Главные вкладки

    Исследовательская работа по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Хубракова Санжидма Галшиевна

    Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики и психологии ключевой проблемой.

             Поэтому одной из важнейших задач образования является обучение детей эффективным способам межличностного общения. Эту работу необходимо проводить уже в дошкольном возрасте, так как установление дружеских  контактов, владение навыками общения является одной из важных задач на данном возрастном этапе. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Диагностика развития общения у детей 5 – 6 лет

    Подготовила  Хубракова С.Г.

    воспитатель первой категории

    Содержание

    Введение

    Часть 1. Теоретические основы развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

    Современные пятилетние дети: особенности психического развития

    Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

    Развитие общения в совместной игровой деятельности

    Часть 2. Исследования  ролевых игр на характер межличностных общений детей старшего дошкольного возраста.

    Анализ данных экспериментального исследования развития общения у детей 5 – 6 лет

    Заключение

    Библиографический список

    Приложение

    Введение

             Актуальность проблемы: Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики и психологии ключевой проблемой.

             Поэтому одной из важнейших задач образования является обучение детей эффективным способам межличностного общения. Эту работу необходимо проводить уже в дошкольном возрасте, так как установление дружеских  контактов, владение навыками общения является одной из важных задач на данном возрастном этапе.

             Данная проблема широко освещена в психолого – педагогической литературе. Т.В.Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении со сверстниками.

             Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных  общений со сверстниками в группе детского сада.

             В дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то в дошкольном она уже становится одной из главных. В 4 – 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает общество сверстников. [8;8]

             Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Общение – это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их условий с целью достижения общего результата. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую самостоятельную потребность человека, не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями, например, нуждой в тепле, пище, во впечатлениях и активности или стремлении к безопасности». Общение обязательно включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.[7;10]

             Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформулирована способность к общению в детстве со сверстниками, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия и т.д.

             Исходя из этого определилась цель исследования: определить условия развития общения у детей 5-6 лет в совместных играх.

             Объектом исследования является процесс развития общения у старших дошкольников.

             Предметом исследования являются сюжетно – ролевые игры.

             Задачи:

    1. Теоретический анализ психолого- педагогической литературы по данной проблеме;
    2. Определить условия развития общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевых игр.

    Часть 1. Теоретические основы развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

    Современные пятилетние дети: особенности психического развития.

             Пятый год жизни особо значим в становлении речи детей. Это период, когда ярко проявляется способность к внеситуативному общению с взрослыми, к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками, к играм со словами, звуками, рифмами, смыслами. Если конкретнее: в общении с взрослыми более употребляются инициативные высказывания – контекстные, развернутые, грамматически структурированные, насыщенные все чаще сложными предложениями. Не менее значим в становлении коммуникативной функции речи и практические контакты со сверстниками, хотя речевое взаимодействие имеет форму отдельных диалогических циклов (единств), часто не взаимосвязанных. Стремясь выразить себя, рассказать о своих действиях, чувствах, партнеры не замечают друг друга – каждый говорит о своем. Но тому есть объяснение: характер общения обусловлен не только возрастными особенностями, но и спецификой деятельности.[86;2]

             Пятилетний возраст – хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. Если внимательно просмотреть научно – психологическую литературу, нетрудно заметить: многие авторы отмечают существенные изменения в психическом развитии ребенка. В общих чертах их суть можно определить как становление его внутренней психической жизни, внутреннего плана действия, которые начинают определять внешнее поведение. Речь идет о более или менее устойчивой иерархии мотивов. Ребенок знает, чего он хочет, и добивается своей цели; его поведение определяется не окружающей обстановкой, а собственным решением, начинают преобладать «действия от  мысли, а не от вещи». Изменения эти находят свое отражение и конкретизируются во всех сферах психического развития – коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

             В сфере общения с взрослым на первый план выходит внеситуативные формы общения – познавательная и личностная. Внеситуативно – познавательная форма общения, которая достигает в этот период наивысшего развития, представляет своеобразное «теоретическое» сотрудничество. Обостренная познавательная потребность ведет к тому, что ребенок теперь уже может задавать взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы, охватывающие все области знаний о мире. Взрослый для него источник новых знаний, эрудит, способный разрешить сомнения. У некоторых пятилетних детей складывается новая и высшая для дошкольного возраста внеситуативно – личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее содержание – мир людей, а не вещей. Если у четырех – пятилетних детей в беседах с взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, своих родителях. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главный побудитель общения – сам человек, независимо о его конкретных функций. [64;9]

