных на формирование основ поведенческой культуры

положительная динамика количества мероприятий

Результативное участие воспитанников смотрах, конкурсах

ежегодное наличие призеров, лауреатов

Создание информационной поддержки участников образовательного процесса

Наличие банка данных по данной теме

Достижение педагогом высокого уровня квалификации в вопросах формирования основ поведенческой культуры в ОП

Удовлетворенность собственной профессиональной деятельностью, изменение к целям и результатам собственного труда, профессиональной и личностной самореализации


Педагогическая гостиная:«Методика  воспитания  культуры  поведения   и отношений детей старшего дошкольного возраста»

Проведение гостиных 1 раз в 3 месяца Количество педагогов - 10

Создание методических рекомендаций по вопросам формирования основ поведенческой  культуры  у  дошкольников  по всем возрастным категориям.

2 методические рекомендации для каждого возраста

Создание

диагностического  инструментария,

Диагностический

позволяющего

оценивать

уровень

инструментарий

по

сформированности

навыков

культурного

образовательной

области

поведения

«Социально-коммуникативная»

раздел

«Этикет»

Удовлетворѐнность родителей образовательным

Положительная динамика

процессом в дошкольном учреждении

Выпуск

информационно-методического

10 экземпляров

бюллетеня по итогам реализации проекта

Родительские собрания

100 % родителей

Памятки родителям

100 экземпляров

Рекомендации педагогам

30 экземпляров

Статья в электронном журнале

1 статья

Публикации  опыта работы   на сайте детского сада, в других Интернет-ресурсах

Опыт работы опубликован на сайте

Используя методические рекомендации авторов - И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, А.М. Счастной и др., были определены критерии уровней сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень (1 балл) - ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, но у него отсутствует привычка доводить начатое дело до конца; он не всегда бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка отсутствует интерес к содержательным занятиям. Ребенок часто пренебрегает правилами гигиены. В общении со взрослыми и сверстниками ведет себя непринужденно, использует не всегда соответствующий словарный запас и нормы обращения. Не умеет конструктивно решать конфликты, не учитывая интересы сверстника. Не умеет договариваться о совместных действиях. Отказывается прийти на помощь взрослому или другому ребенку.

Средний уровень (2 балла) - дети имеют выраженную привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети уже осознанно интересуются чем-то новым, более активны на занятиях. В процессе общения со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Дети более самостоятельны, у них имеется неплохой запас слов, что помогает им в выражении своих мыслей и эмоций. Они всегда стараются соблюдать требования гигиены: следят за опрятностью, содержанием в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви и др. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. У детей не всегда получается договориться о совместных действиях, они предпочитают, чтобы другие приняли их точку зрения, однако иногда уступают. Помогают другим детям или взрослым по просьбе воспитателя, не проявляя самостоятельной инициативы.

Высокий уровень (3 балла) - ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; имеет привычку доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка присутствует естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, он дорожит собственным временем и временем окружающих его людей. Ребенок в состоянии регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. В общении со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнение норм, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. В споре старается учитывать интересы другого ребенка. Ребенок умеет договариваться о совместных действиях. Готов бескорыстно и без напоминания воспитателя прийти на помощь, поделиться игрушкой.

Перспективы дальнейшего развития проекта

  • результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи. В дальнейшем будет продолжена работа по:
  • созданию программы по формированию навыков культуры поведения у дошкольников младшего и старшего дошкольного возраста;
  • расширению и обновлению содержания учебно-дидактического комплекса для старших дошкольников;
  • разработке учебно-дидактического комплекса для детей младшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность педагогов и детей

тема

цель

ресурсное обеспечение

месяц

экскурсия «Прогулка в лесную зону»

формировать любовь к природе, воспитывать сострадание ко всему живому

Знаки «Что можно, что нельзя делать в лесу»

сентябрь

беседа после просмотра спектакля

формировать навыки культурного поведения в общественном месте

просмотр спектакля по плану работы с социумом

сентябрь

беседа «культурный человек»

на конкретных примерах дать понятие «культурный человек»

игровой материал, грамзапись, художественная литература

октябрь

настольная игра «Я – пешеход»

формировать навыки культурного поведения на улице

макет улицы, атрибуты к игре

октябрь

активизирующее общение «каким я хочу быть»

обобщить знания детей о достоинствах и недостатках, встречающихся у человека.

атрибуты к драматизации сказки

ноябрь

занятие «мои недостатки и достоинства»

учить видеть свои достоинства и недостатки в поведении  и уметь ими управлять, избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных

игровые фишки

ноябрь

решение проблемных ситуаций  «этичные и неэтичные поступки»

учить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей

карточки – картинки с проблемными ситуациями, дидактический материал

декабрь

активизирующее общение «не хочу быть неряхой»

воспитывать желание быть всегда опрятным, аккуратным, содержать в порядке и чистоте свои вещи

игровой материал, художественная литература

декабрь

беседа «маленький, да удаленький»

воспитывать желание помочь близким и окружающим людям

художественная литература по теме

январь

занятие «правила этики»

познакомить с правилами взаимоотношений людей друг с другом - этикой

дидактический материал

январь

сюжетно-ролевая игра «Я – пассажир»

закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте

игровые модули, атрибуты к игре

февраль

активизирующее общение «береги честь смолоду»

дать понятие, что значит быть честным, порядочным человеком

художественная литература

февраль

игра – соревнование «рыцарский этикет

воспитывать уважительное отношение к женщине, девочкам

игровые модули, атрибуты к конкурсам

март

активизирующее общение «какая бывает красота»

на примере русских сказок дать понятие физической и духовной красоты

художественная литература, диски с записями сказок, набор для рисования

март

беседа «умеешь ли ты дружить?» викторина «если с другом вышел в путь»

дополнить представления детей о дружбе, воспитывать любовь и доброе отношение к окружающим

дидактический материал, грамзапись, видеозаписи, задания для конкурсов, разрезные открытки, призы

апрель

сюжетно-ролевая игра «гостям всегда рады»

учить самостоятельно решать проблемные ситуации, знакомить с правилами этикета, формировать навыки культурного поведения в гостях

игровые атрибуты, модули

апрель

конкурс «культура и мы»

обобщить знания детей по данной теме

карточки с заданиями, дидактический материал, атрибуты к играм, призы

май


Список литературы:

  1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2003.

  1. Т.А. Шорыгина «Эстетика для малышей» М., Прометей. 2003 г.

  1. Васильева Л. – Гангус. "Азбука вежливости". – М.- 2005.

  1. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001

  1. Лисина В. Р. "Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада".//Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004

  1. Усачева Т. "Учим детей вежливости".//Дошкольное воспитание. 2006.№5. С.5-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста на основе валеологических знаний.

Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.Здоровый образ жизни – одно из условий сохранения и укрепления здоровья...

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей

Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Исследовательская работа по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики и психологии ключевой проблемой....