             Пятилетний возраст – характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику (в особенности это характерно для тех, кто посещает детский сад). По своей привлекательности сверстник начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни ребенка. Главное содержание общения – деловое сотрудничество, совместная игровая деятельность. Однако спокойное индифферентное отношение к сверстнику сменяется напряженным к нему вниманием. Общение теперь опосредуется предметной или игровой деятельностью. Ребенок пристально и ревниво наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реагирует на оценку взрослого яркими эмоциями. Резко возрастает его сопереживание ровесникам (как по количеству случаев, так и по интенсивности), но зачастую оно носит неадекватный характер и проявляется в виде хвастовства, зависти, конкуренции, демонстрации преимущества. Резко возрастают количество и острота конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях, чаще проявляются агрессивность и застенчивость. Сверстник теперь предмет постоянного сравнения с собой, причем сравнения, направленного не на поиск общности, а на противопоставление себя и другого. Потребность в его признании, уважении становится главной в общении как с взрослым, так и с ровесником. Кроме того, активно – путем погашения конфликтов и решения проблем в межличностных отношениях со сверстниками – формируется коммуникативная компетентность. [63;9]

    Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

             Для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что оно является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.

             В процессе общения между детьми часто возникают конфликты. Они могут играть положительную роль в социальном и личностном развитии детей. Но могут иметь и отрицательные последствия. Для полноценной социализации ребенку необходимо научиться налаживать взаимоотношения со сверстниками. [72;6 ]

             Конфликтное взаимодействие детей старшего дошкольного возраста протекает неодинаково. Различия обнаруживаются по ряду параметров, таких как частота вступления ребенка в конфликт с ровесниками; повод, по которому возникает конфликт; степень эмоционального напряжения; способ выхода из конфликта.[73;6]

             Поводом для конфликтов со сверстниками становятся прежде всего препятствия, которые мешают ребенку занять главенствующее положение, управлять сверстниками, навязывать свои модели и образцы совместной деятельности. Конфликт сопровождается ярко выраженными эмоциональными проявлениями и переживаниями, что свидетельствует о значимости происходящего для ребенка. Утверждение своей позиции сопровождается чаще всего силовым давлением на сверстника, а противостояние с ним доводится по возможности до «победного» конца.

             Почти все дети время от времени конфликтуют между собой, но только с одними это случается редко, с другими – довольно часто. Одни дети, как правило, бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной со сверстниками деятельности, и сами инициируют конфликты; у других дело доходит до конфликта лишь в чрезвычайных обстоятельствах; третьи – включаются в конфликт, только вовлекаемые в него партнером, и практически сразу пытаются выйти из него, избежать его дальнейшего развития и т.д.[76;3]

           

           

    Развитие общения в совместной деятельности.

             Все важнейшие новообразования этого периода зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста –сюжетно –ролевой игре. [65;9]

              Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя с детьми, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует совместные планы. Иными словами, учится умению общаться. Играя с предметами – заместителями, учится оперировать в мыслимом, условном пространстве. С игрой слиты первоначально продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет; строя что – либо из кубиков, вплетает это в ход игры.[6;4]

             Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношениях (врач – больной, мама – дочка, продавец – покупатель и т.д.) и на уровне реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети, распределяя роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и т.д.) В совместной игре постоянно происходит переход от одного уровня на другой – переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации и т.д.[9;5]

             Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста находит свое выражение в жестах, мимике и в совершенствующейся речи. Дети сопровождают речью свои игровые действия, пользуются ею во взаимоотношениях со сверстниками. Овладение речью помогает ребенку стать инициатором в игре, занять такое положение, при котором он «законно» становится объектом подражания для других.

             Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому собственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты. [13-15;10]

    Часть 2. Исследование  ролевых игр на характер межличностных  общений у детей старшего дошкольного возраста.

    Анализ данных экспериментального исследования развития общения у детей 5-6 лет.

           

             В обследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 26 детей.

             Для проведения эксперимента по выявлению развития общения у детей 5-6 лет была использована групповая работа с целью организации ролевого общения.

             Средством к достижению цели эксперимента послужили сюжетно – ролевые игры. В своей работе использовали игры, направленные на объединение участников, их раскрепощение в группе, преодоление робости, неуверенности в себе, развитие положительных эмоций.

               Содержание сюжетно –ролевых игр предусматривает формирование таких качеств, как дружба, взаимопомощь, умение общаться друг с другом, умение видеть в окружающем хорошее, жизнерадостность и т.д.

               По результатам наблюдений показали, что ролевые игры весьма однообразны и ограничены в основном семейной тематикой. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные 15-17 лет назад. Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых.

              То, что дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», может свидетельствовать о том, что игра перестает быть способом освоения социальных отношений.

             По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев.

              И, так, все важнейшие новообразования этого периода зарождаются и первоначально развиваются в сюжетно – ролевой игре.

             Возрастные особенности позволяют определить направления психологической диагностики и составляющие их аспекты. Это во- первых, коммуникативно – личностная сфера – уровень общения ребенка с взрослым (форма общения), особенности отношений с близкими взрослыми, социальная компетентность в общении со сверстниками; во –вторых, познавательная сфера – уровень ориентировки в окружающем, образное и логическое мышление, связность речи, способность ориентироваться на существенные признаки; волевая сфера – принятие и выполнение заданий взрослого, способность опосредовать свои достижения образом.

             Форма общения ребенка с взрослым определяется на основе известной и многократно апробированной методики, разработанной М.И.Лисиной.

             Методика включает три ситуации общения с взрослым, каждая из которых представляет собой модель определенной формы.

             Отношение ребенка с близкими взрослыми и его эмоциональное самочувствие выявлены с помощью широкоизвестного психологического теста «Рисунок семьи».

            Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками – с помощью методики «Картинки» (авт. Е.О.Смирнова и Е.А.Калягина).

            Для выявления предпочитаемого общения используются разные формы взаимодействия:

             С целью определения формы общения ребенка с взрослым проводились индивидуальные беседы, были организованы совместные ролевые игры. Перечень комплекса сюжетно – ролевых игр представлен в таблице 1 (Приложение 1)

             Наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей в группе показали заметные результаты. В ходе игр, хотя дети были настроены на совместную деятельность, было замечено, что дети обычно обозначают отдельные игровые действия, предметы; разыгрывают диалоги с игрушками. Выявлено: кратковременное взаимодействие с партнером – 65 % детей; устойчивое взаимодействие возникает на основе содержания игры – 25%. Коллективные – в форме кратковременного взаимодействия в процентах меньше чем в форме устойчивого на основе содержания. И, так,  игры в данной группе становятся к 5 – 5,5 годам. Устойчивое взаимодействие возникает на основе личных симпатий – 43%; практическое взаимодействие и речь имеют характер «без слов и словом». Запись совместной игры, которую наблюдали в данной группе представлен в ( Приложении 2).

            Результаты наблюдения за игровой деятельностью представлены в таблице 2 (Приложение 3).

             Способность к внеситуативно – познавательному общению помогла раскрыть беседа по поводу прочитанной книги. В процессе беседы в основном количестве дети увлечены содержанием книги, задают вопросы, рассказывают о своих познаниях, не отвлекаются, ведут диалог.

             Беседа об отношениях с друзьями, в ходе которого задавались такие вопросы, как, кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить? и т.д. позволили продиагностировать умение общаться ситуативно – личностно.

             Результаты диагностики проведенной при помощи методики «Рисунок семьи» представлены в таблице 3 (Приложение 4).

             Анализ данных таблицы 3 показывает, что большинство детей набрали положительные баллы. Это говорит о том, что дети чувствуют свою значимость в семье, больше общаются друг с другом. Дети охотно излагают свои мысли, отвечают на вопросы.

    Заключение

             В наше современное, конфликтное время конструктивное общение является одним из важнейших факторов формирования целостной, самодостаточной личности. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является обеспечение детей эффективным способом межличностного общения.

              Анализ психолого – педагогической литературы по данному вопросу позволил выявить, что своевременное влияние и выявления развития коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте является более эффективным.

             При проведении эксперимента было выявлено, что психологический климат в исследуемой группе носит достаточно благоприятный характер. Хотя есть дети конфликтные, но в основном количестве дети владеют конструктивными способами общения.  У многих детей сформировано умение управлять своим поведением (произвольность), строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь другу и т.д.).

             Центром исследования являлся комплекс сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, способствующих развитию межличностного взаимодействия. Совместные игры учат детей общаться, понимать и уважать друг друга.

        Обобщенный анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что приемы, методы, соответствующие возрастным особенностям детей, способствуют осуществлению поставленных целей и задач.

    Список литературы

    1. Антонова Т.В., Рояк А.А., Година Г.Н. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений // Дошкольное воспитание, -1991, № 4- С.42-46.
    2. А.Арушанова, Н Дурова, Е.Рычагова Пятый год жизни: истоки диалога: сценарии активизирующего общения // Дошкольное воспитание, 2004, № 11 – С.86-93.
    3. Безруких М.М. Дети, которых не понимают взрослые. Тактика общения // Дошкольное воспитание, 2002, № 9 – С.72-84.
    4. Жичкина А.. Значимость игры в развитии человека// Дошкольное воспитание, 2002, № 4 С 2-6
    5. Клименкова О.  Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002, № 4 С 7-13.
    6. Павленко Т., Рузская А.. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003, № 1 С.72-77.
    7. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт – сост. Е В. Доценко.- Волгоград: Учитель, 2010. -297 с.: ил.
    8. Смирнова Е.О. Общение и отношения дошкольников со сверстниками. Психология ребенка М. 1997.
    9. Смирнова Е., Гударева О..  Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание, 2003, № 10 – С.63-71.
    10. Щербакова Е.М. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. – М.: Просвещение, 1984.- 80с., ил.

    Приложение 1

    Таблица 1

    Тематическое планирование игровых проектов

    Месяц

    Содержание

    Задачи

    Продукт детской деятельности

    Виды игровой деятельности

    Ноябрь

    Выпуск журнала про любимого героя.

    1. Формировать у детей умение заниматься каким-либо общим делом рядом с другими.

    Детский журнал о персонаже мультфильма  «Шрек».

    Обыгрывание действий героев из любимых мультфильмов

    Ноябрь – декабрь

    Фотомастерская.

    Ателье  «Фантазия».

    Салон Красоты.

    2. Поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе общего интереса.

    3.Способствовать совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий.

    4.Создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в игровой деятельности.

    -Выставка автопортретов «мы друзья» (ширмы с фотографиями детей)

    -Изделия, сшитые из остатков ткани и оформление особым образом. Альбом с образцами моделей одежды, придуманных детьми.

    - Предметы-накопители: коробочки, сундучки, ларцы ит.д.

    Игра  «Праздник в детском саду»

    Игра  «Парикмахерская»

    Декабрь-январь

    Сказки Пушкина.

    Совместное оформление с детьми уголка бурятского национального быта и уголка «русская изба» в группе.

    5. Помочь детям в познании самого себя, вызвать взаимный интерес друг к другу.

    6. Обеспечивать ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений.

    7.Создать условия для проявления активности неконтактных, замкнутых детей.

    Рисунки –иллюстрации к сказкам Пушкина.

    Сценарии театрализованной викторины.

    Атрибуты к сюжетно – ролевым играм ( угощения для гостей, сделанные из соленого теста, « папье –маше»

    Игра « Моя семья»

    Январь-февраль

    Наше любимое увлечение

    8. Вовлечь изолированных детей в игровую деятельность, повысить социальный статус.

    9. Учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действие и мнение с партнерами.

    10.Способствовать сплочению коллектива, коррекция замкнутости, тревожности, агрессии, конфликтности.

    Атрибуты к сюжетно – ролевым играм ( угощения для гостей, сделанные из соленого теста, « папье –маше»

    Игра «Магазин»

    Игра»Мы играем во врача»

    Март

    Наше любимое увлечение

    11.Способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

    12. Способствовать к сплочению коллектива, установлению дружеских отношений между девочками и мальчиками, воспитанию бережного отношения друг к другу, дружбы, любви.

    Сооружения из разных видов конструкторов;

    альбомы с иллюстрациями машин;

    атрибуты к играм, сделанные самими детьми вместе с родителями.

    Игры по ПДД

    Игра  «Строитель

    ство»

    Апрель

    Наше любимое увлечение

    13.Способствовать повышению личностного статуса каждого из участников, научить развивать сюжетно- ролевые игры.

    14.Оптимация межличностных отношений: формирование интереса к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.

    Атрибуты к сюжетно –ролевым играм;

    -альбомы;

    -рисунки.

    Игра « Космо

    навты».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

    Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

    Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения» (для детей старшего дошкольного возраста)

    Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»...

    Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

    Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

    Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

    Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

    Материал из опыта работы "Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста"

    Материал из опыта работы "Развитие эмоционально-нравственной  сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста"...

    Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.

    Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оч...